Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Через горы и реки
МирГеополитика

Через горы и реки

Железнодорожные проекты из Центральной Азии в Афганистан и Индию

На фоне нынешней геополитической ситуации кардинально меняют свое направление не только нефтяные и газовые потоки, но и железные дороги. В Кабуле недавно был сделан первый шаг, который дает надежду на то, что многолетняя идея о строительстве Трансафганского коридора, несмотря на многие риски данного региона, имеет серьезные шансы на реализацию.

Соглашение трех стран

В 20-х числах июля текущего года министры иностранных дел Узбекистана, Афганистана и Пакистана подписали межправительственное соглашение о разработке ТЭО по строительству железной дороги Термез — Найбабад — Майданшахр — Логар — Харлачи. Новый маршрут в будущем должен будет соединить территорию трех этих стран.

Идею по строительству Трансафганского проекта в последние годы активно продвигает Узбекистан. Ташкент прекрасно понимает, что лучше под боком иметь соседа, заинтересованного в мирном сотрудничестве, чем пороховую бочку, искры от которой могут в любой момент привести к нежелательному пожару в самой республике. Отрадно, что интерес к этой идее проявляет и нынешняя афганская власть.

«Трансафганская железная дорога действительно проект века по целому ряду причин. Во-первых, в нем заинтересован не только Ташкент, но и Кабул, где сегодня пытаются наладить экономику. Вместо «кнута» в виде отмены маковых полей людям нужен «пряник» — работа», — сказал, комментируя недавнее подписание трехстороннего соглашения, российский эксперт Борис Марцинкевич. Он также отметил, что участие Пакистана в подписании этого документа не менее важный шаг на фоне немного напряженных отношений между Кабулом и Исламабадом.

«Подписание соглашения показывает стремление стороны за счет совместных проектов снять некие политические разногласия. И это можно только поприветствовать», — добавил эксперт.

И, наконец, грандиозность проекта в том, что он сложен в техническом исполнении, так как путь будет пролегать через горы, что предполагает строительство тоннелей и мостов через ущелья. Но это, по мнению эксперта. лишь заставит всех заинтересованных в Трансафганском коридоре соседей объединить свои финансовые, научные и человеческие ресурсы.

«Надеюсь, что соглашение, пока подписанное на уровне министров иностранных дел, в скором времени перейдет к обязывающим контрактам. Работы там на первых порах много и для геологов, и для горных инженеров, которые должны точно рассчитать, на какой глубине, какого диаметра можно пробить тоннель. Это такая серьезная работа... По предварительной оценке, стоимость Трансафганского коридора — 4 миллиарда долларов США. Сумма серьезная, но поговаривают о поддержке со стороны Всемирного банка», — сказал Борис Марцинкевич.

ТрансАфган1.jpg

Казахстан и Россия проявляют интерес к афганскому направлению

Нынешняя геополитическая ситуация заставила правительства многих стран задуматься о диверсификации своих экспортных маршрутов. И там, где раньше видели много проблем, сегодня напротив — хорошую альтернативу. Два проекта лучше, чем один, а три проекта лучше, чем два, единодушно заявляют эксперты.

К тройке Узбекистан, Афганистан, Пакистан готовы присоединиться Казахстан и Россия, которые уже давно проводят полномасштабные переговоры с правительством Афганистана.

«И для Астаны, и для Москвы участие в Трансафганском коридоре необходимо, потому что это будет новый маршрут, который связывает всю Евразию по суше, а не по морю, открывая доступ к 250-миллионному рынку Пакистана», — отметил Марцинкевич.

Еще до подписания трехстороннего соглашения между Узбекистаном, Афганистаном и Пакистаном с визитом в Кабуле побывал глава внешнеполитического ведомства Казахстана Мурат Нуртлеу, который конкретно заявил об участии страны в строительстве железной дороги Тургунди — Герат, способной обеспечить грузоперевозки в направлении пакистанских портов. После чего был также подписан меморандум между профильными ведомствами двух сторон.

Заинтересованность Астаны в развитии маршрутов в южном направлении в последнее годы звучит все четче. Так, в конце текущей недели во время встречи в Алматы с Генсеком ООН казахстанский Президент Касым-Жомарт Токаев заявил, что «мир и развитие в Афганистане должны идти рука об руку».

«Казахстан намерен принять участие в транспортных проектах через Афганистан, уже имея железную дорогу с Туркменией и Узбекистаном. И, если все заявленные планы по созданию новых маршрутов через Афганистан будут реализованы, то мы сможем увидеть афганскую кольцевую железную дорогу. Это будет совершенно другое развитие, так как вслед за железной дорогой появятся новые проекты и рабочие места, а Казахстан станет удобным центром в целом в Евразии по доставке товаров с Севера на Юг», — подчеркнул Борис Марцинкевич.

По словам эксперта, что касается России, то для нее любые новые маршруты, тем более по суше, а не по морю на самый юг материка (в Пакистан и далее в Индию) выгодны, особенно сейчас. Нет необходимости везти свой экспорт через Европу или Ближний Восток, что освобождает не только от уплаты транзитных тарифов, но и от неких политических сложностей.

«Сейчас на Ближнем Востоке не очень спокойно. И хотя и у Пакистана, и у Индии сегодня отношения тоже не самые лучшие, есть один немаловажный факт: у них широкая железнодорожная колея до самой Шри-Ланки, что делает проект строительства железной дороги в этом направлении финансово привлекательным не только для стран Центральной Азии, но и России. Так что не исключаю, что Трансафганские коридоры подтолкнут также Исламабад и Дели наладить свои отношения в интересах развития своей экономики», — резюмировал Борис Марцинкевич. 

Читайте в свежем номере: