Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Деликатный вопрос вечности
МирЗа бугром

Деликатный вопрос вечности

Различные способы проводов в мир иной

Этой осенью в Алматы стали вести разговоры о том, что в городе в сфере ритуальных услуг назревает критическая ситуация. В Управлении коммунальной структуры и жилищной инспекции рассказали, что мест на кладбищах для захоронения остается все меньше. В ближайшие шесть-семь лет на существующих погостах, учитывая, как растет население города и агломерации (прогнозируют 7-8 миллионов жителей), новых мест не останется.

По словам коммунальщиков, свободной земли в южной столице для захоронений сейчас около 60 гектаров. В настоящее время в городе насчитывается 70 кладбищ, из которых 61 закрыто (там можно только подзахоранивать), и девять действующих. Под местами вечного упокоения находится более 1000 гектаров земли.

В акимате Алматы сообщили, что в дальнейшем планируют делать новые кладбища в 20-30 километрах от города, и что сейчас совместно с Алматинской областью ведутся работы по определению земельных участков под эти цели.

Казалось бы, в чем тогда вопрос — проблема решена, земли в Казахстане много, но… Граждане в связи с этими новостями снова вспомнили о крематории, вопрос открытия которого в южной столице прорабатывался очень давно. И о том, что эту деликатную проблему можно частично решать по-другому, как это принято, например, во многих европейских странах, Индии (традиционно), США, Японии, Канаде, да и в соседней России. То есть ввести альтернативный способ. У нас светское государство, в котором проживают представители нескольких десятков национальностей разных вероисповеданий, в культуре которых допустимы другие способы захоронения.

«Останусь пеплом на земле…»

Впервые о возведении крематория заговорили еще в 1980-х годах, однако тема тогда оставалась на уровне обсуждения. Вновь вопрос уже более серьезно подняли чуть более десяти лет назад. В итоге дело сдвинулось — здание крематория в Алматы начали строить в 2021 году, потратив на эти цели полтора миллиарда тенге. В том же году Комитет санитарно-эпидемиологического контроля Минздрава разработал проект приказа с изменениями в санитарные нормы для крематориев и колумбариев.

«Акт ввода объекта в эксплуатацию подписан. Регистрация в органах архитектуры и юстиции проведена в третьем квартале 2024 года», — пояснили в Управлении строительства города.

Сейчас крематорий, который находится в Алатауском районе Алматы южнее ТЭЦ-2, полностью готов к эксплуатации. Даже озвучены детали: его мощность — 7000 кремаций в год, две печи для кремации — высококачественного чешского производства, работа — на газе, подключены все коммуникации, экологических выбросов не будет, есть зал для прощания.

Но вопрос с ведением его в работу находится в непонятном состоянии. Говорится, что объект не может пока функционировать из-за отсутствия нормативно-правовой базы. В существующих в Казахстане санитарных правилах так до сих пор точно и не прописаны нормы, регламентирующие действия такой организации, как крематорий.

В данный момент вопрос еще проходит этапы согласования. Непонятно, какое государственное ведомство должно взять крематорий на баланс (содержание). Объект, который мог бы стать стратегически важным элементом городской инфраструктуры, оказался никому не удобным — ни Министерству здравоохранения, ни местным властям. Есть мнение, что, возможно, крематорий будет передан спецкомбинату ритуальных услуг, в котором участвует государство, или Управлению общественного здравоохранения города (по данным акимата Алматы).

По словам специалистов, стратегическая необходимость в таком сооружении есть — население города и агломерации растет. Помимо естественной убыли населения, есть биологические, медицинские, инфекционные остатки, медицинские препараты, перчатки, одноразовые шприцы, продукты хирургического вмешательства, которые необходимо утилизировать, сжигать. Также не исключены случаи пандемии, эпидемии, землетрясения. Поэтому такой объект очень нужен.

В социальных сетях и при опросах граждан мнения с начала обсуждения темы разделялись. Очень много тех, кто за то, чтобы крематорий ввели в эксплуатацию, чтобы дать людям выбор. Спрос на такую услугу есть, и, судя по комментариям в интернете и высказываниям, довольно-таки большой. Связано это и с экологичностью такого способа погребения, и с внутренними ощущениями людей, и с тем, что кремация даже в данный момент, несмотря на то, что желающим воспользоваться ею казахстанцам приходится обращаться в Новосибирский крематорий, выходит в два-три раза дешевле традиционных похорон. Цена «под ключ» с транспортировкой из, например, Алматы и обратно составляет около 800 тысяч тенге (ее озвучили в нескольких местных ритуальных агентствах, которые занимаются организацией процедуры). Если же крематорий в южной столице все-таки откроется, то логично, что расценки должны быть еще ниже.

Есть, конечно, и противники. В Казахстане проживают преимущественно мусульмане и христиане, и, согласно их традициям, тело нужно предать земле. В исламе сжигание категорически возбраняется, в христианстве же подход несколько мягче.

«С точки зрения религии то, что происходит с телом после смерти человека, не влияет на участь его души. С одной стороны, греха в этом нет, но пренебрегать вековыми традициями тоже будет неправильно. Это область скорее традиции, нежели богословия», — говорит протоиерей Евгений Иванов. Но кремация — это ведь тоже вид похорон.

Уйти эффектно и красиво

Человечество всю историю существования развивалось и эволюционировало благодаря тому, что пыталось улучшить свою жизнь в настоящем и будущем. Но также с древности особое внимание уделялось и процедуре ухода в мир иной.

Сегодня же проводы в последний путь становятся все разнообразнее даже не по количеству традиций, но с точки зрения развития технологий. Люди придумывают красивые, технологичные, интересные, практичные способы погребения.

Поскольку мир сейчас помешан на экологичности во всем, в вопросах погребения эта тема становится самой животрепещущей. Существует, например,  ресомация — безогневая кремация. Тело умершего помещают в герметичную камеру, обрабатывают горячим щелочным раствором под давлением, и в итоге остается только белый порошок: способ считается наиболее щадящим для природы. Открытые источники пишут, что такой способ разрешен в США. Еще один экологичный способ  — зеленые похороны (экопогребение), когда используется биоразлагаемый гроб или контейнер без токсичных материалов и место захоронения оформлено как часть окружающего ландшафта. Делают гробы из войлока, тростника и листьев банана. По индивидуальному заказу, в принципе, можно делать их из чего угодно, если это не запрещено законодательно. Существует метод компостирования, при котором тело помещают в специальную среду, в которой оно быстрее «доходит» до органической почвы. А ее уже близкие покойного могут использовать, например, для удобрения сада. Хотя такой подход многим может показаться кощунством.

На рынке предлагают также биоразлагаемые урны из песка и желатина для захоронения в морских водах. Их можно сколько угодно хранить в доме или колумбарии, но, как только они намокнут, содержимое станет растворяться в воде. Можно также «стать» частью мемориального рифа — сначала тело кремируют, а затем останки смешивают с экологически безопасным цементом и частями морской экосистемы (раковинами, остатками кораллов), формируя таким образом искусственный риф, который устанавливается на дне (есть информация о том, что такой способ уже применяется в США во Флориде).

Помимо экологичных, есть и, наверное, самый красивый и, даже можно сказать, романтичный способ. Несколько лет назад на рынок ритуальных услуг вышло предложение превращать прах (или волосы) умершего человека в бриллиант. Этот коммерческий продукт изначально предложили в Швейцарии. Путем извлечения углерода из праха, превращения его в графит под высокими давлением и температурой формируют этот драгоценный камень. Изготовление такого мемориального украшения для кулона или домашнего интерьера может занимать до нескольких месяцев. Кстати, у потенциальных заказчиков с появлением этой услуги возникали вопросы по достоверности «материала» — действительно ли весь углерод берется из праха покойного или все же есть добавление постороннего углерода.

Человек вживую активно осваивает космическое пространство, и эта область также уже задействуется для погребения. Нарастающим спросом пользуется услуга space burial (космические похороны). Часть праха умершего в небольшой капсуле с помощью специального зонда отправляют на высоту до 30 километров. Там нижнее ее отверстие в определенный момент открывается, и прах развеивается оттуда. Саму капсулу через некоторое время подбирают с земли. Близким предлагается трансляция церемонии в прямом эфире. Такую услугу, помимо нескольких зарубежных компаний, оказывает и ближайший наш сосед Россия. Ее предлагает компания Spaceway. По информации из открытых источников, такое погребение стоит от 350 тысяч рублей. Философия компании: мы все состоим из космической пыли, ею же и останемся.

Еще один интересный проект — небоскребы смерти, вертикальные кладбища. Подобные концепции предлагались в разных странах, но реализовались в Бразилии, в городе Сантосе. Этот высотный погост является туристической достопримечательностью, внутри есть даже ресторан. Он занесен в Книгу рекордов Гиннесса. Его высота — около 30 метров. В этом некрополе похоронены некоторые знаменитости, в частности футболист Пеле.

Помимо реализующихся сейчас способов захоронения существуют футуристические концепции, которые, возможно, внедрят «в жизнь» в будущем. Одна из них — деревья с ДНК человека. Этот проект называют трансгенным надгробием. Идея — во внедрении генетического кода в яблоню. Плодовое растение таким образом должно стать живым мемориалом.

Фото из открытых источников

Читайте в свежем номере: