Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
МирЗа бугром

Ташкент — город мастеров

Как в Узбекистане совмещают традиции и современность

Часто говорят: «Ташкент — город хлебный». Но, побывав здесь, убеждаешься, что Ташкент еще и город удивительных мастеров редких ремесел, которые узбекский народ смог бережно сохранить в течение многих веков.

Каждая страна, каждый город мира, куда ты попадаешь, находясь на отдыхе или благодаря служебной командировке, — это прежде всего люди, которые тут живут. Именно знакомство с ними и создает собственное впечатление о жизни местных жителей, об их культуре и истории. Моя недавняя поездка в Ташкент, где проходил III Международный инвестиционный форум, помимо официальной части дала возможность посетить немало интересных мест и пообщаться с удивительными людьми. 

Узбекский адрас на белом фарфоре 

В Узбекистане, где люди испокон веков вели оседлый образ жизни, и через территорию которого пролегал Великий Шелковый путь, сумели бережно сохранить народные ремесла до наших дней. «НП» уже писало, что нынешняя власть в республике в последнее годы сделала ставку на развитие туризма, который вносит серьезный вклад в экономику страны. Только за последние два года государство инвестировало один миллиард долларов США в инфраструктуру отрасли, включая восстановление исторических мест, строительство дорог и отелей, что позволило привлечь дополнительно два миллиарда долларов США частных инвестиций. 

«Сегодня многие страны полагаются на индустрию туризма для оживления своей экономики и решения насущных социальных проблем. Каждый доллар, вложенный в эту отрасль, в будущем принесет в три-четыре раза больше прибыли. При этом каждое новое рабочее место, созданное в сфере туризма, позволяет создать два новых рабочих места в других отраслях», — говорил ранее Президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев. 

Такая политика дает свои результаты: по итогам 2023 года Узбекистан посетили семь миллионов туристов. К 2030-му республика намерена довести эту цифру до 15 миллионов, а внутренний турпоток — до 25. 

Уже в ближайшие годы, по оценке экспертов, отрасль позволит создать миллион новых рабочих мест за счет развития медицинского, экологического, гастрономического, этно-, экстремального и других видов туризма. 

Прогуливаясь по Ташкенту, можно увидеть, как бойко идет торговля в рассыпанных по всему городу бутиках национальной одежды, как заполнены до отказа туристами рестораны и кафе. Официанты в поте лица разносят на подносах ручной работы настоящий узбекский плов. Везде очереди в кассы, чтобы посетить значимые исторические комплексы. Здесь везде красиво и вкусно. 

В одном из таких бутиков в городском парке «Анхор-локомотив» мое внимание привлекла красивая фарфоровая посуда с ярким традиционным национальным орнаментом. Здесь и пиалки с заварочными чайниками, и чайные пары, и подносы, и вазы, и фруктовницы... Глаза просто разбегаются. 

Хозяин бутика Рустам Екубов рассказал, что в свое время его родители работали на фарфоровом заводе возле Ташкента и он там же работал, освоив секреты росписи по глине. 

Несколько лет назад Рустам ушел в свободное плавание, открыв свое ИП. Вместе с супругой теперь продает посуду собственного творения. Все их изделия очень индивидуальны и очень узбекские, словно застывший на белом фарфоре яркий национальный атлас. Туристы могут не только купить на память понравившийся им чайный набор, но и увидеть, как разрисовываются чашки и тарелки. Это очень завораживающее зрелище. 

IMG_0534.jpg

Гончар из Риштана 

Во многих странах мира известна глиняная посуда узбекских гончаров. В Узбекистане к гончарному ремеслу особое отношение. Оно одно из самых древних и датируется II-I веками до н.э. Орнамент глазурированной керамики, созданный узбекскими гончарами, — настоящее произведение искусства, причем рисунок на каждом изделии никогда не повторяется.

Ставка на туризм вдохнула новую жизнь в гончарное дело. Ремесленники в Узбекистане пользуются всемерной государственной поддержкой. Для центров по изготовлению и продаже национальной керамики предоставляются самые лучшие места в каждом городе страны. Об этом нам рассказал 17-летний потомственный гончар Мухаммад Расул. Он родом из небольшого города на юге Ферганской долины — Риштан, который является главным центром по изготовлению керамики в Узбекистане еще со времен Великого Шелкового пути. 

«Керамическая посуда из Риштана считается самой лучшей благодаря особенному составу глины. Она не только экологичная, но и самая «музыкальная», — рассказал гончар и в доказательство легонько щелкнул пальцами по глиняному подносу, отчего тот издал мягкий и долгий звук, как музыкальный инструмент. 

Не без гордости Мухаммад провел нам небольшую экскурсию по гончарному центру, который с участием президента страны открыли два года назад в одном из исторических мест Ташкента, где раньше располагались караван-сарай, мечеть и медресе, построенные еще в XVI веке. 

Здесь все, как много веков назад, — просторный двор, где под тенью крон раскидистых деревьев стоят деревянные суппа (тапчаны в переводе с узбекского. — Прим. автора), где путники могли отдохнуть и за переносным хон-тахта (столик) утолить жажду традиционным кок-чаем (зеленый чай) с восточными сладостями. 

В просторных залах бывшего медресе расставлена узбекская глиняная посуда всех форм и расцветок. Туристы рассматривают и с удовольствием покупают приглянувшуюся им вещь в качестве сувенира. Кроме этого, для желающих здесь во дворе проводятся мастер-классы по изготовлению посуды. В самый разгар туристического сезона в день гончарный центр посещает до нескольких сотен человек. Не менее 30-50 из них принимают участие в мастер-классах. 

IMG_0888.jpg

Чапан для мамы Илона Маска 

Если в Казахстане только в последние два-три года наметился некий ренессанс национальной одежды и даже впервые в этом году в рамках празднования Наурыза казахстанцы отметили День национального костюма, то в соседнем Узбекистане, по крайней мере, в регионах, никогда не отказывались от тех же традиционных чапанов и тюбетеек. Но в целом в советское время и в первые годы независимости в республиках Центральной Азии ношение предметов национальной одежды считалось чем-то архаичным. Сейчас, напротив, это стало модным трендом. 

На улицах центральноазиатских городов сегодня можно увидеть, что все больше и больше людей носят одежду с национальными элементами. Тон задают модницы, смело миксуя джинсы и современные брюки с чапанами или абайями. 

«Национальная одежда — это одно из условий национальной идентификации. И нынче мы наблюдаем тренд возврата интереса к своим истокам. Это некое пробуждение народа», — поделилась своим мнением одна из известных в Ташкенте дизайнеров Ноиля Усманова. 

Она отметила, что для нее важно создать такую одежду, которая содержала бы в себе и национальный стиль, и при этом была бы адаптирована к современным условиями жизни. 

Уловив этот тренд несколько лет назад, Ноиля, сидя в декретном отпуске по уходу за детьми, решила не терять время зря и освоить новую для себя профессию портнихи, несмотря на то, что по первому образованию она медик. 

Благодаря своей настойчивости и упорству, несмотря на трудности, шаг за шагом Усманова создала свою компанию по пошиву национальной одежды. А идея сделать своей фирменной фишкой национальную вышивку из узоров в виде граната ей пришла после того, когда она однажды оказалась в Самарканде на одном из рынков, где увидела вышитые местной мастерицей традиционные наволочки для подушек. 

«Я еще не осознавала в тот момент, как именно смогу их использовать, но скупила всю партию этих наволочек, чем растрогала до слез саму золотошвейку, которая не ожидала такого покупателя в моем лице. Мало того, я даже заключила с ней договор на будущие партии. Эти наволочки с тех пор стали главной деталью на всех моих изделиях. Я использовала их в виде кокеток для платьев и для общего рисунка чапанов», — рассказала Ноиля Усманова. 

Сегодня изделия, выпускаемые ее компанией Siluet.Meros, популярны не только в самом Узбекистане, но и далеко за ее пределами. Так, заказы на свадебные наряды для невест, расшитых бисером с национальным орнаментом, поступают ежедневно из Канады, ОАЭ, Ирана, Ливана, Сирии, России, Кыргызстана и Казахстана. Кстати, во время приезда в Ташкент мамы знаменитого Илона Маска власти города вручили гостье расшитый вручную чапан от Ноили Усмановой. 

Сегодня только в Ташкенте открыто уже четыре бутика компании Siluet. Meros. Около 500 узбекских женщин-золотошвеек, которые сидят дома по уходу за детьми, могут зарабатывать, выполняя заказы от ее фирмы. 

IMG_0510.jpg

Беш Козон (Bash Qozon)

В самом же Ташкенте самым популярным местом является Центр плова Besh Qozon, что в переводе с узбекского означает «Пять казанов». Судите сами, в будние дни отведать настоящего узбекского плова сюда приходят от трех с половиной тысяч до пяти тысяч человек, а в праздничные, особенно в Новруз — от 10 000 до 15 000. 

«Побывать в Ташкенте и не отведать настоящего узбекского плова — это большое упущение. «Если кто-то говорит о плове, он сразу вспоминает Узбекистан, а если говорит об Узбекистане, то вспоминает о плове», — рассказал шеф-повар самого крупного в Ташкенте Центра плова Besh Qozon 44-летний Мир-Комил Махмудов. 

Шеф-повар рассказал, что каждый день для того, чтобы накормить всех посетителей центра, уходят примерно тонна риса, тонна мяса (баранина и говядина) и две-три тонны желтой и оранжевой моркови. 

В этом Центре плова под его руководством работают пять поваров-учеников — шогирды (на узбекском. — Прим. автора) и еще столько же их помощников. Каждый знает и выполнят свой фронт работ. Рабочий день в Besh Qozon начинается с шести утра, когда ученики топят печь, чистят и нарезают морковь соломкой, промывают рис, рубят мясо. Те, кто поопытнее, уже непосредственно занимаются приготовлением главного блюда. 

«Сам я освоил готовку плова с раннего детства, когда вместе со своим братом помогал отцу, которого всегда приглашали на все большие праздники в моем родном кишлаке (деревня). Мне было, наверно, лет пять», — рассказал Мир-Комил Махмудов. 

Шеф-повар раскрыл два секрета популярности этого главного блюда узбекской кухни. Во-первых, настоящий плов должен готовить только мужчина. А лучшие повара — это мужчины. Во-вторых, надо любить свою профессию. Без желания стать лучшим в своем деле и без любви к людям вкусного плова не получить. 

Кстати, стоимость одной тарелки плова составляет от 36 000 до 40 000 сомов либо около 1000 тенге на наши деньги. Как жаль, что видео и фото не передают аромат настоящего узбекского плова. А впрочем, впереди лето и надо просто взять билет на самолет в Ташкент, найти Центр плова, а их пять по всему городу, и наконецто самому отведать это знаменитое на весь мир блюдо. Приятного аппетита! 

Читайте в свежем номере: