Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Стадион избранных
МирГеополитика

Стадион избранных

Половиной мирового богатства владеет 0,00075 процента населения мира

Международная исследовательская группа World Inequality Lab опубликовала новый доклад «Мировое неравенство». В нем зафиксирована беспрецедентная концентрация богатства и ее последствия для глобальной экономики, политики и климата.

Состоянием, сопоставимым с деньгами и имуществом половины населения планеты, владеет менее 60 000 богатейших людей мира. В том числе около 3000 долларовых миллиардеров, количество которых за 2025 год выросло на 287 человек. Согласно статистике швейцарского банка UBS, 91 миллиардер свое богатство унаследовал. В ближайшие 15 лет, по оценкам банка, миллиардеры оставят потомкам около шести триллионов в долларах.

Среди миллиардеров более 2,5 тысячи мужчин и 374 женщины. Их совокупное богатство составляет почти 16 триллионов долларов. За текущий год оно увеличилось на 13 процентов. Около трети мирового списка миллиардеров (924 человека) — представители США. Их состояние выросло на 18 процентов, превысив семь триллионов долларов. Решающий вклад в этот рост внес владелец шести крупных компаний Илон Маск. В текущем декабре он стал первым человеком, состояние которого широко перешагнуло отметку 600 миллиардов и достигло 677 миллиардов долларов.

На втором месте Азиатско-Тихоокеанский регион с общим состоянием миллиардеров 4,2 триллиона долларов. Из них более 35 миллиардов принадлежит гражданам Казахстана и работающим в республике лицам — Вячеславу Киму, Тимуру Турлову, Владимиру Киму, Михаилу Ломтадзе, Тимуру и Динаре Кулибаевым, Булату Утемуратову и семье Ибрагимовых. Также примерно 4,2 триллиона долларов приходится на миллиардеров в Европе, Африке и на Ближнем Востоке.

При всем этом вклад высшего по богатству эшелона в государственные финансы (налоги) остается минимальным, отмечается в докладе World Inequality Lab. Эффективные налоговые ставки поднимаются для большинства граждан, но снижаются для миллиардеров и миллионеров. В отличие от них средний класс — врачи, учителя, инженеры — вынужден отдавать значительную часть доходов в виде налогов. «Это подрывает налоговую справедливость и лишает общество ресурсов, необходимых для образования, здравоохранения и борьбы с изменением климата», — говорится в докладе.

Его авторы фиксируют и гендерные диспропорции. Несмотря на сокращение официального рабочего времени в целом, основную выгоду от этого получили мужчины, а нагрузка на женщин остается высокой. «Неравномерное распределение времени — одно из ярких свидетельств того, что прогресс в условиях труда не привел автоматически к гендерному паритету», — говорится в документе. Женщины получают лишь около трети всех трудовых доходов. Ни в одном регионе мира не достигнуто равновесие 50 на 50. Разрыв особенно заметен в Южной Азии, на Ближнем Востоке и в ряде стран Африки, где на долю женщин приходится менее четверти трудовых доходов.

Отдельный раздел доклада посвящен климатическому измерению неравенства. Средний углеродный след 10 процентов самых богатых американцев более чем в 40 раз превышает аналогичный показатель для 10 процентов богатейших жителей Нигерии. В глобальном масштабе на представителя верхнего богатейшего эшелона приходится в 75 раз больше выбросов в атмосферу углекислого газа, чем на человека из нижних 50 процентов населения мира.

Распространенный подход, основанный на параметрах потребления, фиксирует различия в образе жизни, но упускает фактор собственности, отмечается в докладе. Владельцы заводов, энергетических компаний и других предприятий получают прямую выгоду от работы отраслей с высоким уровнем загрязнения. В соответствии с подходом, основанным на собственности, выбросы распределяются пропорционально доле владения капиталом.

Например, во Франции, Германии и США углеродный след 10 процентов самых богатых граждан при учете фактора собственности в три-пять раз выше официальных показателей. В США на долю верхних по богатству 10 процентов приходится 24 процента выбросов по потреблению, но 72 процента с учетом собственности. В глобальном масштабе верхний один процент ответственен за 41 процент всех выбросов при учете собственности против 15 процентов при учете лишь потребления.

В докладе также анализируется структура международной валютно‑финансовой системы. По мнению авторов, она выстроена в интересах только богатых стран и приводит к систематическому изъятию ресурсов из беднейших регионов. Привилегированные государства получают возможность дешево занимать средства и вкладывать их в наиболее прибыльные активы и отрасли. Это явление, впервые описанное еще в 1960‑е годы как «непомерная привилегия» США, сегодня распространена в Европе, Японии и других странах с развитой экономикой.

В результате 20 процентов самых богатых стран систематически фиксируют положительную «избыточную доходность» по своим иностранным позициям, эквивалентную примерно одному проценту их совокупного ВВП. Нижние 80 процентов стран, наоборот, являются постоянными «чистыми должниками» и сталкиваются с непрерывными убытками, эквивалентными двум процентам их ВВП. В некоторых бедных регионах деньги, уходящие в виде прямых платежей богатым странам, превышают расходы местных правительств на здравоохранение.

Это означает, что глобальные финансы действуют как скрытый, но постоянный налог на развитие бедных стран. Их средства, которые могли бы пойти на строительство школ, больниц, дорог и другой инфраструктуры, вместо этого используются для обслуживания активов богатых стран (возврат кредитов и процентов по ним).

Глобальная элита, составляющая 0,001 процента населения земли, контролирует капитал, втрое превышающий материальные ресурсы нижних 50 процентов людей. Авторы доклада подчеркивают, что действующая глобальная система распределения труда и денег не является естественным результатом свободного рынка. Она отражает умышленно сохраняемое мировыми центрами неравенство между странами, повторяя в более скрытой, изощренной форме старые модели колониальной эксплуатации.

Ведь что такое менее 60 000 человек? Это немногим больше среднестатистической тысячи семей. Это, по современным меркам, небольшой город. Это вместимость не самого крупного стадиона.

неравенство1.jpg

Читайте в свежем номере: