Что важно слышать и успевать делать, выстраивая собственную жизнь и собственный театр в ней? Известная алматинская и казахстанская актриса, режиссер, педагог, основатель театра «Дом культуры», автор курса «Вектор Q: актерское мастерство для бизнеса и жизни» Елена Набокова предстала перед нами в новых ролях — главной героини нашумевшего спектакля «Рок-н-ролл на закате» и внезапного садовода из Талгара.
Рассвет на «закате»
Это случилось накануне этого Нового года. Мне позвонила моя лучшая подруга и бесценный товарищ по жизни Елена Набокова и сказала, что переезжает жить в Талгар. Как?! Как такое может случиться? Елена Набокова — центровская, говоря алматинскими терминами, девчонка, выросшая в золотом квадрате культурного мегаполиса страны, известная актриса, режиссер, педагог, вдохновляющий наставник, человек, ставший одним из основателей театра ARTиШОК, открывшая собственный театр в сердце города, назвав его «Домом культуры», или «Домом Q», всегда светская, стильная, законодательница моды и вдруг переезжает в Талгар! Пусть это тоже уже город, но все же не Алматы... И в это лето у нее в саду уже произрастают диковинные цветы, ягоды, травы, которые высадила она сама, ухаживает за ними сама и делится ими с друзьями, приводя их в восторг невероятной красотой и ароматами предгорий Заилийского Алатау. При этом она остается такой же светской, центровской, востребованной. В этом июне мы увидели ее на сцене музыкального театра Stages в спектакле, который произвел большое впечатление на зрителей и повторится в воскресенье, 29 июня. Спектакль называется «Рок-н-ролл на закате», и закат этот стал новым рассветом в жизни и деятельности Елены Прекрасной. А мы направляемся к ней в ее уютный камерный театр на Назарбаева — Толе би, чтобы получить некоторые ответы на вопросы, которыми многие из нас задаются, порой не находя ответов.

— Елена, повлиял ли на тебя новый спектакль, в котором ты играешь главную роль? Можно ли сказать, что он определил твой новый вектор развития в чем-то?
— Да, конечно. Во-первых, я давно не принимала участия в спектаклях. Очень люблю репетировать, выходить на сцену, люблю работу над новой ролью, поиском персонажа. Поэтому для меня стало большим удовольствием участие в проекте театра Stages. Во-вторых, моя роль в спектакле «Рок-н-ролл на закате» возрастная. И это такая штука, когда ты начинаешь принимать себя в возрастной категории, потому что до этого у меня были роли, в которых были не важны пол и возраст — могильщика, допустим, в «Гамлете», или Дон-Кихота в одноименном спектакле. А здесь важно, что моя героиня — женщина в возрасте. Она свободная, одинокая и находится в поисках любви. Мне кажется, что это очень созвучно многим женщинам в возрасте. Они часто бывают одни, и многие ставят на себе крест. Говорят о том, что любовь не для них. Любви вообще не существует, а увлечения такими глупостями, как мечты и, к примеру, занятия танцами, когда надо уже готовить свою душу к переходу в мир иной, напрасны. Но моя героиня прекрасна тем, что она, несмотря на все свое внутреннее сопротивление, говорит «да» тем обстоятельствам, которые приходят в ее жизнь. Это очень круто, и она большая молодец. Конечно, это тот случай, когда персонаж пьесы или спектакля многому учит нас и лично меня.

Необратимый процесс обучения и самопознания
— Твои ученики или курсанты делятся с тобой чем-то, что в их жизни меняется? Какие люди вообще приходят к тебе на курс «Вектор Q: актерское мастерство для бизнеса и жизни»?
— Как раз недавно мы пытались определить нашу целевую аудиторию, хотя это не так просто, потому что ко мне приходят и ребята, которые заканчивают школу и собираются поступать. У нас есть подростковая группа, в которой девочки и парни общаются, им нужны поддержка и советы. Но в основном ко мне записываются на курс более взрослые люди. Часто это бывают те, кто открыл свое дело, сделал хорошую карьеру. Это интересные и значимые личности, и я бы сказала, что это аудитория и на мой рост, в том числе потому, что я многому у них учусь. Я делюсь с ними какими-то важными вещами, которые они могут взять себе в жизнь из актерского мастерства, но и они, в свою очередь, дают мне очень много новых знаний и навыков. Часто ко мне возвращаются и те, кто занимался у меня 12 лет назад. Кто-то из них приходит с желанием возобновить занятия. Кто-то говорит, что соскучился по тренингам актерского мастерства. Кому-то хочется участвовать в спектаклях. Есть те из них, которые за определенное время поменяли профессию, вышли замуж, родили детей. И мне приятно осознавать влияние моего курса на течение жизни людей. Иногда мне говорят, что тогда что-то важное услышали, а потом все время вспоминали, что-то меняя в себе. Мне, безусловно, приятно, что люди действительно помнят о каких-то ключевых моментах для них и используют их в жизни. И я всегда радуюсь этому, как ребенок. К примеру, когда мне говорят: «Лена, мы старались ходить, чувствуя лучик, льющийся светом из груди, и все вокруг воспринималось совсем по-другому». И мне, правда, хочется то аплодировать, то обнимать, то плакать. Потому что одно дело — увидеть упражнение и даже прочувствовать его на занятии в своем теле. Но, чтобы применять его, внедрять в жизнь, когда внутри каждого человека возникает много сопротивлений, это большой шаг. Не каждому он по силам.
Я сама прошла множество разных тренингов и взяла из них, возможно, только 30 процентов, но это считается неплохим результатом, и потому, когда кто-то начинает внедрять в жизнь какие-то инструменты, которые я даю на курсе, для меня это очень круто. И когда они приносят результат, это здорово. И практически у всех жизнь меняется. Происходит это не потому, что я даю какие-то волшебные упражнения, а потому, что приходят на курс люди, уже готовые проявиться. Они начинают работать над собой прежде всего самостоятельно. Нет таких педагогов, которые бы — раз! — и чудесным щелчком изменили человеку жизнь. Неправда это. Это всегда внутренняя готовность самого человека что-то в себе поменять. И даже если что-то не случилось вначале, не произошло каких-то глобальных перемен, они происходят, как правило, внутри. Если человек сделал хоть один маленький шаг к изменениям, то изменения начались. И это неостановимый процесс.

— Были ситуации, когда тебя тоже кто-то из твоих учеников удивил или чему-то научил, изменил твой вектор развития?
— Меня они удивляют постоянно. К примеру, перед началом курса многие говорят, что им надоела работа и хочется заниматься чем-то другим. Потом приходят через какое-то время после курса, и оказывается, что открыли бизнес в совсем иной сфере, бросили насиженное место в корпорации, где у них были хорошая позиция и приличная заработная плата, перспектива роста. Но они начинают заниматься тем, что больше соответствует их душе и желаниям. Тем, что дает ощущение жизни и счастья. Но и я прохожу все курсы всегда вместе с ребятами. У меня есть правило, что все упражнения я должна делать сама. И не один раз. И делаю, и каждый раз на другом уровне. Потому что я не имею права давать какой-то инструмент, если я сама его не выполняю. Поэтому я делаю то же самое, что делают ребята на моем курсе. А значит, я сама постоянно меняюсь.
Я мечтала срывать ягоды в собственном саду и тут же съедать их…
— Можно ли утверждать, что тот же твой «Вектор» дал тебе возможность (такому мегагородскому персонажу) переехать жить из культурной столицы в предгорную местность? Так сказать, в прованс?
— Наверное, можно так сказать, но у меня жизнь всегда какая-то вот такая. Я могу долго высиживать на месте, а потом одномоментно кардинально менять свою жизнь. Видимо, внутри накапливается информация, а затем приходит момент снова сказать «да» предлагаемым обстоятельствам. И о своем внезапном переезде я тоже подумала, что «да». Было жутко страшно, и я даже всплакнула от ужаса, но сейчас я настолько счастлива, как будто мне это и надо было. Так сложились обстоятельства в данный момент. При всем этом я давно мечтала выходить с чашечкой кофе во двор своего дома, чтобы он утопал в зелени, чтобы надо мной пели птицы. И у меня это сейчас есть! Я мечтала срывать ягоды в собственном саду и тут же съедать их. Мечтала о тишине, и она тоже у меня сейчас есть. В театре тишины нет, а дома и в саду есть. Мне кажется, что это круто. Думаю, да, мои курсы и мысли, и, конечно, тело, интуиция помогают мне принимать важные решения.
— То есть тебе свойственны импульсивные поступки… Ты вообще часто принимаешь интуитивные решения?
— Я бы сказала, что все главные решения в своей жизни принимаю интуитивно. Но до этого у меня происходит сбор информации, и когда в какой-то момент складываются пазлы, я принимаю какое-то важное решение. Например, развожусь с мужем, либо открываю свой театр, либо уезжаю в другой город.
— Как ты все успеваешь?! И в плане новых ролей… Ты же за три Новых года сыграла и другие?
— Не так давно я сыграла роли в российских кинопроектах. Это была лента «Охотники за призраками», и был небольшой эпизод в российском фильме «Аллигатор», который снимался в Алматы про город времен Великой Отечественной войны. Очень красивый и красочный получился детектив. Но это не были крупные роли, потому что сложно одновременно вести деятельность в театре и сниматься в кино, так как съемки в фильмах требуют много времени и большой вовлеченности.
— Тогда еще вопрос. Как ты действительно все успеваешь — и курсы вести, и спектакли ставить, и сниматься в киноролях, и играть в спектаклях разных театров?
— В своем театре «Дом Q» мне помогает Никита Патуев — замечательный режиссер. У нас уже в эту субботу, 28 июня, и еще 5 и 6 июля пройдет премьера спектакля «Журден» по пьесе Михаила Булгакова в его постановке. Получился очень яркий буффонадный громкий спектакль, который играется практически на всем пространстве нашего театра — за барной стойкой, в фойе, в белом зале, черном. И все пространство кишмя кишит актерами. С Никитой мы сотрудничаем более двух лет и сотрудничаем идеально, взаимно дополняя друг друга. Никита — очень хороший постановщик. Он мыслит яркими картинками. У него прекрасное чувство юмора, что очень важно. Мы часто вместе смеемся на репетициях, придумывая что-то интересное к нашим спектаклям. У него классическая русская театральная школа, а у меня больше европейская, в большей степени импровизационная, потому у нас получается совмещать какие-то моменты игриво и успешно. Я точно не одна в своем театре.
— Лена плюс театр, и что получается?
— Лена плюс театр равно любовь. «Любите ли вы театр так, как люблю его я?» То есть всеми силами души вашей! А успеваю я не все, как может показаться, и это вовсе не обязательно. Важно и замедляться, чтобы любоваться рассветами и закатами, чтобы замечать и получать внезапное удовольствие, совмещая тишину пространства собственного дома и разное звучание собственного театра.
Фото предоставлены Еленой Набоковой (авторы: Кира Ш., Денис Оболенский)