Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Напряженный шестиугольник
МирГеополитика

Напряженный шестиугольник

Кому угрожают и с кем осторожны США

Коллаж WELAR

Конфигурацию важнейших текущих международных событий можно представить шестиугольником США — Россия — Европа — Китай — Ближний Восток — Украина, последнее место которой вполне закономерно. Мнение давно утратившей суверенитет Незалежной на международной арене уже никого не интересует, а упоминают ее лишь для того, чтобы были понятны география и о чем речь.

Логика секты: мир — это война

Усилиями ставленников западных финансовых кругов Франсуа Макрона (президент Франции) и Кира Стармера (премьер-министр Великобритании) позиция Евросоюза (ЕС) и отколовшегося от него Туманного Альбиона укладывается в формулу Джорджа Оруэлла «Мир — это война». С кем до полного изничтожения, понятно без уточнения.

После не слишком удачного саммита ЕС (полного единства не случилось) 27 марта в Париже Макрон объявил, что на Украину отправится франко-британская «миссия сил сдерживания». «Они не будут представлять собой миротворческие силы и не заменят военных на линии соприкосновения, они не будут замещать украинские вооруженные силы, — цитирует Макрона французская Le Monde. — Но эти силы будут присутствовать в определенных стратегических местах».

Уже на следующий день, 28 марта, та же Le Monde сообщила, что планы Евросоюза и Великобритании по созданию «коалиции желающих» для отправки евровойск на Украину зашли в тупик. «Несмотря на громкие заявления Лондона и Парижа о том, что они полны решимости как никогда прежде, проект, похоже, забуксовал», — говорится в публикации газеты. Против «решимости» Макрона и Стармера настроены Венгрия и Словакия, а Германия, Австрия, Италия и в целом большинство членов ЕС совсем не горят желанием посылать своих солдат с риском потерять их под ударами наступающих российских войск.

Еще бы. Незамедлительно откликнулись на саммит в Париже Служба внешней разведки (СВР) РФ, пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков и официальный представитель МИД РФ Мария Захарова. СВР убеждена, что ввод на Украину любых западных войск станет не чем иным, как оккупацией страны. Песков отметил, что размещение миротворцев возможно только с согласия сторон конфликта и даже обсуждать это преждевременно. А Захарова в очередной раз повторила неизменную позицию России о неприемлемости присутствия на Украине войск стран НАТО под любым флагом.

«Нам все время пытаются втюхать, что демократия — за мир, — комментирует поведение ЕС сайт EADaily. — Но Европейский союз  не демократическое образование, а тоталитарная секта. Тоталитарная религиозная секта. А любая тоталитарная религиозная секта имеет задачу. Но если у других сект задача связана с явлением божества или инопланетян, то задача ЕС другая — разрушить и уничтожить Россию. Поэтому все действия последнего времени в рамках этой тоталитарной религиозной секты подчинены одному — убрать тех, кто мыслит иначе».

Передать управление ООН

В день публикации Le Monde о пробуксовке планов Макрона и Стармера, 28 марта, Владимир Путин встретился в Мурманске с экипажем подводной лодки «Архангельск». Отвечая на вопросы моряков, глава РФ в очередной раз обратил внимание на нелигитимность нынешней украинской власти и сказал, что ему непонятно, с кем подписывать мирные соглашения. «Подпишешь, а потом придут следующие и все отменят», — цитирует Путина Русская служба BBC News. 

«В рамках миротворческой деятельности ООН уже несколько раз было то, что называется внешним управлением, временной администрацией, — отметил Путин. — Для того чтобы провести там (на Украине. — Авт.) демократические выборы, для того чтобы привести к власти дееспособное и пользующееся доверием народа правительство и потом уже с ними начинать переговоры о мирном договоре и подписывать с ними легитимные документы, которые будут признаны во всем мире». 

Глава России привел примеры подобных ситуаций в прошлом, когда внешнее управление вводилось в Восточном Тиморе, Папуа-Новой Гвинее и отдельных частях бывшей Югославии. Фактически Путин предложил узаконить несамостоятельность Украины с существенной поправкой, то есть передать фактическое управление Незалежной от Евросоюза и Великобритании международному сообществу в лице ООН. 

«Это предложение возмутительно, — прокомментировал предложение Путина в сети Х корреспондент Financial Times Кристофер Миллер. — Но Путин чувствует себя уверенно, ведя переговоры с Трампом, в ходе которых он уже добился многочисленных уступок, не отказавшись ни от чего взамен. И слушая, как в Белом доме повторяют его собственные кремлевские тезисы». Действительно, вскоре после прихода к власти Дональд Трамп повторял риторику Кремля о нелигитимности киевских властей и называл Владимира Зеленского диктатором. 

Первая реакция из Белого дома оказалась патетичной, но анонимной. «Система управления в Украине определяется ее Конституцией и народом страны», — заявил в интервью агентству Reuters неназванный представитель Совета национальной безопасности США. Реакция Дональда Трампа последовала через два дня, но известна лишь в изложении американских СМИ. В их интерпретации Трамп был «очень зол» и «взбешен» предложением Путина обсудить введение на Украине внешнего временного управления. Но при этом, опять же в трактовке заокеанских СМИ, Трамп напомнил, что с Путиным у них «очень хорошие отношения» и что «гнев быстро рассеивается», если российский коллега «поступает правильно». Вместе с тем президент США пригрозил РФ новыми санкциями, если между Россией и Украиной не удастся прекратить боевые действия.

Через сутки Трамп «подобрел». Для России существует крайний срок достижения договоренностей насчет прекращения огня с Украиной, заявил президент США репортерам на борту самолета Air Force One, передала газета The Hill. «Это психологический дедлайн. Если я решу, что они затягивают, я не буду рад этому», — сказал Трамп. 

Он пояснил, что пока не считает, что Россия затягивает переговоры, и уверен в намерении Москвы заключить сделку. Трамп не согласился с утверждением, что его отношения с российским коллегой «находятся в нижней точке». «Я не думаю, что он откажется от своего слова, — цитирует главу США The Hill. — Вы говорите о Путине. Я знаю его долгое время. Мы всегда хорошо ладили».

Но Трамп признался, что разочарован высказываниями Путина о Зеленском и отсутствием к нему доверия. По словам президента США, Путин «должен заключить с ним сделку, нравится он ему или нет, поэтому я был недоволен». В то же время президент США пообещал Зеленскому большие проблемы, если тот не заключит так называемую ресурсную сделку.

В ней, кстати, аппетиты США многократно выросли. Согласно публикациям газеты Financial Times и агентства Bloomberg, новый проект сделки содержит гораздо более агрессивные требования Вашингтона для контроля над минеральными ресурсами и энергетическими активами Украины. При этом отсутствуют гарантии безопасности Незалежной, отмечают Financial Times и Bloomberg, уверяющие, что их редакции смогли ознакомиться с текстом документа. 

Он распространится не только на редкоземельные металлы, но и практически на все минеральные ресурсы Украины, включая нефть и газ, и энергоактивы на всей территории страны. Проект охватывает также инфраструктуру — автомобильные и железные дороги, трубопроводы, порты и перерабатывающие заводы, узнала Financial Times. США будут первыми получать прибыль, перечисляемую в предложенный американской стороной партнерский инвестфонд, и сохранят приоритет в инфраструктурных проектах, а также право вето на продажу ресурсов третьим сторонам.

Bloomberg уточняет, что контролировать инвестфонд должна американская Корпорация по финансированию международного развития (DFC). Киев должен будет перечислять в фонд 50 процентов доходов от новых проектов по разработке природных ресурсов. «По сути, администрация Трампа заставит Украину заплатить за всю военную и экономическую поддержку, оказанную США с начала войны, прежде чем Киев получит какие-либо доходы из фонда партнерства», — констатирует агентство. По его оценке, если соглашение о партнерстве будет принято, то произойдет «беспрецедентное расширение экономического влияния США на Украине в то время, когда она пытается сблизиться с ЕС».

Ультиматум Ирану и ответ Китая

Многие мировые СМИ обращают внимание на то, что в отличие от Путина, сконцентрированного на прекращении СВО на условиях Москвы, Трамп вынужден действовать в нескольких направлениях. В первую очередь  не оставлять без внимания ситуацию на Ближнем Востоке, а также взаимоотношения США с Ираном и Китаем.

Свержение Башара Асада в Сирии и резкое обострение риторики между США и Ираном радикально изменили политический ландшафт региона. Центральным звеном нового витка напряженности остается противостояние между союзником США Израилем и Ираном с возросшей угрозой прямой военной конфронтации.

Власть в Дамаске перешла к суннитской коалиции во главе с группировкой «Хайят Тахрир аш-Шам», поддерживаемой Турцией и Катаром. Это положило конец десятилетнему иранскому военному присутствию в Сирии. Тегеран также оказался географически изолирован от Ливана, что резко ограничило его поддержку «Хезболлы», воюющей с Израилем. 

По данным ООН, в минувшем марте более тысячи мирных жителей были убиты на северо-западе Сирии, где живут алавиты — представители течения в шиизме, которому принадлежит семья Асадов. Ликвидирован также целый ряд сирийских командиров проиранских военных формирований. «Хайят Тахрир аш-Шам» отрицает причастность к этим убийствам, но они, каким бы циничным это ни казалось, на руку новой сирийской власти. 

На фоне этих событий администрация Трампа направила Тегерану ультиматум с требованиями полного сворачивания ядерной и ракетной программы, а также прекращения поддержки лояльных Тегерану группировок на Ближнем Востоке. Письмо, адресованное лично верховному лидеру Ирана аятолле Али Хаменеи, по некоторым сведениям, содержит угрозу полномасштабной военной операции в случае отказа от выполнения требований. Трамп также отвел Тегерану два месяца на достижение нового соглашения по ядерной сделке. 

Али Хаменеи приурочил свой публичный ответ к празднованию Ноуруза. «Исламская Республика не покорится шантажу, любые агрессивные действия получат жесткий и непропорциональный ответ, Тегеран готов к войне», — сказал верховный лидер Ирана. Обеспокоенный этим заявлением, а также перспективой восстановления иранской ядерной программы Израиль привел армию в повышенную боеготовность.

Дольше всех основных международных игроков выдерживал весеннюю паузу Китай. Ее нарушил визит в Москву министра иностранных КНР Вана И. Он прибыл для подготовки китайско-российского саммита на высшем уровне, который ожидается в мае. Но в первый же день визита, 1 апреля, Ван И дал интервью РИА Новости, в котором высказался по широкому кругу вопросов. 

«Как до сих пор на Китай не действовали никакое запугивание, никакой деспотизм, так будет и впредь, — подчеркнул глава МИД КНР. — Если не прекратится со стороны США всяческое давление, даже шантаж, наш ответ будет самым решительным». Это заявление можно считать ответом Китая на повышение Америкой таможенных пошлин на импорт товаров из КНР вдвое, до 20 процентов. 

В тот же день ТАСС сообщил, что вашингтонская администрация допускает возможность послаблений в таможенных ставках. О них высказался Трамп, отвечая на вопросы журналистов в Белом доме. Американский лидер объяснил, что стремится к выравниванию размеров пошлин в двусторонней торговле США с другими государствами. «Столько же, сколько они взимают с нас, мы будем взимать с них», — сказал Трамп. Он также допустил, что в некоторых случаях американские пошлины будут ниже. «В сравнении с тем, что делают они, мы будем действовать гораздо мягче, — отметил президент США, не приводя подробностей. — Показатели будут ниже, чем те, которые применяются к нам. И в некоторых случаях значительно ниже. Мы будем очень добры. В сравнении мы будем очень добры». 

P.S. Команда Трампа готовит новые планы давления на Москву и Киев, сообщило агентство Reuters. В окружении президента США усомнились, что в ближайшие месяцы удастся добиться соглашения о мире. «Кажется, соглашение не будет заключено в ближайшее время, что повышает вероятность того, что трехлетний конфликт затянется, а Украине потребуется больше поддержки Запада для ее военных операций, — информирует Reuters. — Сейчас Вашингтон оценивает эффективность действующих антироссийских санкций на уровне три из 10».

Читайте в свежем номере: