Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
МирЗа бугром

День Шакала в Америке

Покушение на Трампа — продолжение исторической традиции США

Самым обсуждаемым в мире событием ночи с 13 на 14 июля стало покушение на экс-главу и кандидата в президенты США Дональда Трампа. В сторону выступавшего с предвыборной трибуны Трампа было произведено несколько выстрелов. Одна из пуль задела ухо оратора, другие убили одного и тяжело ранили двух участников митинга. Стрелок убит на месте агентами службы безопасности. 

Убийственная хроника 

Покушения на американских политических деятелей высшего уровня можно смело назвать исторической традицией США. Их первым главой, чья жизнь подверглась угрозе насильственной смерти, был седьмой президент Эндрю Джексон. Его в 1835 году пытался застрелить безработный Ричард Лоуренс, но пистолет дважды дал осечку. 

Не повезло 16-му президенту Аврааму Линкольну, лидеру Севера, победившему в Гражданской войне 1861-1865 годов. Линкольн был убит выстрелом в голову на спектакле в театре в Вашингтоне через пять дней после капитуляции Юга в апреле 1865 года. Убийца — сторонник южан актер Джон Бут, застреленный при задержании. 

Вторым убитым президентом США стал 20-й на этом посту Джеймс Гарфилд. Он был ранен выстрелом в спину летом 1881 года своим сторонником Шарлем Гидо, отомстившим патрону за неполученную высокую должность. Рана Гарфилда была несмертельной. Он умер в результате ошибки врачей, допустивших инфекцию. 

Спустя 20 лет, осенью 1901 года, погиб 25-й президент Уильям Мак-Кинли, застреленный анархистом Леоном Чолгошем. Убитого Мак-Кинли сменил вице-президент Теодор Рузвельт, занимавший пост главы государства до 1909 года. В 1911-м он заявил о готовности вновь баллотироваться в президенты. Во время избирательной кампании осенью 1912 года перед речью в Милуоки в Рузвельта выстрелил психопат Джон Шрэнк. Пуля попала в грудь, пробила 50-страничную рукопись речи и застряла в теле Рузвельта. По отсутствию кровавого кашля он понял, что пуля не дошла до легкого. Отказавшись от помощи, Рузвельт прочел 90-минутную речь. После обследования оказалось, что удалять пулю слишком опасно. Ее Рузвельт носил в себе до конца жизни. 

Самым известным в США стало убийство 35-го президента Джона Кеннеди 22 ноября 1963 года в Далласе. Согласно официальным результатам расследования, Кеннеди убил безработный Ли Харви Освальд, стрелявший из винтовки по кортежу президента. По официальной версии, Освальд был одиночкой. Через двое суток после смерти Кеннеди самого Освальда во время конвоирования застрелил безнадежно больной мелкий предприниматель Джек Руби. В деле осталось множество загадок, включая мотив преступления, количество выстрелов, личность убийцы и многое другое. 

Летом 1968 года во время предвыборной кампании погиб младший брат Джона Роберт Кеннеди, кандидат в президенты. Ситуация перед выборами была крайне напряжена, поскольку весной того же года был убит лидер движения за права негров Мартин Лютер Кинг, сторонник Кеннеди. У Роберта были все шансы обойти кандидата республиканцев Ричарда Никсона. Но 5 июня в отеле Лос-Анджелеса Роберта Кеннеди, по официальной версии, застрелил палестино-иорданский эмигрант Серхан Серхан, отбывающий пожизненное заключение по сей день. 

Весной 1981 года психически больной Джон Хинкли тяжело ранил президента Рональда Рейгана. Пулю из его тела извлекли после четырехчасовой операции. Рекордсменом по числу покушений на свою жизнь среди глав США считается Билл Клинтон, которого пытались убить в его бытность президентом более 30 раз. И это далеко не полный перечень американских государственно-политических вип-персон, на которых совершались покушения. 

Президенту повезло дважды 

Сразу после покушения на Трампа в инфопространстве возникли три версии ЧП. Первая — оно дело рук режима действующей власти. Вторая — инсценировка республиканцев с целью представить Трампа героем и мучеником. Третья — неудачная операция американских спецслужб, встревоженных не столько растущими шансами Трампа на второе президентство, сколько его планами полностью заменить персональный состав федеральной власти за счет своей команды. Первые две версии безоговорочно отвергает большинство экспертов как примитивные или, наоборот, слишком сложные и рискованные в реализации. Мнения об участии известных высокой автономностью спецслужб США делятся примерно поровну. 

Экспресс-анализ откликов показывает, что пока никто не обратил внимания на удивительное совпадение картины покушения с... художественным произведением. А именно — с вышедшим в 1971 году романом «День Шакала» Фредерика Форсайта, работавшего в период создания книги корреспондентом Reuters во Франции и оттолкнувшегося от реальных событий в этой стране в 1960-х. 

На русском языке роман начал публиковать в 1974 году журнал Союза писателей Казахстана «Простор». За это его редактор Иван Шухов поплатился должностью. Его обвинили в распространении чуть ли не инструкции для подготовки и исполнения покушений на представителей партийно-советской власти. 

«День Шакала» начинается с показа реальных событий — суда над членами подпольной военизированной ультраправой националистической организации OAS, казни командира ее боевой группы подполковника ВВС Франции Жана-Мари Бастьена-Тири и нейтрализации оасовского главаря Антуана Арго. OAS была ответом ультраправых на ослабление колониального господства Франции и тайно действовала во Франции, Испании и Алжире в 1954-1962 годах. 

На фоне движения французской колонии Алжир к независимости, чему не противился президент Франции Шарль де Голль, OAS решила его ликвидировать. Акция была поручена Бастьену-Тири и его головорезам и получила кодовое название «Операция Шарлотта Кодре» — по кличке дворняги, загрызшей одного из лидеров якобинцев Марата. 22 августа 1962 года в городе Кламар 12 бойцов Бастьена-Тири выпустили по двум ехавшим автомобилям, в одном из которых находился де Голль с женой, около 200 пуль. 

Лишь по счастливой случайности легкое ранение получил только водитель машины без президентской четы, остальные отделались испугом. За это покушение на длительные тюремные сроки осудили большинство террористов (бесследно исчез где-то за океаном лишь один), а Бастьена-Тири расстреляли. 

Остальные события в романе вымышлены и развиваются в 1963 году. После провала «Операции Шарлотта Кодре» OAS за баснословные по тем временам 500 000 долларов нанимает для убийства де Голля киллера-одиночку без имени, берущего псевдоним Шакал. 

Спецслужбы Франции пытаются вычислить следующие шаги террористов. Но поиск идет практически вслепую, а Шакал уверенно приближается к цели. 

Он почти выполняет заказ — стреляет в де Голля, когда тот в День Освобождения (аналог Дня Победы) награждает на открытом воздухе ветеранов Второй мировой. Но, как и в реальности в Кламаре в 1962 году, главу Франции спасает случайность. Будучи высоким (194 сантиметра), де Голль в момент выстрела наклоняется, чтобы вручить награду ветерану очень маленького роста. И пуля проходит выше головы президента. Лишь через секунду в квартиру, откуда успел выстрелить Шакал, врывается детектив, приканчивающий киллера. 

Третья сила 

Сходство этого вымысла с покушением на Трампа в нескольких деталях. И «книжного» де Голля, и реального Трампа оказались не в силах защитить спецслужбы. И де Голля, и Трампа спасают случайности. Де Голль в момент выстрела Шакала наклоняется всем корпусом вперед. А Трамп, как это видно на снимке, сделанном фотокором газеты The New York Times 

Дагом Миллсом на сверхкороткой выдержке (заметен даже воздушный след от летящей пули), слегка повернул голову, отделавшись ранением уха. Наконец, и вымышленный Шакал, и стрелявший по Трампу Томас Крукс после неудавшегося покушения мгновенно погибают сами. 

Двадцатилетний Крукс, оставивший после себя девятисекундное видео с ненавистью к республиканцам и Трампу, в подметки не годится вымышленному профессионалу Шакалу. Но даже упомянутое видео позволяет судить, что длинноволосым салагой-очкариком с безвольным лицом Круксом вполне можно было манипулировать. Кто этот манипулятор? 

Ключ к ответу в целях и деятельности OAS, а также в некотором сходстве политики настоящих де Голля и Трампа. Интернациональную OAS можно считать предвестницей международных террористических организаций, численность которых начала расти с 1970-х, и которые стали претендовать на региональное и даже мировое господство. 

Против него как такового, государственного и любого, был де Голль. Не удерживая Алжир в качестве колонии, он демонстрировал отсутствие притязаний Франции даже на региональное господство. Трамп известен устремленностью к решению внутренних проблем США, ему даже приписывают изоляционистские наклонности. А это как серпом по причинному месту американского гегемонизма, за которым интересы транснациональных корпораций и ультраглобалистов. 

Поэтому устранение Трампа — в интересах третьей, наднациональной силы, которой одряхлевший Байден нужен лишь для того, чтобы после выборов как можно быстрее заменить его на более молодого и энергичного ставленника без помехи в лице Трампа. Ведь полноценной замены ни Трампу, ни Байдену в обеих американских партиях еще нет. 

Пока же США своими руками в очередной раз дискредитировали самих себя в глазах всего мирового сообщества. В государстве, полагающем себя «светочем демократии и свободы», 20-летний щенок беспрепятственно палит по массовому скоплению политически активных граждан с жертвой и ранеными — это что за хрень?! 

Читайте в свежем номере: