На территории сектора Газа до сих пор остаются 76 казахстанцев, а вместе с членами семей это 161 человек. Почему они не могут покинуть зону войны, объяснила на брифинге в Астане заместитель генерального директора МИДа Израиля по Евразии и Балканам Симона Гальперин.
Во всем виноват ХАМАС
По словам представителя израильского МИДа Симоны Гальперин, в настоящее время в Газе находится несколько тысяч иностранцев, которые не могут покинуть военную зону и фактически стали заложниками ХАМАС.
«Мы получили несколько списков граждан не только от Казахстана, но и от других стран. Что касается Израиля, то с нашей стороны нет никаких препятствий, напротив, помогаем и содействуем выезду иностранцев из сектора Газа», — заявила Симона Гальперин, отвечая на соответствующий вопрос казахстанских журналистов, который был задан в ходе брифинга в Астане в прошедший понедельник.
В то же время есть две проблемы, мешающие иностранцам покинуть эту территорию.
«Первая — выезд через Египет, Рафак, был закрыт в течение трех недель. Египтяне разрешили начать вывоз иностранцев только на прошлой неделе. Вторая проблема — введенные ими ограничения на количество людей в сутки. Разрешается пропускать через границу не больше 500-600 человек, в то время как общее количество иностранных граждан составляет более семи тысяч. Значит, вывоз может продлиться две недели», — объяснила представитель израильского МИДа.
Но ситуация, по ее словам, осложнилась тем, что в прошедшие выходные ХАМАС принял решение о запрете иностранцам покидать сектор Газа.
«В качестве живого щита используют не только их, но и гражданских палестинцев», — подчеркнула израильский дипломат.
Израиль обеспокоен, что гуманитарная помощь идет на усиление ХАМАС.
Столичные журналисты поинтересовались реакцией Израиля на решение Астаны отправить миллион долларов гуманитарной помощи палестинскому народу. Об этом решении заявил на прошедшем неделю назад саммите Организации тюркских государств Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев.
«Израиль не возражает против помощи палестинцам. Но мы за адресную помощь: ее должны получать палестинцы, а не ХАМАС», — пояснила Симона Гальперин.
По ее словам, в течение последних десятков лет палестинцы получали помощь от ООН и других организаций, но, к сожалению, она была использована на вооружение и строительство подземных тоннелей ХАМАС. По данным МИДа Казахстана, средства уже перечислили в Ближневосточное агентство ООН по оказанию помощи палестинским беженцам.
«Что касается нашего сотрудничества с Казахстаном, то оно продолжается, и мы надеемся, что будет даже расширяться. Нефть — один из компонентов. Мы взаимодействуем также в рамках сохранения межрелигиозного диалога», — добавила она.
Провал израильской разведки
На вопрос журналистов, как при высоком развитии израильских технологий, в частности в вопросе обеспечения безопасности границы, могла произойти массовая атака хамасовцев, ставшая детонатором развязывания войны в секторе Газа, представитель МИДа Израиля ответила: «Это ужасный вопрос и ужасная ситуация, ответ на него нам еще предстоит получить».
По ее мнению, было «упущение в работе разведки».
«А те, кто сидел в пунктах контроля за мониторами, не сразу поняли, что произошло и почему потухли экраны. Возможно, был сбой подачи электроэнергии. Никто не мог предположить вероятность такой массированной атаки. Выяснение истинных причин и ответная реакция потребовали времени, но тем временем гибли люди», — пояснила Гальперин.
По ее мнению, при всех научных разработках и достижениях техника не может на 100 процентов заменить живое наблюдение за ситуацией на границе. «Все упущения будут анализироваться и изучаться, чтобы не допустить повторения в будущем», — сказала она.
Дипломат заверила, что недавние заявления представителей Израиля о возможном использовании Израилем ядерного оружия в борьбе с ХАМАС были опрометчивы.
«Тот, кто это сказал, уже не сидит во власти. И это четкий ответ Израиля на вопрос о том, будет ли использовано ядерное оружие», — ответила Гальперин.
Как знание татарского языка спасло жизнь ее деда
Симона Гальперин — кадровый дипломат с 20-летним стажем. Свою карьеру она начинала именно в Казахстане — с должности заместителя посла. Работала в Южной Корее, советником в делегации Израиля при ЕС, ответственной за связи с Европарламентом, директором департамента международных организаций и прав человека в МИД Израиля, послом в Сингапуре.
Она заявила, что своей жизнью обязана Казахстану, и рассказала историю своей семьи. «Я родом из Ленинграда. Мои дед и бабушка — ленинградцы. Во время Второй мировой войны мой дед, который служил в Советской армии, попал в плен. Для еврея это означало, что его сразу отправят в «топку». Но он сказал, что он татарин, мусульманин из Казахстана, а потому «обрезанный». От него потребовали доказательств. И он ответил на татарском, потому что его няней в детстве была татарка, которая и научила его своему языку. Это спало ему жизнь. Его направили в трудовой лагерь», — рассказала Симона Гальперин.