Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Письма Санта-Клаусу и штоллены
МирЗа бугром

Письма Санта-Клаусу и штоллены

В промежутках между первым и вторым адвентами немцы отпраздновали День Николауса. По поверьям он приходит к тем, кто весь год вел себя хорошо и совершал добрые поступки. Скорее всего, многие взрослые вряд ли бы дождались Николауса с подарками, поэтому в общем и целом это праздник детский. 

Сапожок,сапожок, что ж ты мне готовишь...
В Германии День Святого Николауса начали праздновать в 1555 году. В древние времена Николаус дарил детям хлеб, орехи, сухофрукты и одежду. Сейчас тенденция не изменилась. Как правило, за свою послушность детишки получают сладости или игрушки. В ночь с 5 на 6 декабря все маленькие жители страны выставляют начищенные ботинки за дверь, чтобы проходящий мимо Николаус положил туда что-то особенное. Правда, подарки он приносит только послушным детям, а те, кто целый год не слушал своих родителей, могут получить розги. Именно этот святой, к слову, в начале XIX века также стал прообразом американского рождественского Санта-Клауса. «Добрый день, я Святой Николай, — поется в одной из немецких детских песен, посвященных этому празднику. — Я хожу с мешком подарков от дома к дому. Мне надо спешить, выставляйте свои сапожки и ждите Николауса. Сегодня ночью вы увидите меня в своих снах». 

Святой Николаус был архиепископом античного города Мира, располагавшегося на территории современной Турции. В возрасте 19 лет, став епископом, он раздал все свое имущество бедным. О его смиренности и великодушии ходили легенды. Одна из них рассказывает о великом голоде, во время которого Николаус отправился в порт и выпросил у моряков зерно, предназначавшееся для византийского императора. Чудо заключалось в том, что от груза, доставленного в Византию, не убавилось ни грамма. В другой легенде говорится о бедном отце, который не мог обеспечить приданое своим трем дочерям. Николаус, еще не будучи епископом, три ночи подряд подбрасывал в комнаты девушек самородки. В итоге зазвучали свадебные колокола. Самородки с течением времени превратились в яблоки, императорское зерно — в игрушки и сладости для детей. 

Невзирая на то, что моему сыну 32-й год, он до сих пор радуется как ребенок, если к нему приходит Николаус. Больше всего мой взрослый ребенок любит традиционный немецкий штоллен, при этом обязательно из Дрездена. Что ему, как вы догадались, и приносит Николаус. 

IMG_2607.jpg

Сладкая предрождественская традиция 

Дрезден — красивейший город Саксонии. В нем много достопримечательностей: Фрауэнкирхе, Дрезденская галерея, Сикстинская мадонна, опера Земпера, но в декабре главная достопримечательность — это кексы. Ежегодно в пекарнях Дрездена и его окрестностях выпекают до пяти миллионов штолленов, которые экспортируют в 80 стран мира, и даже в Японию. За десятилетия после воссоединения Германии в календаре городских событий появились свои особые мероприятия и даты, связанные с рождественским лакомством. В этом году героями сезонной кампании стали персонажи балета Чайковского «Щелкунчик», в роли которых выступают танцоры саксонского брэйкданс коллектива The Saxonz. 

Вообще история штолленов насчитывает несколько столетий. Первые письменные упоминания о них датированы 1329 и 1474 годами. Как нетрудно догадаться, средневековая выпечка не была такой сдобной, пряной и сладкой. Она, скорее, была постной и исключительно из растительных ингредиентов. Вы не поверите, но сливочное масло для рождественских кексов использовать не разрешалось. Впервые на это дал согласие Папа Римский Иннокентий VII в 1491 году, да и то — по личной просьбе курфюрста. Через некоторое время кулинары-экспериментаторы начали добавлять в штоллены сухофрукты и алкоголь. 

В 1991 году в Саксонии был создан Союз защиты штоллена, в который входит более сотен пекарен и кондитерских, а еще перед началом сезона в Дрездене выбирают принцессу штолленов. 

Нельзя не упомянуть и еще об одной традиции: с 1994 года кондитеры изготавливают гигантский штоллен. В том самом году, например, он весил почти три тонны. Все средства от продажи кусочков гиганта пошли на восстановление Фрауэнкирхе. В этом году кондитеры начали выпекать коржи для штоллена уже в ноябре. Один корж весит около восьми килограммов. В общей сложности на штоллен ушло 800 килограммов муки, 500 000 изюминок и 450 килограммов масла. Продажа кусочков гигантского кекса начнется во время второго Адвента, то есть с 10 декабря. Стоимость порции — 10 евро. Выручка пойдет на региональные благотворительные проекты. 

Каждый дрезденский штоллен перед отправкой в торговлю получает специальную наклейку с номером, подтверждающую происхождение и качество. Если кого-то из читателей интересует цена дрезденского штоллена, то она варьируется от 20 до 25 евро за килограмм в зависимости от упаковки. 

Вам письмо, Санта...

В Германии в предпраздничные недели работает целых девять рождественских почтамтов, письма в которые приходят со всего мира. Открываются они в середине ноября. В этом году отвечать на письма и открытки за пару недель до наступления Рождества начали в небольшом городке Энгельскирхене, расположенном недалеко от Кельна. В прошлом году сюда пришло почти 135 000 приветствий, пожеланий и просьб к младенцу Иисусу из 50 стран, в том числе из Японии, Китая, Тайваня, Бразилии. Сотрудники рождественских почтамтов владеют разными языками. В Энгельскирхене могут читать письма и отвечать на них на 12 языках. 

В прошлом году добавились японский, нидерландский, эстонский и украинский. Возможность получить ответы на русском и белорусском языках появилась несколько лет назад. 

На детские послания здесь отвечает около 20 человек. Впрочем, как отмечает немецкая радиостанция WDR, пишут не только дети. Приходят письма из домов престарелых, от школьных классов, разных клубов и обществ. На момент открытия почтамта, а было это в середине ноября, туда поступило уже около 10 000 писем. 

Вы спросите — кто платит за это удовольствие? Немецкий почтовый концерн Deutsche Post, включая специальные конверты и марки, которые гасят особыми праздничными штемпелями. Основную работу выполняют добровольные помощники. А еще в Германии есть два рождественских почтамта, которые работают полностью на общественных началах. Один из них находится в Тюрингии — городе Химмельсберге. Другой — в Нижней Саксонии — городе Химмельсрайхе. Секретари-ассистенты Рождественского деда в этих двух местах просят прилагать для ответа подписанные конверты с немецкой почтовой маркой необходимого номинала. 

Первые такие филиалы появились в стране в 60-е годы. Например, в саарском городе Санкт-Николаусе традиция зародилась в 1965 году после того, как изобретательный представитель одной фармацевтической компании придумал разослать отсюда поздравления и небольшие подарки детям врачей по адресам из своей картотеки. Необычное место отправления не осталось незамеченным. Акция привлекла широкое внимание, поэтому уже на следующий год сюда пришли первые письма Николаусу и Рождественскому деду. 

IMG_2574.jpg

Секонд-хенд на Рождество

К магазинам «Вторичное использование» можно относиться по-разному. Одни считают унизительным приобретать в секондах вещи, тем более что в Германии в них недешево. Другие из принципа и экономии одеваются исключительно в таких магазинчиках, выискивают также необходимую кухонную утварь и многое другое. Благо, подобные секонды имеются в каждом более или менее крупном городе. Немецкое общество из года в год становится все более экологически сознательным. Этот тренд проявляется и в выборе подарков для близких. Результаты социологического опроса показали: все больше немцев готовы дарить подержанные вещи. Как сообщает немецкое Объединение розничной торговли (Handelsverband Deutschland — HDE), 40 процентов опрошенных жителей Германии поддерживают идею покупки бывших в употреблении вещей. Надо отметить, что дарить подержанные вещи в стране стали не только в этом году и не только из-за энергетического кризиса. Тренд обозначился уже в последние годы и связан с желанием бережно относиться к ресурсам. Экологически сознательных людей в Германии становится все больше. Участники опроса, который немецкое Объединение розничной торговли проводило за несколько недель до Рождества, отметили, что главными причинами в пользу подарка из секонд-хенда являются забота об экологии и более низкие цены. Интересно, что больше других радуются такому подарку люди в возрасте и женщины.

Предрождественские видеоролики и реклама

Лично я, да и многие другие, с интересом следят в предпраздничные дни за рекламными роликами по телевидению. Иногда из общего «ширпотреба» вдруг «выныривает» нечто весьма интересное и значимое. В прошлом году таковым стал видеоролик немецкого дискаунтера Penny и режиссера Себа Эдвардса под названием The Crack («Трещина“). Вот его краткое содержание: многоквартирный дом где-то в Германии. В подземном гараже, в лифте и даже за закрытыми дверями люди спорят, кричат или ругаются. Тем временем в стенах, дверях, полах и на потолках появляются трещины. Возникает чувство тревоги. И в этот момент маленький мальчик предлагает... поговорить. Пандемия COVID-19, война в Украине, энергетический кризис... Многие испытывали и до сих пор испытывают большую психологическую нагрузку. В такой стрессовой ситуации некоторые не могут даже спокойно разговаривать друг с другом. Увы, подобная тенденция четко прослеживается в немецком обществе. Так родилась идея ролика с примирительным посланием. Более 18 миллионов пользователей YouTube посмотрели видео дискаунтера Penny «Трещина». Это послание вызвало бурную реакцию. «Жуткий фильм, который заставляет задуматься», — написал один из пользователей. 

Но есть и критика. «Какое отношение этот клип имеет к дискаунтеру?» — недоумевают одни. «Странно, что сети супермаркетов сейчас продвигают морально-этические ценности», — замечают другие. А кто-то задается вполне резонным вопросом: «Разве это не задача наших политиков — посылать такие месседжи обществу?» 

Вот уже несколько лет рождественские социальные ролики, такие как «Трещина», вызывают большой интерес у телезрителей. Первопроходцем в Германии был концерт Edeka, который в 2015 году совершил гениальный и неожиданный переворот в рекламе своим видео Heimkommen («Вернуться в отчий дом»). 

Речь в нем шла о том, что после многих лет празднования Рождества в одиночестве старик прибегает к отчаянной уловке, дабы наконец собрать своих детей, разбросанных по всему миру. Он рассылает им свой некролог. Дети собираются в отцовском доме по поводу печального события — его кончины, но узнают, что отец жив. Этот клип посмотрели почти 70 миллионов человек. Многих он тронул до слез. 

К слову, дискаунтеры продуктов питания в Германии являются самыми щедрыми рекламодателями. Их ежегодные расходы на рекламу составляют 200 миллионов евро. Большая их часть уходит на рождественские кампании. В частности, например, на приобретение вещей для детских домов и домов инвалидов. 

О елках и других праздничных атрибутах мы и поговорим в следующий раз. 

Читайте в свежем номере: