Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Распят, умер и воскрес
МирГеополитика

Распят, умер и воскрес

К годовщинам кончины СССР и рождения СНГ

иллюстрация WELAR

Кончине СССР и рождению СНГ — 33 года. Дата не круглая, но знаменательная. Согласно Библии, именно в 33 был распят, умер и воскрес Христос. Этот возраст считается психологическим перепутьем и периодом переосмысления прожитого. 

Сводки из разбитой армии

Восьмого декабря 1991 года мир узнал, что Советский Союз прекратил существование. Символизирующий его кончину акт возник в Белоруссии — на территории заповедной Беловежской пущи, в государственной охотничьей усадьбе Вискули. 

К осени 1991 года не только советская пресса, но и служебные документы напоминали сводки из разбитой армии. В частности, председатель Госбанка СССР Виктор Геращенко докладывал Президенту Михаилу Горбачеву, что Гознак не успевает выполнять растущий заказ на изготовление рублевых купюр. А экономист Григорий Явлинский констатировал со страниц газеты «Труд», что «крах советских финансов и денежного обращения — свершившийся факт». 

На 25 ноября было запланировано обсуждение договора о создании Союза Суверенных Государств (ССГ) как конфедерации. Но за нее выступил один Горбачев. Лидеры же семи республик, которые намеревались участвовать в новообразовании, отправили проект договора на рассмотрение парламентов. А на референдуме за полную независимость республики высказалось более 90 процентов граждан Украины, без которой конфедерация теряла смысл. 

Мрачный юмор

Седьмого декабря 1991 года глава России Борис Ельцин улетел в Минск. Целью визита он объявил экономические вопросы. О них же вещал перед поездкой в столицу Белоруссии глава Украины Леонид Кравчук. Но в тот же день «Российская газета» сообщила, что, по неофициальной информации, речь в Минске может пойти о создании некоего трехстороннего объединения.

И в тот же день делегации Белоруссии, России и Украины собрались в резиденции Вискули. Почему там? Правдоподобной выглядит версия о том, что усадьба находится в восьми километрах от границы, а рядом — военный аэродром Пружаны. И если бы Горбачев решился на крайние меры — вплоть до ареста участников встречи, то они запрыгнули бы в вертолет (он дежурил в боевой готовности с экипажем на борту все сутки действа в Вискулях) и махнули бы в Польшу. 

— Тревога ощущалась в репликах буквально каждого участника встречи, — вспоминает в своих мемуарах ее участник, тогдашний глава МИД Белоруссии Петр Кравченко. — Время от времени звучал мрачный юмор: «Вот тут нас можно сразу всех и накрыть, одного батальона хватит».

Лишь у Кравчука было приподнятое настроение. В тот день он расстрелял в Вискулях привязанного за ногу к дереву кабанчика, что охотой назвать сложно. Но глава Украины был весел и, поднимая чарку за чаркой, с невинной улыбкой хоронил попытки белорусов и россиян сохранить Союз хоть в какой-то форме. 

Рассказ Кравченко подтверждает интервью члена российской делегации в Вискулях, бывшего вице-премьера РФ Сергея Шахрая в газете «Новые Известия» от 8 декабря 2006 года: «Ельцин и Шушкевич (председатель ВС Белоруссии. — Прим. авт.) долго пытались уговорить Кравчука сохранить хоть в каком-нибудь виде Союз. Но украинцы не желали даже слышать это слово. Кравчук вообще держался очень вальяжно. На все предложения он сразу отвечал отказом, а сидевшие в его делегации руховцы («Рух» — украинское националистические движение. — Прим. авт.) роптали: «Да нам тут вообще нечего делать!».

«В конце концов позиция Кравчука смягчилась, — пишет Кравченко. — Кравчук окончательно «сломался» в десятом часу вечера: «Ну, раз большинство за договор...». Когда принципиальные договоренности были достигнуты, первые лица отправились почивать. 

Срочно найти Назарбаева!

За дело взялись члены делегаций. С российской стороны — госсекретарь и первый вице-премьер Эдуард Бурбулис, вице-премьеры Егор Гайдар и Сергей Шахрай, министр иностранных дел Андрей Козырев, с белорусской — вице-премьер Михаил Мясникович и названный Петр Кравченко. Как ни удивительно, но представители Украины в подготовке текста соглашения, который перечисленные лица писали ночью в коттедже, где поселили Гайдара, не участвовали. В окружении коллег он писал текст собственноручно, потому что в Вискулях не было не то что компьютера, но даже пишущей машинки. Ее вместе с машинисткой привезли под утро из администрации заповедника. 

Когда консенсус был достигнут, по воспоминаниям Кравченко, Ельцин спохватился: а как же Назарбаев?! Ведь он еще год назад, в декабре 1990-го, был инициатором открытого четырехстороннего соглашения между Белоруссией, Казахстаном, Россией и Украиной о новом союзе! Нехорошо получается, признал Ельцин, приказав помощникам срочно разыскать главу Казахстана по телефону.

А он в это время находился в воздухе — на пути из Алма-Аты в Москву. Все попытки связаться с самолетом оказались безуспешными. О дальнейшем развитии ситуации сам Нурсултан Назарбаев рассказывал на встрече с главными редакторами московских газет 15 апреля 1995 года (цитируем по публикации в еженедельнике «Общая газета»): «8 декабря я прибыл во Внуково вечером, и тут мне говорят: «Вас ищут Ельцин, Руцкой (вице-президент России. — Прим. авт.), Шушкевич, Горбачев». В аэропорт звонят. Беру трубку — говорит Кебич (премьер-министр Белоруссии. — Прим. авт.): «Мне поручено тебя встретить. Скорее приезжай!». Трубку взял Шушкевич: «Мы тут документ один подписали, реализовали вашу старую идею». Трубку взял Ельцин: «Нурсултан Абишевич, мы реализовали вашу идею, составили соглашение, все его подписали, для вашей подписи место оставили, прилетайте скорее!». Я что-то засомневался: «Прочитайте текст!». Ельцин говорит: «Я не могу, вот пусть Шушкевич…». Шушкевич заплетающимся языком читал, читал… Я спрашиваю: «Вы что, создали новое государство? Советского Союза больше нет?». «Ну вроде бы так», – отвечает».

Церемония похорон Союза и рождения СНГ прошла в вестибюле перед столовой — более подходящего помещения в усадьбе не нашлось. «Мы, — гласила преамбула соглашения, — Белоруссия, Россия, Украина, подписавшие в 1922 году Союзный договор, являющиеся учредителями Союза ССР, провозглашаем, что Союз ССР как субъект международного права и с точки зрения геополитического положения прекратил свое существование». И первая же статья документа возвещала об образовании СНГ. 

Выбирай жену, Адам

Как ни крути, но замаскированная под экономические переговоры встреча трех славянских лидеров в Вискулях с ее оглушительным результатом объективно наносила обиду остальным субъектам Союза, пусть и умиравшего: как так, нас даже не информировали, что собираются сделать, да за кого славяне нас держат!

После встречи и нелицеприятного разговора 9 декабря с Горбачевым и Ельциным Назарбаев возвращался в тот же день из Москвы в Алма-Ату. В аэропорт его провожал в одной машине старый товарищ, известный экономист Дмитрий Валовой. «Конфронтация принимает очень опасную форму, — цитирует сказанные главой Казахстана в машине слова Валовой в книге «Кремлевский тупик и Назарбаев». — У нас готовится проект о создании азиатской конфедерации. Но такое глобальное противостояние может привести к совершенно непредсказуемым последствиям. Ведь тюркоязычные республики есть и в составе России. Как поведут себя они?.. А сколько славян в Казахстане и среднеазиатских республиках?.. Получится нечто худшее, чем былые крестовые походы… Мы оказались в роли Адама, которому Бог привел Еву и сказал: «Вот, Адам, выбирай себе жену». Или мы должны «выбирать» СНГ, или идти на противостояние».   

Именно поэтому Назарбаев в последующие дни вел напряженные телефонные переговоры с главами среднеазиатских республик Аскаром Акаевым (Кыргызстан), Исламом Каримовым (Узбекистан), Эмомали Рахмоном (Таджикистан) и Сапармурадом Ниязовым (Туркменистан), а затем встретился с ними 12 декабря в Ашхабаде, призывая не рубить сплеча. В итоге пятеро азиатских лидеров приняли совместное заявление. Его авторы отмечали, что с пониманием воспринимают стремление Белоруссии, России и Украины «создать на месте ранее бесправных республик объединенные в содружество независимые правовые государства», хотя само Беловежское соглашение было для азиатских республик полной неожиданностью.

Авторы заявления обращали внимание и на то, что СНГ не может быть образовано по этническим, конфессиональным или любым другим признакам, нарушающим права человека и народов. Важные положения заявления: Содружество должно признать территориальную целостность и неприкосновенность существующих границ республик, а также обеспечить контроль над ядерным оружием.

На пресс-конференции в Ашхабаде Назарбаев подтвердил, что его действительно приглашали присоединиться к Беловежскому соглашению. Но он не стал этого делать без консультаций не только с ВС Казахстана, но и с соседними братскими республиками. Назарбаев также сообщил, что он и его четверо среднеазиатских коллег предлагают окончательно решить судьбу «полновесного» СНГ 21 декабря 1991 года в Алма-Ате, куда приглашают лидеров 12 бывших союзных республик (кроме отрезанного ломтя — Прибалтики). 

Де-юре и де-факто

Сенсационное Беловежское соглашение, казалось бы, хоронило Союз и рождало новый альянс. Но, как выяснялось, и после 8 декабря Союз юридически оставался «жив», а над Содружеством нависла угроза тяжелой родовой травмы. Ведь подчас между де-факто и де-юре большая разница. В основе коллизии лежало то, что СССР был основан в 1922 году не только Россией, Белоруссией и Украиной, но и Закавказской Федерацией. В 1936 году из нее выделились, но остались в Союзе Азербайджан, Армения и Грузия. В 1920 — 1930 годах он пополнился пятью азиатскими республиками, в том числе Казахстаном. В 1940-м субъектами Союза стали входившая в состав Украины Молдавия, а также Латвия, Литва и Эстония. 

Прибалтике судьба Союза была уже безразлична. Но в отношении остальных республик лидеры России, Белоруссии и Украины 8 декабря поступили, мягко выражаясь, некорректно. Прежде всего в правовом аспекте. Ведь согласно Конституции СССР его упразднение было возможно лишь по взаимному согласию всех его субъектов. Поэтому де-юре Беловежское соглашение в части ликвидации Союза оказывалось нелегитимным. Больше того, оно шло вразрез с итогами общесоюзного референдума в марте 1991 года, на котором 76,4 процента участников голосования высказались за сохранение СССР. 

С точностью до наоборот попадало впросак СНГ. С юридической точки зрения его создание безупречно. Но к авторам соглашения возникал резонный вопрос от оказавшихся вне игры республик: господа, почему вы предлагаете нам не учредительствовать в СНГ, как сами, а лишь присоединяться? Фактический статус и перспективы СНГ выглядели более чем спорными, подняв и без того высокий градус напряженности на развалинах Союза. 

Второй день рождения

Казахстан объявил о своей независимости 16 декабря 1991 года — последним среди республик Союза. А к вечеру 20 декабря в Алма-Ату прибыли Аяз Муталибов (Азербайджан), Левон Тер-Петросян (Армения), Станислав Шушкевич (Белоруссия), Аскар Акаев (Кыргызстан), Мирча Снегур (Молдавия), Борис Ельцин (Россия), Эмомали Рахмон (Таджикистан), Сапармурат Ниязов (Туркменистан), Ислам Каримов (Узбекистан) и Леонид Кравчук (Украина). 

Компромисс был достигнут быстрее, чем ожидалось. Уже 21 декабря после обсуждения в резиденции Президента Казахстана заранее подготовленных проектов документов главы 11 республик подписали шесть актов. Главный из них — Алма-Атинская декларация. Она констатировала, что «с образованием Содружества Независимых Государств Союз Советских Социалистических Республик прекращает свое существование».

Значимым достижением алма-атинской встречи стало также Соглашение о совместных действиях в отношении ядерного оружия, судьба которого волновала все международное сообщество. Его подписали главы государств, имевших на своей территории смертоносный арсенал, — Белоруссии, Казахстана, России и Украины. Мир вздохнул с облегчением, услышав то, что хотел: о приверженности к нераспространению ядерного оружия и курсе на укрепление международной безопасности. 

Учреждение СНГ состоялось в трех документах: Соглашении о создании СНГ от 8 декабря, протоколе к нему и Алма-Атинской декларации от 21 декабря 1991 года. Поэтому вторую дату можно смело считать и вторым днем рождения Содружества. 

А 26 декабря 1991 года в Кремле в последний раз собрался Совет Республик ВС СССР. На заседании под председательством главы палаты — известного казахстанского писателя Ануара Алимжанова — была принята Декларация о прекращении существования СССР. Он окончательно канул в Лету. Единой оценки этого исторического события до сих пор нет.

История не повторяется один в один. Бывает, она идет по спирали. Сегодня мы вновь переживаем рождение новой эпохи, но уже в общемировом смысле. 

Читайте в свежем номере: