Широко разрекламированный и запланированный на апрель 2024 года в Ташкенте первый саммит на высшем уровне «Европейский союз — Центральная Азия» не состоялся. Ни с чьей стороны официальных объяснений по этому поводу к настоящему времени не последовало.
Кульминация, историческое событие и наполеоновские планы
Предварительная договоренность о саммите была достигнута в октябре 2023 года в Люксембурге на 19-й встрече министров иностранных дел государств ЦА и 27 стран-членов ЕС с участием главы евродипломатии Жозепа Борреля. В январе 2024 года в Брюсселе главы внешнеполитических ведомств конкретизировали место и сроки проведения саммита.
«ЕС и страны Центральной Азии сближаются — не только в политическом, но и в прямом смысле слова, — радовалась встрече в столице Евросоюза известная в СССР и на постсоветском пространстве Deutsche Welle (DW, «Немецкая волна»). — В Брюсселе сделан решающий шаг к созданию Транскаспийского транспортного коридора в обход России. За два года войны России против Украины Европейскому союзу и Центральной Азии удалось сблизиться так, как никогда раньше. Кульминацией этого должен стать первый формальный саммит ЕС и пяти стран Центральной Азии, намеченный на апрель. Местом для исторического события выбран славящийся объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО Узбекистан».
DW сообщала буквально о наполеоновских планах Евросоюза в Центральной Азии. «Высокопоставленные участники форума договорились ни много ни мало о создании современного аналога Великого шелкового пути в обход России — Транскаспийского транспортного коридора, — восхищалась «Немецкая волна». — Более того, они поставили себе цель сделать маршрут от восточного побережья Китая до, например, Польши преодолимым для грузов и пассажиров менее чем за 15 дней. Грандиозный проект предусматривает восстановление и модернизацию железнодорожной и автодорожной сети, увеличение подвижного состава, расширение пропускной способности портов, усовершенствование пунктов пересечения границы, а также создание мультимодальных логистических центров и вспомогательных узлов во всех пяти странах Центральной Азии. На это потребуется не менее 18,5 миллиарда евроинвестиций, подсчитали в своем исследовании эксперты Европейского банка реконструкции и развития. И уже за два дня форума Еврокомиссия собрала на создание Транскаспийского транспортного коридора обязательств от международного сообщества на 10 миллиардов евро, что позволит проекту стартовать в ближайшие месяцы».
Настолько восторженно не пропагандировал коммунистические программы в СССР даже орган ЦК КПСС газета «Правда».
Газопровод имени Навуходоносора
Похоже, Евросоюз не научился извлекать уроки из собственного опыта, когда его широковещательные заявления о сногсшибательных международных замыслах заканчивались пшиком. Таких примеров можно привести вагон и маленькую тележку. Но будет достаточно напомнить о главном энерготранспортном детище Евросоюза в начале XXI века под интригующим названием «Набукко».
«Набукко» — это магистральный газопровод протяженностью 3300 километров из Азии в Европу в обход России. Его проект был предложен Евросоюзом потенциальным партнерам в начале 2000-х. Первоначальный сценарий предполагал, что к 2010 году по этой трубе будет транспортироваться минимум восемь миллиардов, а к 2020-му — до 31 миллиарда с выходом в дальнейшем на 34-36 миллиардов кубометров газа. Половина этого объема предназначалась транзитным странам. Остальное предполагалось подавать в австрийский Баумгартен, откуда распределять по Германии, Италии и дальше. Этим объемом планировалось удовлетворять до 10 процентов потребности Евросоюза в голубом топливе.
Но сначала в угоду США из проекта был исключен Иран, и пришлось изменять конфигурацию ресурсной базы замысла. Затем, в 2008-м, не отказываясь от подрядного участия в проекте, не захотел стать совладельцем газопровода Азербайджан. В 2009 году к политической декларации о «Набукко» отказались присоединиться Казахстан, Туркменистан и Узбекистан. И над «Набукко» нависла угроза аборта. Евросоюз пытался спасти дитя еще несколько лет, но в 2013-м был вынужден поставить на замысле крест.
В этом провале есть капля мистики. Проект был назван в честь одноименной оперы Джузеппе Верди. Что означает «Набукко»? Это итальянская интерпретация, в том числе для краткости, имени нововавилонского царя Навуходоносора. Его имя переводится как «Набу, защити старшего сына», где Набу — одно из многочисленных вавилонских божеств, которое почиталось покровителем мудрости. Навуходоносор правил более 40 лет, много чего завоевал, в том числе Иерусалим, и много чего построил, включая одно из чудес света — висячие сады Семирамиды.
Да вот беда, до старости Навуходоносор шибко притеснял иудеев, считавших его заклятым врагом. На склоне лет царя одолел недуг, во время приступов которого он воображал себя животным. Излечился царь только после того, как прекратил притеснять иудеев и, больше того, признал их Яхве в своем государстве Богом богов. Вроде как покаялся. Но в последующей истории имя Навуходоносор обрело устойчивый нехороший смысл, в том числе нарицательный, для характеристики безумцев.
Недаром говорят: как корабль назовешь, так и он и поплывет. Магистральный газопровод имени Навуходоносора даже не вышел из проектной гавани.
“Неопознанный политический объект”
При всех различиях моногазового «Набукко» и объявленного приоритета сближения ЕС с ЦА — мультимодального Транскаспийского транспортного коридора — их объединяет жесткая политизированность, продиктованная страстью Евросоюза к обособлению от России, Ирана и других «авторитарных» государств. К коим Евросоюз уже десятилетия причисляет все без исключения страны Центральной Азии. Но «Набукко» давно канул в Лету. Что серьезного в активе в практическом международном взаимодействии современного Евросоюза?
Общеизвестно, какое значение он придает отказу от ископаемого топлива в пользу возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и продвижению этой повестки за пределами Европы. Среди огромного числа проектов в этой области – отказ от российского газа в пользу ветроэнергетики. По сведениям агентства Bloomberg, только Германия, Дания, Бельгия и Нидерланды планировали довести к 2030 году мощности своей ветроэнергетики до 65 гигаватт. «Одно из моих опасений заключается в том, что мы недостаточно быстро продвигаемся вперед, — цитировал в 2023 году Bloomberg Расмуса Эррбо, главу европейского отдела по вопросам энергетики, крупнейшего разработчика морских ветряных электростанций в Европе. — Мы не достигнем наших целей к 2030 году».
Также общеизвестно, какое значение придает Евросоюз военной поддержке Украины в противостоянии с Россией. Нанесение ей поражения на поле боя — экзистенциальная цель Евросоюза. Между тем, как дружно сообщили мировые СМИ в марте 2024 года, Еврокомиссия признала срыв Евросоюзом своего же плана поставить Украине миллион снарядов. Это подтвердил на брифинге для прессы официальный представитель внешнеполитической службы ЕС Петер Стано. Он сообщил о признании Еврокомиссией невыполнения задачи поставки миллиона снарядов в период с марта 2023-го по март 2024-го.
В последние годы власти Евросоюза по всем основным позициям не критикует только самый ленивый. И никто не критикует Евросоюз так жестко, как сами европейцы. В том числе концептуально.
«Как известно, Евросоюз давно окрестили (и не кто-нибудь, а глава его же собственной комиссии) «неопознанным политическим объектом», — пишет в статье «Провал интеллектуалов Европы?» профессор политологии Принстонского университета Ян-Вернер Мюллер. — А если Жак Делор не был способен его опознать, то кто способен? (Делор руководил Еврокомиссией десять лет, три выборных срока, его называют «отцом-преобразователем» Европейского экономического союза в Евросоюз. — Прим. автора.) Выразимся более патетично: Евросоюз — самая важная институциональная инновация со времен создания современного демократического государства всеобщего благосостояния. Но разобраться в нем и понять, как он работает, крайне сложно. Замысловатые связи между европейскими национальными государствами и Брюсселем бывают столь запутанными, что распутать их не под силу даже самым искушенным участникам игры под названием европейская политика».
Что касается тактики и сегодняшнего дня, то невозможно отказать в нелицеприятности главе МИД Венгрии Петеру Сийярто, убежденному, что санкции Евросоюза против РФ «провалились, потому что военные действия на Украине продолжаются, а экономическая ситуация в Европе становится все хуже».
Это не пустые слова. В 2023 году впервые с ковидных времен сократился ВВП основы Евросоюза — Германии, а общий экономический рост альянса составил скромные 0,5 процента. В 2024 году вся еврозона покажет «отрицательный рост» на уровне -0,1 ВВП, прогнозирует британская компания Oxford Economics. Крупнейшие европейские экономики — Германии и Великобритании — закончат текущий год с еще более слабыми результатами: -0,2 и -0,4 процента соответственно. Объем ВВП Франции также снизится до -0,2, а Финляндия и Эстония могут просесть сразу на 1,5 процента.
«Сейчас в Евросоюзе лидеры с основными проектами, которые отобрали они сами, такими как зеленый переход, политика устойчивости, миграционная, санкционная и провоенная политика, и все они провалились, — заявил на пресс-конференции в апреле 2024 года Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан. — Нынешнее руководство Евросоюза должно уйти, нам необходимы новые лидеры».
Вот мы и подошли к наиболее вероятной причине отмены в апреле первого саммита на высшем уровне «ЕС – ЦА» в Ташкенте.
На грани безумия
Кресла под руководством Евросоюза зашатались настолько, что ему вопреки декларациям в последние месяцы наверняка не до Центральной Азии. В первую очередь это касается самых одиозных фигур — шефа Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен и главного евродипломата Жозепа Борреля, а также председателя Евросовета Шарля Мишеля, между прочим, родного сына бывшего министра иностранных дел Бельгии и комиссара ЕС по вопросам развития и гуманитарной помощи Луи Мишеля.
Ляйен, кроме прочего, находится под следствием по подозрению в корыстном сговоре с американским биофармацевтическим монстром Pfizer. Боррелю, подозреваемому в злоупотреблении алкоголем, не могут простить его выступление на открытии дипломатической академии в Брюгге. Там он назвал Европу «ухоженным садом», европейцев — «привилегированными людьми», а остальной мир — «агрессивными джунглями». Мишеля европейские СМИ периодически «светят» в теме «отсутствия непотизма в Евросоюзе».
Дальнейшая судьба его руководства зависит от результатов прошедших с 6 по 9 июня выборов депутатов Европарламента. Его новый состав определит, кто дальше будет осуществлять практическое руководство Евросоюзом. Для преобладающих в этом руководстве леволиберальных персон мозговой центр евробюрократии — Европейский совет по международным отношениям — выдал неутешительный прогноз.
В нем говорится, что результаты голосования повлекут «серьезный сдвиг вправо: популистские радикальные правые партии получат голоса во всех государствах ЕС, а левоцентристские и зеленые партии потеряют голоса и места» в Европарламенте. Требуется пояснение: «популистские радикальные правые партии» — формулировка, выдуманная для принижения роли консервативных сил, защищающих традиционные ценности и противостоящих либерастии в экономике, политике и общественной жизни.
«Поверьте мне — почти вся политика Евросоюза бессмысленна и на грани безумия», — заявил в интервью за несколько дней до выборов Европарламента Гуннар Бек, евродепутат от «Альтернативы для Германии», которая зачислена либерастами в «популистские радикальные правые партии».
***
По большому счету, отмена саммита «ЕС — ЦА» в Ташкенте — невеликий эпизод в общеполитической картине современного мира. Но в этой связи вспоминается вышедший в 1982 году советский фильм «Остановился поезд». В нем показано, как череда случаев мелкой безответственности и лицемерия оборачивается риском столкновения пассажирского и грузового поездов с сотнями жертв. Катастрофа не случается ценой жизни машиниста грузового состава. После краха СССР в 1991 году кинокритики единодушно признали тот негромкий фильм пророческим.