Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
МирГлобальный Юг

Земля под ногами

Мангышлак, чарующий загадками и заполненный тайнами

Многие современные «путешественники», страстные коллекционеры стран, непременно стремятся за истинами в дальние царства-государства. Почему-то считается, что чем дальше страна, тем больше озарений и открытий (и славы!) сулит ее посещение. Но обязательно ли загадочной «неоткрытой земле» лежать где-то за морями, за долами? Вовсе нет. Увидеть воочию, что и где имеется на нашей уютной планете, вообще говоря, никогда и никому не мешает. Но изучать мир во всей его полноте и всех проявлениях можно, уподобившись мудрецу, вообще не покидая границ своего государства. Для этого нужно просто с интересом вглядеться в то, что под ногами. Чтобы «открыть мир», не обязательно суетиться где-то за тридевять земель. 

Попробуйте Мангышлак — он просто создан для подтверждения этой сентенции. 

Наш ответ Христофору Колумбу

Мне доводилось колесить по изощренно-пыльным мангышлакским дорогам неоднократно, но увиденное и прочувствованное продолжает будоражить воображение и дарить множество маленьких озарений и волнующих открытий до сих пор. Ибо убог тот странник, которого довольствует простое окончание дороги. Убог и ущербен. 

Когда же какая-то пройденная земля вот так упрямо не отпускает — это самый верный признак состоятельности поездки. Потому что, если твое путешествие настоящее, оно никогда не заканчивается у порога родного дома. И вообще не имеет окончания — только начало. Путешествие — это ведь процесс. Как познание. Как любовь. 

Вот и теперь меня вновь влечет отправиться в Мангыстау. И взглянуть на эту нафаршированную загадками землю через призму отстоявшегося времени — более спокойно и непредвзято. Как на хранилище некоего универсального кода, который таит если не все ответы на все загадки земли, то, во всяком случае, содержит множество прямых намеков на многие земные феномены. 

фото Андрея Михайлова. Мангышлак 1 (2).JPG

Чудовища из Каспия 

Сегодня уже никто не помнит тот яркий день медно-каменного века, когда из синих пучин Каспия на прибрежные скалы вынесло двух змей. Вообще говоря, ничего особенного в том, что каспийский прибой регулярно вымывает на пляжи безобидных и пугливых водяных ужиков — нет. Но те змеи, которых породила морская пучина где-то пятьшесть тысячелетий назад, вовсе не выглядели привычными ужами. Скорее, они напоминали ужасных чудовищ, которыми кишели воды допотопных морей на заре человечества в буйном воображении наших пращуров. 

Недаром, едва выбравшись на сушу и наполнив благоговейным ужасом ютившихся в камышовой хижине прибрежных жителей, змеи тут же обратились в объект поклонения, стали архиважными персонажами какого-то архаичного действа, давно и окончательно забытого культа. Сегодня о его бытовании у древнейших жителей Мангыстау свидетельствуют лишь навязчиво возникающие на скалах и стелах полустершиеся изображения тех сакральных аспидов. 

А центром змеиного культа, который много столетий исповедовали древнейшие жители Мангышлака, возможно, было местечко в нескольких километрах севернее современного Актау, известное в археологии как Коскудук. 

О степени населенности окружающего пространства в те далекие времена ярко свидетельствует то, что ближайшее поселение примерно той же эпохи было открыто археологами на территории самого Актау. Так что, следуя современной тенденции, Шевченко — Актау вполне может претендовать на место «старейшего города Казахстана», а актаусцы имеют достаточный повод не только для законной гордости, но и для большого оправданного тоя! 

У колодца времени 

Коскудук, несомненно, одно из интереснейших открытий отечественной археологии последних десятилетий. Вообще-то, в научном обиходе, Коскудук тут не один. Их несколько — разновременных, обозначенных римскими цифрами I, II, III. Но не будем забивать голову археологическими нюансами. Ведь речь идет о таких отдаленных временах, в которых любая демографическая пауза может зависеть вовсе не от действительного пробела, а, что вероятно, от утраты артефактов и отсутствия достоверной информации. Тем более что Коскудук I и Коскудук II связаны между собой еще и единым змеиным культом. 

В первом случае речь может вестись о большом «змеином жертвеннике», остатки которого в виде выбитого изображения двух Божественных Змеев (размер одного — 3,5 метра) и лунки для сбора жертвенной крови сохранились на поверхности скалы. А в другом случае мы имеем небольшой домашний алтарь с парой тех же сакральных рептилий. 

По Коскудуку меня водил автор открытия, актауский археолог Андрей Астафьев — пламенный патриот и неутомимый исследователь мангышлакских древностей. Сам же Астафьев был настоящим открытием для меня. Такие знатоки своего края, как он, имеют полное право считаться достопримечательностями — могу точно сказать, что далеко не все области Казахстана могут похвастать их наличием. Достаточно зрелый для того, чтобы не только много знать, но и многое понимать, но еще относительно молодой, чтобы взять да и окаменеть среди авторитетов, Астафьев не только обладал прекрасным археологическим чутьем, но и способен был увидеть в своей пыльной дисциплине простор для истинного творчества. Его реконструкции производства орудий каменного века и приемов практического владения этими орудиями в свое время произвели фурор, это археологическое новаторство явило собой уникальное для нашей науки явление! 

фото Андрея Михайлова. Мангышлак 1 (1).JPG

Дом на костях 

Древние жители Коскудука, как и соседнего Актау, жили домами. Это были классические энеолитические общежития, в которых на 150 квадратных метрах обитала семья численностью 30-40 человек. О том, как и чем жили люди в условиях такой коммунальной плотности жильцов, можно только догадываться. Однако вряд ли тогда тут кипели страсти, подобные тем, которыми заполнены современные реалити-шоу. Люди в те эпохи были еще штучны и слишком явно ценили друг друга, чтобы опускаться до такого. 

В начальный период существования поселения основной «работой» коскудукцев оставались охота и рыбалка. Позже тут появились одомашненные где-то по другую сторону Каспия овцы. Интересно, что возраст самого поселения и время появления тут овцеводства можно с полным правом отнести к самым ранним проявлениям на территории Казахстана! 

Стены здешних домов, как и во все последующие времена, вплоть до наших дней, сооружали из знаменитого мангышлакского ракушечника, а верхняя часть покрывалась камышовой крышей. Большой дом Коскудука I одной стороной прилеплен к небольшой скальной стенке, что говорит о рациональном складе ума древних строителей. К чему городить лишнее, если природа сама позаботилась о тебе? 

Правда, в фундаменте обнаружилось неожиданное опровержения тезиса о скучном рационализме коскудукцев, чье восприятие окружающего мира было пронизано ординарным магизмом их первобытного мышления. Под полом их большого дома таился скелет скорченного мужчины — как заподозрили археологи, принесенного в жертву при закладке здания. 

Древние серьезно полагали, что такой негуманный с наших позиций ритуал, повторявший архаичный миф о создании, завет того, что дом на костях будет стоять вечно. Сам собой приходит на память сюжет Ригведы с гигантом Пурушей, принесенным в жертву ради создания на его теле всего созидаемого мира. И вспомнились архитектурные мандалы — сакральные схемы строительства индуистских храмов, до сих пор повторяющих в плане плененный хаос в виде втиснутого в квадрат гиганта. 

Коскудук древнее Ригведы, хотя, быть может, представления его жителей были связаны каким-то единым корнем с «авторами» священной книги индоариев. Кто знает наверняка про то, что происходило в такие отдаленные от нас времена? 

По змиеву следу 

Пока мы с археологом Андреем Астафьевым бродили среди невидимых простым глазом остатков Коскудука, мое воображение все более захватывали увиденные тут змеи. Стало очевидным, что те объяснения, которые я слышал относительно этих изображений, не учитывают одну их важную особенность, а именно — парность. Здесь, на камнях, которые когда-то, возможно, были берегом моря, высечена не змея. А две змеи! И это важно. 

Первый, кто в связи с открывшимся фактом приходит на ум, — злосчастный Лаокоон, троянский жрец Аполлона. Дерзнувший ослушаться патрона и решительно вставший на пути лукавого «данайского дара» — деревянного коня, призванного закончить поднадоевшую и людям, и богам войну Запада с Востоком. Две змеи, выплывшие из пучин моря, в момент скрутили Лаокоона и двух его сыновей, задушив в своих объятиях. Говорят, что они жили в святилище солнечного бога и лизали уши провидице Кассандре. (Ее, впрочем, по обыкновению вообще никто не слушал.) 

Свершив волю хозяина, змеи Аполлона скрылись почему-то в храме Геры. Кстати, сама царица богов тоже пользовалась услугами гадской парочки, которую в конце концов придавил, поймав в колыбели, младенец Геракл. Хотя... Геракл душил змей раньше, чем они душили Лаокоона и сыновей. (Он и Трою разрушал раньше и вполне самостоятельно.) 

А еще припомнился посох Гермеса (Меркурия) кадуцей, также обвитый парочкой аспидов. Греческие любомудры видели в этом символе два супротивных потока энергии, две противоположности, соединение которых приводило к рождению божественной силы. 

Еще? А образ древнеегипетского солнечного диска, также увенчанного дуэтом расшиперившихся кобр? А изящные статуэтки кносских жриц с Крита? Их священным атрибутом также были две змейки, которые либо трепетали в руках, либо свободно ползали по красивым полуобнаженным телам. 

Список можно продолжать бесконечно. Просто идти по земле и постоянно, тут и там, натыкаться на грозную пару. 

Потомки гадского рода?

Египет, Греция, Троя... 

Мангышлак. Что их связывает? И связывает ли? Откуда все-таки приползли на отдаленный каменистый берег Каспия две змеи? Наверняка не из Средиземноморья — когда коскудукцы уже вовсю исповедовали свой парно-змеиный культ, ни Трои, ни египетских пирамид, ни Кносского лабиринта еще и в проектах не значилось. Они моложе Коскудука. 

А что древнее? 

Одно из самых солидных по возрасту среди схожих изображений можно увидеть в Монголии. Там, на скалах Чандаманя, неразлучная парочка появилась еще в неолитические времена. И не только парочка, но и в придачу таинственная змея о двух головах. Кстати, намек на двухголовость (что может быть следствием трансформации первоначального символа) имеет и один из коскудукских аспидов. 

Знаменательно, что этот образ из древнейшей мифологии Глубинной Азии у казахов благополучно добрался до самых этнографических времен. Достаточно вспомнить дарующую долгожданное потомство экопещеру Шокпак-ата в Южном Казахстане. Или развалины злосчастного Жанкента, откуда две змеи-мстительницы за опороченную Ай-Сулу проникли до самой Бухары. 

Там же, в Центральной Азии, но в китайской ее части, проживала неразлучная божественная парочка — Фу-си и Нюй-ва. Они, по местной версии, и породили все человечество. Для нас интересно, что оба неразлучных божества только сверху имеют человеческий облик. Ниже пояса они — переплетающиеся змеи. 

Но подобные змеепредки людей зафиксированы и в совершенно другом месте, у загадочного африканского племени догонов. Это божественные близнецы Номмо, порожденные верховным божеством Аммой. Номмо Аммовичи похожи на змей еще больше. У них не только гибкие зеленые тела, но и раздвоенные языки. 

Легенды о паре змеевидных прародителей человечества столь навязчивы и распространены по земле (вплоть до Южной Америки), что со всей очевидностью можно предположить наличие какого-то очень древнего мифа-основы, давно забытого в оригинале, но дошедшего до нас в виде множества разнообразных «списков». Один из которых и выплыл из темных глубин времени тут, близ Актау. 

Все? Загадка решена? Как бы ни так! У подобных загадок вообще не бывает разгадок — в том-то и состоит их притягательность! Одна загадка лишь рождает другую. 

Сильно подогревает интерес к находке археологов то мизерное значение, которое имеют реальные змеи на территории современного Мангыстау. За все поездки (а мне приходилось забираться в самые безлюдные районы Устюртского заповедника) я не встретил ни одной (если не считать заспиртованных уродцев в музее). 

(Продолжение следует.) 

Фото автора 

Читайте в свежем номере: