Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
США и Центральная Азия: варианты развития
МирГеополитика

США и Центральная Азия: варианты развития

Чего ожидать странам региона после 20 января

Политологи стран Центральной Азии рассматривают два варианта развития событий в регионе после инаугурации Трампа, которая должна состоятся 20 января. Причем варианты диаметрально противоположные: первый — сохранение присутствия США в Центральной Азии путем участия в экономике и освоении недр, второй — дестабилизация ситуации через цветные революции. Об этом шла речь в ходе круглого стола, организованного на площадке агентства Sputnik Казахстан. 

 Неизменность стратегических интересов

«США могут сохранить свое сотрудничество со странами Центральной Азии, в первую очередь с Казахстаном, где присутствуют такие американские нефтяные гиганты, как «Шеврон» и «Эксон», вложившие миллиардные инвестиции в освоение здесь нефтегазовых месторождений. США также будут отслеживать создание новых транспортных маршрутов, проходящих через регион в обход России», — заявил директор Института мировой экономики и международных отношений Акимжан Арупов в ходе круглого стола «Инаугурация Трампа: чего ожидать странам Центральной Азии».

Политолог считает, что Трамп как бизнесмен всегда будет стоять на защите американского бизнеса за рубежом.

Арупов также заметил, что помимо энергетического (нефтяного) сектора большой интерес со стороны США ожидается к сфере поиска и добычи редкоземельных материалов, запасы которых есть в недрах данного региона.

«На фоне обострения торговой войны между США и Китаем, который является лидером по добыче редкоземельных материалов, есть интерес найти альтернативу по этим видам полезных ископаемых в Центральной Азии», — подчеркнул он. По его мнению, ожидать резких изменений в политике США в ЦА после инаугурации Трампа не стоит, так как в основе будут лежать экономические приоритеты.

«Президенты приходят и уходят, а стратегические интересы остаются», — добавил спикер.

В то же время эксперт считает, что многое будет зависеть от геополитики, а именно — от взаимоотношений США с двумя крупными соседями региона — Россией и Китаем, и не только с ними.

«Центральная Азия соседствует также с Афганистаном, недалеко — Ближний Восток. Поэтому отношения США — ЦА будут идти по принципу «никакого давления, хотя бы нейтрализовать влияние соседей», — отметил Акимжан Арупов.

Сохраняется вероятность цветных революций?

Главный экономист центра прикладных исследований TALAP Рахим Ошакбаев не столь оптимистичен в своих прогнозах относительно сохранения стабильности в регионе Центральной Азии после инаугурации Дональда Трампа.

«После завершения войны в Афганистане ни один президент США не приезжал в этот регион. Встречи в формате «5+1» (пять стран ЦА плюс США) были посвящены лишь обсуждению целей устойчивого развития, то есть ни о чем. Что касается американских инвестиций в нефтегазовый сектор Казахстана, то это деньги конкретно «Шеврона». И не стоит сильно переоценивать связь корпоративных интересов и государственных», — заявил Ошакбаев.

Он напомнил, что одной из особенностей внешней политики США является проведение скрытых операций по смене режимов через так называемые цветные революции.

«Документ «Цветные революции» все еще остается «на столе» (Белого дома. — Прим. автора). Центральная Азия давно считается «подбрюшьем» России, и не исключена вероятность дестабилизации ситуации в Центральной Азии… Исламский радикальный интернационал на обломках Сирии может успешно построить исламский халифат. Сейчас там очень много выходцев из стран Центральной Азии — таджиков, узбеков и даже казахов. В свое время из Казахстана как минимум 200 семей уехали воевать в Сирию. Определенная угроза аналогичного, как в Сирии, сценария сохраняется и здесь», — предостерег Ошакбаев.

Он напомнил, что концепция США по цветным революциям реализовывалась по принципу «семь войн за пять лет», которая сопровождалась сменой режимов и дестабилизацией стран Ближнего Востока. Под этот план попали Ливия, Ирак и Сирия. Устоял пока Иран, по которому, по мнению эксперта, высокая вероятность гибридного удара, который представляет главную угрозу для Израиля. 

«Для начала будет совершен подкуп генералитета, как это было в Ираке и Сирии, чтобы армия не оказывала сопротивления. Соответственно, весь этот большой ареал станет экспортировать терроризм на Центральную Азию», — резюмирует Ошакбаев.

Влияние антироссийских санкций

Президент ОФ «Eurasian Expert Council» Чингиз Лепсибаев заявил, что в ближайшей перспективе с приходом к власти Дональда Трампа для Центральной Азии большой проблемой станет усиление антироссийских санкций.

С января текущего года заработал самый серьезный пакет санкций, затрагивающих нефтяной сектор и строительство АЭС, что может сказаться на планах Узбекистана и Казахстана, решивших строить у себя атомные станции. 

«Страны Центральной Азии сильно завязаны на торговле с Россией и Китаем. Так, Казахстан будет терять от одного до полутора процентов экономического роста из-за антироссийских санкций. Все больше центральноазиатских компаний будет попадать под индивидуальные санкции за торговлю с РФ и Китаем», — сказал Лепсибаев.

По мнению эксперта, объем новых иностранных инвестиций в целом в регион Центральной Азии будет падать.

«Это актуально для всех стран Центральной Азии. И нам следует укреплять внутрирегиональное единство», — резюмировал Рахим Ошакбаев.

Читайте в свежем номере: