Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
В низовьях Волги
МирГлобальный Юг

В низовьях Волги

Первые интуристы и ответ Степана Разина

Географическое положение и геостратегическое значение Астрахани предопределяло историческую перенасыщенность городского фона событиями и встречами. Тут (заездом и проездом) мелькало немало персонажей, достойных помещения в анналы. Причем в этих анналах запросто уживутся и великие разбойники (Степан Разин), и великие государи (Петр Первый), и великие путешественники (Афанасий Никитин), и великие художники (Борис Кустодиев), и великие литераторы (Дюма-отец), и великие пращуры основоположников (папа Ульянов), и еще бог весть сколько всяких персонажей! 

История для потребителей

Дабы несведущий читатель мог хоть примерно осознать, что такое астраханская история в плане ее подачи и трактовки, я выхвачу из местных анналов несколько наиболее колоритных персонажей, чтобы с их помощью дать представление об этой истории во всей ее неприкрытой красе и противоречивой данности. В том числе представлю несколько европейских наблюдателей с их «просвещенным» взглядом на вещи.

И тут для начала одно замечание.

Европейцы в большинстве своем приезжали в Россию, руководствуясь двумя соображениями. Во-первых, подзаработать, изящно нагревшись на невежестве «отсталой и варварской страны». Во-вторых, заработать и нагреться еще раз по возвращении на повествовании о «диких российских нравах». 

Среднестатистический европеец Россию не любил, не любит и любить не собирается. Слишком страшно для него, среднестатистического, все, что умом не понять, а своим аршином не измерить. Потому весь негатив о колоссе на глиняных ногах, который не сегодня-завтра рухнет на радость всей Европе, будоражил, будоражит и будет будоражить недалекие умы европейских потребителей страшных «рассказов о России». 

За века путешествий в Россию жанр обкатался настолько, что по своей схематичности его сегодня можно смело ставить в один ряд с американскими боевиками, турецкими сериалами и японскими мультфильмами для переростков. Ничего в нем, за исключением фамилий авторов, не меняется веками.

Астрахань замелькала в западных источниках во времена Ивана Грозного. Что и неудивительно, именно тогда она впервые попала в орбиту русских интересов и, более того, стала русским городом. Одним из первых Западу сообщил об этом Джером Горсей, английский торговый агент и дипломат (сочетание, характерное для этой страны), живший в России с 1573 по 1591 год: «Царь Иван Васильевич правил более шестидесяти лет. Он завоевал царства Казанское и Астраханское, все области и многочисленные народы ногайских и черкесских татар и другие близкие им народы, населявшие пространства в две тысячи миль по обе стороны известной реки Волги и даже на юг до Каспийского моря. Он освободился от рабской дани и поборов, которые он и его предшественники платили ежегодно великому царю Скифии...».

Да, скифы мы!

Их книги Стрейса 2.jpg

Парусный мастер Ян Стрейс

В XVII веке в России среди многочисленных войн шла еще одна битва, малопонятная и малоизвестная широкой общественности. Битва Англии и Голландии за влияние над «варварской страной». 

Первоначально приоритеты были у британцев — Иван Грозный с благосклонностью относился к Англии, наивно предполагая в ней союзника в борьбе за выход к Балтике. В ответ на наивность лукавые англичане тут же сумели выторговать себе монопольное право каспийской торговли через только что занятую царем Астрахань.

Но Голландия в те времена была тоже не экологичным лыком шита и знала, что подкупом и лестью в России можно заиметь милость любого монарха и свалить любого супостата.

Вот пара характерных отрывков из источников XVII века.

Британский купец Коллинс писал (с горечью): «Голландцы, как саранча, напали на Москву и отбивают у англичан хлеб!». 

Его голландский коллега Исаак Масса отвечал (с гордостью): «Сколько здесь прежде англичан уважали, столько их нынче презирают; сколько они прежде здесь гордились, столько теперь они повесили нос!». 

Кончилась англо-голландская возня за право грабить Московию полным поражением островитян. В 1649 году их вообще выслали из России куда подальше. Якобы за то, что они «короля своего Карлуса до смерти убили». 

Победители повалили изо всех щелей. Вот тогда-то, на гребне голландского апофеоза, и появился в России Ян Стрейс — парусный мастер из Амстердама, нанявшийся к московскому царю для плавания по Каспийскому морю. 

«На границе Европы и Азии»

Не буду вдаваться в подробности всех положенных жанром приключений и злоключений «просвещенного европейца» в «варварской стране», они интересны (особенно для постановки диагноза), но к нашей теме сегодня отношения не имеют.

После долгой дороги и типовых похождений в августе 1669 года иностранный специалист добрался, наконец, до Астрахани. Наверное, если бы он знал, что его ждет далее, то вряд ли бы так сюда стремился. Но, так или иначе, благодаря целеустремленности Стрейса мы получили сочное и бесхитростное описание города многовековой давности. 

«24-го числа мы вошли с Божьей помощью и милостью в знаменитый город Астрахань и в виде приветствия выстрелили изо всех пушек, так что жители этому весьма удивились… 
Город Астрахань лежит на границе Европы и Азии, в области ногайских татар… Он окружен толстой каменной стеной, на которой стоит 500 металлических пушек. В городе всегда сильный гарнизон для защиты от татар и казаков. Это отличный торговый город, где торгуют не только бухарские, крымские, ногайские и калмыцкие татары, но также персы, армяне, индусы, приезжающие в Астрахань по Каспийскому морю на кораблях.
…Жизнь настолько дешева, что здесь для того, чтобы жить в довольстве, не нужно так много тратить, как у нас, на скудную пищу и другие припасы. Только водка здесь очень дорога, ибо в Нижнем Новгороде мы покупали ведро за 36 стейверов, в то время как здесь нужно заплатить 25 гульденов…».

И казалось бы, чего еще нужно для счастья?

Из книги Стрейса.jpg

И-го-го! И бутылка водки!

И все бы было ничего, пережили бы прижимистые голландцы недоумение с водкой, но тут, в Астрахани, их настигла проблема посерьезнее. Имя ей Стенька, фамилия Разин. В это время (в ночь на 19 июня 1670 года) огромная и мотивированная астраханскими богатствами «армия» атамана как раз вошла в город. Что сопровождалось знатной резней и тотальными грабежами. Выжившим осталось только присягнуть на верность грозному атаману.

Так что задержавшемуся в городе Стрейсу довелось поручкаться с легендарным разбойником непосредственно. Благодаря этому у нас есть более-менее верные описания, оставленные свидетелем.

«Это был высокий и степенный мужчина крепкого сложения с высокомерным прямым лицом. Он держался скромно, с большой строгостью…
Наш капитан Бутлер велел мне и остальным матросам приготовить шлюпку и отвести в лагерь Стеньки Разина. Он взял с собой две бутылки русской водки, которую по прибытии поднес Стеньке Разину и его тайному советнику, называемому обычно Чортов Ус, которые приняли ее охотно и с большой благодарностью… Стенька велел спросить, что мы за народ. Мы ответили ему, что мы немцы, состоящие на службе на корабле его царского величества, чтобы объехать Каспийское море, и прибыли приветствовать его светлость и милость и поднести две бутылки водки».

Хитрые бестии были эти голландцы. И немцами прикинулись, и самым святым атамана задобрили. Но вскоре стало ясно, что, несмотря на все хитрости, влипли они крепко. Корабль был арестован (видимо, он принадлежал к той несчастной каспийской флотилии, построенной царем Алексеем Михайловичем, которая, сожженная у Астрахани зловредным Стенькой, до Каспия так не дошла). 

Страха с каждым днем только прибавлялось. И сообразив, что близится беда, от которой даже водка не спасет, бравые голландцы решились на безрассудство. Отправиться через море на шлюпке.

«Мы отважились поехать в шлюпке по Каспийскому морю и решили с Божьей помощью и милостью отправиться в путешествие в Персию». 

Однако это стало прелюдией к еще большим бедам и страданиям Яна Стрейса, на долгие годы ставшего рабом, перепродаваемым из страны в страну.

Атаманская забава: метание любовниц в Волгу

Как часто случается, историю прославляют наиболее нелепые и малозначимые для нее сюжеты. Спросите себя, что вы знаете о знаменитом разбойнике (революционере) Степане Разине, и на ум сразу придет воспоминание про обросший диким мхом утес и злосчастную персидскую княжну, выброшенную атаманом в Волгу. 

И что это — очередной миф, множеством которых обросла со временем легендарная жизнь знаменитого разбойника? А как тогда понимать (и принимать) рассказ о бедной княжне, который мы находим в записках современника Яна Стрейса. Несмотря на то, что парусный мастер представляет все как самолично виденное, он вряд ли сам мог стать свидетелем «метания княжны». Но красочность повествования об этом говорит за то, что случай с харизматичным Стенькой и прекрасной персиянкой действительно имел место. Или за то, что Стрейс все же был неплохим литератором.

«При нем была персидская княжна, которую он похитил вместе с ее братом. Он подарил юношу господину Прозоровскому, а княжну принудил стать своей любовницей. Придя в неистовство и запьянев, он совершил следующую необдуманную жестокость и, обратившись к Волге, сказал: «Ты прекрасна, река, от тебя получил я так много золота, серебра и драгоценностей, ты отец и мать моей чести, славы, и тьфу на меня за то, что я до сих пор не принес ничего в жертву тебе. Ну хорошо, я не хочу быть более неблагодарным!» Вослед за тем схватил он несчастную княжну одной рукой за шею, другой — за ноги и бросил в реку. На ней были одежды, затканные золотом и серебром, и она была убрана жемчугом, алмазами и другими драгоценными камнями, как королева. Она была весьма красивой и приветливой девушкой, нравилась ему и во всем пришлась ему по нраву».

Вот к чему могли привести грозного атамана две подаренные голландцами бутылки русской водки!

Впрочем, эта пьяная выходка действительно обессмертила в веках имя Стеньки Разина. 

Разин, Ольга и три мушкетера

Интересно, что спустя триста лет после Стрейса другой знаменитый иностранец, посетивший Астрахань, описал эту историю в других красках. Персидская княжна превратилась в помещичью дочку по имени Ольга. Но водка осталась водкой. А Волга — Волгой. Итак, накушавшись как следует, Разин понял, что жить так больше нельзя, что даже Волга от него отворачивается.

«Пришло время принести ей какую-нибудь жертву.
Он поднялся во весь рост на скале, возвышающейся над рекой, и, обращаясь оттуда к Волге, произнес: «Я утратил твою благосклонность, а ведь ты когда-то покровительствовала мне, дочь Дона, будто я был одним из твоих сыновей. Что мне сделать, дабы вернуть твою дружбу? Какое из самых своих дорогих сокровищ тебе пожертвовать? Ответь мне, о древняя Волга!» Он прислушался, ожидая ответа, и эхо пробормотало: «Ольга!» Так звали его любовницу».

Остальное уже дело техники…

А случай этот рассказал не простой проезжий прохиндей, а сам великий Александр Дюма, автор «Мушкетеров» и «Монте-Кристо». Побывавший в Астрахани в 1858 году. 

С этим знаменитым французом мы и продолжим знакомиться с этими берегами в следующий раз…

(Продолжение следует.)

Андрей Михайлов – землеописатель, автор дилогии «К западу от Востока. К востоку от Запада» и географического романа «Казахстан». Фото автора и гравюра из книги Стрейса

Читайте в свежем номере: