Внимание международного сообщества и СМИ приковано к Сирии, где поразительно быстро рухнул режим теперь уже бывшего президента Башара Асада. К власти пришла вооруженная оппозиция, представителей которой называли боевиками, а сегодня — не иначе как повстанцами.
С конца ноября они заняли несколько крупных городов Сирии, в том числе без боя вошли в столицу страны Дамаск. Представители оппозиции 8 декабря в эфире гостелевидения заявили, что установили контроль над страной. Асад, по данным МИД РФ, вел переговоры с некоторыми участниками конфликта, решил уйти с поста и покинул республику, дав указание мирно передать власть. Россия в этих переговорах не участвовала.
Источник в Кремле сообщил РИА Новости, что Асад с членами семьи, включая тяжело больную супругу, прибыл в Москву. Россия предоставила убежище из гуманитарных соображений — с учетом того, что вооруженная оппозиция уже убила двоюродного брата бывшего президента Сулеймана аль-Асада, руководившего силами нацобороны, о чем сообщил телеканал Alkhali 24.
По информации мировых СМИ, также бывший сирийский премьер Мухаммед Гази аль-Джаляли заявил, что он с несколькими министрами установил контакт с руководством вооруженной оппозиции. Российские официальные лица также находятся в контакте с ней. Лидеры оппозиции гарантировали безопасность российских военных баз и дипломатических учреждений в стране.
Тем временем на Западе раздаются торжествующие голоса о поражении в Сирии поддерживавших Асада Ирана и России. Но есть ли вообще победители и проигравшие из числа внешних игроков? Внезапное падение Асада закрывает более чем 60-летний период правления в Сирии партии БААС — арабских социалистов и сторонников арабского единства. Принадлежность семьи Асадов к алавитам (национальному и религиозному меньшинству в преимущественно суннитской стране) не была таким уж исключением, в свое время там были даже президенты-курды.
Сирия — в целом многонациональная и многоконфессиональная страна, границы которой были установлены после распада Османской империи, то есть 100 лет назад, англичанами и французами. Но реальная независимость страны насчитывает меньше 80 лет (французские войска ушли в 1946 году). Границы Сирии, как и остальных государств региона, произвольны. Бывшие провинции турецкой империи были распределены исходя из интересов и влияния колониальных держав. Потрясения двух последних десятилетий были лишь подготовкой к той кульминации, которая происходит на наших глазах.
Сирию ждет эпоха политического ислама, однако не исключено возвращение к светским основам, а главным вызовом для новых властей станет курдский вопрос, заявил РИА Новости профессор политологии Университета Эль-Мустансирия в Багдаде Исам аль-Фили. «Если говорить о будущем Сирии после Асада, то в качестве первоначальных характеристик появятся признаки так называемого исламского государства, — считает эксперт. — Думаю, контроль за властью на этом этапе будет у Абу Мухаммеда аль-Джулани, известного теперь как Ахмед аш-Шараа, главы группировки «Хайат тахрир аш-Шам». Что касается переходного правительства и тех, к кому власть перейдет после этого, то их основу будут составлять исламские группировки при отсутствии представителей светской образованной элиты».
По мнению аль-Фили, такое положение дел «будет зависеть от характера переходного периода и сохранится временно». «Думаю, если сирийский народ сделает правильный выбор, то этот выбор будет в пользу светского государства, поскольку Сирия является неотъемлемой частью мира, основанного на концепции светского либерализма», — пояснил аналитик.
Курдский вопрос станет главным для новых властей, поскольку на этом направлении пересекаются интересы Турции, США и ряда других игроков в регионе, считает эксперт. «Турция хочет, чтобы на этом направлении решение оставалось за ней, — отмечает аль-Фили. — Как представляется, она добилась успеха… Предполагаю, что Сирия будет двигаться в сторону федеративного устройства… с учетом заявлений президента США Джо Байдена о необходимости защищать американские интересы на востоке Сирии. Подразумевается, что США остаются основной поддержкой для курдов, в то время как Турция обвиняет их в связях с Рабочей партией Курдистана (РПК), признанной в Турции террористической».
По мнению эксперта, Штаты будут стремиться к тому, чтобы иметь рычаги влияния на новые власти в Сирии с целью не допустить возвращения в страну своих конкурентов в регионе — Ирана и России. Сирийские демократические силы (SDF), чью основу составляют курдские отряды самообороны YPG, при поддержке американцев контролируют провинции Дейр-эз-Зор, Эль-Хасеке и Ракка, где крупнейшие месторождения нефти и газа страны.
Согласно последним сообщениям СМИ, в Сирии сформировано временное правительство, о чем объявил исполняющий обязанности премьера Мухаммед аль-Башир, слова которого приводит газета al-Watan. Временный кабинет состоит из министров ранее созданного оппозицией «Правительства спасения» и будет действовать до марта 2025 года, пока не решит конституционные вопросы.