Принято считать, что похороны — это траурная церемония. Но в западноафриканской стране Гана в 1950-х годах возникла традиция превращать похороны в праздник с необычными гробами, бодрой музыкой и пританцовкой.
Обычай родился из стечения непредвиденных обстоятельств. В форме стручка какао был изготовлен паланкин (носилки с балдахином) для вождя племени га, в котором он должен был появиться на народном празднике. Но до начала торжества вождь умер. Родня горевала недолго и решила похоронить его в паланкине. С тех пор у народа га и появилась традиция хоронить усопших в фигурных гробах.
Родоначальниками этого ремесла стали плотники Сет Квей и Атас Аддо. Постепенно фигурные гробы начали заказывать не только семьи вождей, но и родственники других людей. Немалую роль в массовости традиции сыграла вера народа га в то, что смерть не конец, а лишь переход в другой мир, где человека ожидает продолжение, похожее на земную жизнь, только лучше.
Именно поэтому гроб может отражать профессию, пристрастия или характер личности покойного. Руководитель мастерской по изготовлению фигурного пристанища покойника Адженти Ананг рассказал немецкому издательству Kehrer Verlag, что, если умерший был фермером, его гроб может быть в форме сельскохозяйственных культур, которые он выращивал, и продуктов из них. «Например, если покойный возделывал какао, то гроб может быть сделан в виде плитки шоколада», — уточняет Ананг.
По этой же логике у профессионального водителя гроб может быть в форме автомобиля, а у железнодорожника — вагона поезда. По словам Ананга, продавщицу талька хоронили в белой бутылке с этикеткой «Тальк», а гроб многодетной матери сделали в форме курицы-наседки.
На юге Ганы встречались гробы в виде крокодила, орла, коровы, рака, змеи, рыбы, самолета, телефона, фотоаппарата, наполненного мешка, бутылки и даже пачки долларов. Ананг уверен, что процесс выбора фигурного гроба отвлекает близких от скорби и выводит из стресса, вызванного утратой родного человека.

В XXI веке дизайн ганских гробов стал еще более экстравагантным. В 2022 году погибший футболист, мечтавший переехать и играть в США, был похоронен в гробу в форме бутсы, раскрашенной в цвета американского флага. Особняком стоят гробы в виде льва как царя диких животных. На них могут претендовать только главы семей или вожди, так как лев является и символом племени га.
Самые зрелищные и пышные обряды устраиваются для вождей племен и жрецов, рассказала издательству исследователь ганских традиций швейцарский этнолог Регула Чуми, которая уже более 20 лет документирует похоронные ритуалы в Гане. Например, осенью 2024 года в Большой Аккре прошли похороны верховного военачальника города Нунгуа. Он умер в 2022 году. И пока два года лежал в морге, для него готовили одну из масштабных церемоний прощания за предшествующие 20 лет.
И надо же — в день похорон гроб в виде льва загорелся. Но пожар удалось быстро потушить, хотя и пострадала грива. Ее обгорелость ничуть не смутила участников церемонии, она продолжилась. За покойным чинно следовали четверо военачальников в паланкинах в форме черепахи, перца чили, петуха и рыбы, а вождя несли на роскошных носилках в виде пальмы.
Праздник похорон в Гане нередко продолжается несколько дней. На прощании с небогатыми и незнатными ганцами их родственники тоже стараются произвести впечатление, чтобы сохранить репутацию семьи и получить пожертвования. Когда тело забирают из морга и доставляют в специальный шатер или домой, ритуальщики одевают покойного в его лучшую одежду, а затем придают ему позу сидя, стоя или лежа. По словам работающего в похоронном бизнесе Бенджамина Алду, это сложная работа. «Тела покойников одеревеневшие, поэтому нужна физическая сила, — говорит Алду. — Иногда над телом работают три-четыре человека».
Важно, чтобы на церемонию пришло как можно больше людей, для которых похороны становятся своего рода общественным событием. Родственники покойного заказывают фигурные гробы и ритуальные залы, а также приглашают гробоносцев, которые… поют и танцуют.
В 2012 году упомянутый Алду нес гроб, а когда заиграла похоронная музыка, начал пританцовывать. «Я решил начать двигаться, — вспоминает он. — Люди перестали плакать, начали подбадривать себя и нас, бросать нам деньги». Алду решил танцевать и подпевать на похоронах всей командой. Он научил сотрудников бюро хореографии, купил им подходящие костюмы и начал гастролировать по стране. Видео с танцем попало в интернет, и бизнес Алду начал процветать.
Мастерские по изготовлению гробов в Гане стали туристической достопримечательностью. Фигурные гробы признаны произведениями искусства как в Гане, так и за ее пределами. Они экспонируются на выставках и в музеях. В 1989 году работы родоначальника ремесла Сета Квея и его ученика Паа Джо были впервые представлены на выставке в Центре Жоржа Помпиду в Париже. В 2011 году один из фигурных гробов появился на ежегодной выставке «Некрополь» в Москве. Он был изготовлен все тем же Анангом в форме бутылки водки.