Максим Зверев — ученый и писатель СССР и Казахстана. В следующем году ему исполняется 130 лет. Он был первым директором по науке алматинского зоопарка, советским ученым, заложившим основы териологии в Западной Сибири, писателем-натуралистом, автором книг о природе и животных, изданных в разных странах. Он был народным писателем КазССР, дважды лауреатом Государственной премии Казахстана, членом бюро Совета старейшин при Первом Президенте страны и членом правления Союза писателей Казахстана. Он прожил почти век интересной жизни и в возрасте 99 лет ушел в мир иной, оставив о себе добрые воспоминания.
В 2026 году исполняется 130 лет со дня рождения Максима Дмитриевича Зверева, и его внуки помнят о дедушке. В конце этого года они переиздали две из его многочисленных книг. В этом им помогло издательство «Көкжиек-Горизонт». Выяснилось, что сделано это также по просьбе школьных библиотекарей. В школе на уроках чтения изучают произведения М. Зверева, дети приходят в библиотеку, просят книги, а предложить нечего. В итоге решили выпустить сразу две книги — «Осень в Казахстане» для младших школьников и «Золотой сайгак» для старших. Правообладателем является внучка Максима Дмитриевича Наталья Зверева.
Мы пообщались с ней, чтобы узнать о выпущенных книгах, мероприятиях по случаю особой даты. А также о том, каким запомнился дедушка, жизнь и судьба которого были связаны с изучением природы.

— Наталья, мы встречались с вами несколько лет назад, вы тогда много говорили о желании переиздать книги деда. И вот спустя много лет мы держим в руках яркие и современные книги Максима Зверева. Я вас поздравляю.
— Спасибо большое. Действительно, после смерти деда мне всегда хотелось, чтобы его книги не переставали издаваться, — говорит Наталья Зверева. — Значимость его произведений для культуры, экологического мышления и общего образования трудно переоценить. Но страна в те годы переживала непростые экономические времена, внимание было сосредоточено на других задачах, и у нашей семьи тоже хватало забот. Работая маркетологом, я постоянно думала о том, какими красивыми и современными могли бы быть новые издания дедушкиных книг. Около десяти лет назад мне удалось взять творческий отпуск, и я всерьез занялась его наследием: оцифровала все тексты, подготовила проекты переизданий, начала работу над аудиокнигами с профессиональными дикторами, вела переговоры с мультипликационной студией. Мне хотелось применить весь свой творческий опыт, чтобы представить дедушкины произведения современной и требовательной аудитории. Но такие проекты требовали больших вложений. Семья не могла позволить себе такие расходы, а попытки найти спонсоров среди фондов и крупных брендов тогда не увенчались успехом. Но я не опустила руки и верила, что время обязательно придет. И вот сначала пришел мой друг юности и предложил издать книги в России. Идея удалась: мы выпустили сборник повестей «По следу», который до сих пор можно найти в книжных магазинах Петербурга и Москвы. А в прошлом году ко мне обратилось издательство «Көкжиек-Горизонт» с предложением об издании книг, и мы, используя ИИ, смогли сделать издание доступным по бюджету, но при этом ярким и очень красивым.

— Расскажите подробнее, как искусственный интеллект помог в подготовке книг к печати.
— Дело в том, что творчество Максима Зверева находится на стыке науки и художественной литературы. Его произведения основаны на глубоком знании поведения животных и законов природы. Именно поэтому его книги так трудно иллюстрировать: главные герои — дикие звери и птицы, и для достоверности нужен художник-анималист, у которого достаточно знаний о животном мире и насмотренности в этом плане. Таких специалистов мало, их работа очень дорогая, и издательство не могло позволить себе такие затраты. Поэтому для детской книги «Золотая осень» я решила попробовать создать иллюстрации вместе с ChatGPT. Мы работали в команде: я подробно составляла промты с описанием флоры и фауны каждой сцены, чат генерировал варианты, а мой брат-биолог давал комментарии. Мы многократно редактировали изображения, пока не добились максимально натуралистичного результата по каждой иллюстрации.
С «Золотым сайгаком» все оказалось сложнее. Несмотря на более чем пятьдесят попыток, нам так и не удалось получить от ИИ правдоподобное изображение сайги — слишком сложное для нейросети животное, особенно его нос-хобот. Поэтому издательство заказало обложку у профессионального художника-анималиста, а страницы книги украсили рисунки моего деда. Сканировать его старый альбом с рисунками тушью, который я пересматривала в детстве десятки раз, было особым удовольствием и личным моментом в этой работе.

— Почему важно переиздавать книги?
— Как говорил наш дедушка, любить природу нужно учиться с самого детства, потому что без этой внутренней связи никакая борьба за экологию не станет по-настоящему глубокой и устойчивой. Когда ребенок полюбит живой мир, уважение к природе и бережное отношение к ней возникнут естественно и останутся на всю жизнь. Простым, понятным языком он раскрывал перед читателем целые судьбы птиц и зверей. По мере повествования герои рассказов и повестей становятся родными: их характеры, повадки и маленькие слабости открываются так естественно, что ребенок видит в них практически друзей. И вместе с этим приходит понимание того, как они думают, как все в природе взаимосвязано и насколько мудро устроен естественный мир. После таких книг уже невозможно безразлично относиться к животным, тем более причинять им вред или нарушать пространство, где они живут. Природа становится не объектом, а живым собеседником, к которому хочется относиться бережно. Например, в повести «Золотой сайгак» мы проживаем судьбу сайгаченка с момента его рождения, видим, какие опасности подстерегают его в степи, какие испытания он проходит, как взрослеет и как сама жизнь проверяет его на прочность. После этой повести сайгак, свидетель мамонтов, перестает быть сухой строчкой в Красной книге. Он становится живым существом со своей красотой, уязвимостью, тяжестью и одновременно красотой судьбы. Его мир открывается настолько близко, что равнодушным уже быть невозможно.

— Какие мероприятия готовятся к 130-летию писателя?
— Этот год был для нашей семьи тяжелым. Мы потеряли Татьяну Максимовну, мою тетю и дочь Максима Дмитриевича. Раньше именно она инициировала все празднования, связанные с дедушкой. Нам пока сложно привыкнуть к мысли, что ее больше нет, но какие-то ее дела нам предстоит продолжить. Мы обязательно подумаем над тем, как достойно отметить юбилей. У меня давно есть мечта создавать мультфильмы по произведениям деда. В моем представлении такие истории в современной анимации выглядели бы очень интересно. Мне кажется, они могли бы найти отклик не только у нашей аудитории, но и во всем мире. Возможно, к 130-летию писателя получится создать анимационный фильм по его рассказам или сказкам.
— Каким запомнился своим внукам Максим Зверев?
— Помню, что он всегда был за работой. Несмотря на преклонный возраст, он был очень энергичным. Его рабочее утро начиналось в 9.00: звонки от издательств, экологов, работа над рукописями, поездки в редакции. Наш дом на Грушевой улице был его офисом. У нас часто бывали гости — писатели, сотрудники министерств, егеря. Дом всегда был наполнен разговорами, живой наукой и литературой. Ему писали со всех концов Союза и из-за рубежа. Он отвечал на письма о природе, литературе, зоологии, спорил, подсказывал, поддерживал. Он вел и активную общественную деятельность. Например, дедушка много сделал для того, чтобы остановить вырубку тянь-шаньской ели, а также для решения большого количества других экологических проблем. Его жизнь была полной, насыщенной. При этом всегда находил время и для нас, внуков. Я хорошо помню, как мы любили уходить с ним вглубь сада, представляли, что находимся в лесу, будто вокруг нас шуршит хвоя и по веткам прыгают белки. Там он рассказывал сказки о птицах и зверях, придумывая их прямо на ходу.
Каждый Новый год он подводил итоги. Эта традиция сохранилась в нашей семье до сих пор. Дед писал список достижений и событий прошедшего года и зачитывал его. Из его уст в одном ряду с выходом новых книг наши маленькие успехи звучали важно, появлялось чувство гордости за себя.
Когда он перестал водить машину, то просил моего папу, своего сына, каждую неделю отвозить его на природу. Мы выезжали к речке или в горное ущелье на пикник. Ему нужно было восстановиться после городской суеты, побыть в тишине, послушать птиц и журчание воды. Он называл это «подзарядкой батареек». Часто повторял: «Надо жить и радоваться». Именно так он и жил. Творчество и активная социальная жизнь полностью занимали его внутреннее пространство, не оставляя места для грусти или мрачных мыслей. Хотя он, как любой человек, сталкивался с трудностями, потерями и стрессами, но неизменно следовал своему принципу: жить и радоваться. Он ежедневно делал зарядку, много ходил пешком и говорил, что мышцы и мозг нужно держать в тонусе. По сути, он жил так, как сейчас рекомендуют все эксперты по ЗОЖ и биохакингу.
— Какие книги дедушки стали вашими любимыми?
— Я прочитала их все, а их больше ста пятидесяти. Каждая оставила свой след, свое настроение и новые знания — любая книга Максима Зверева дает расширение по биологии. В них так много удивительных фактов, что хочется запоминать и рассказывать друзьям или детям при случае. Читаешь и будто смотришь канал Discovery. Даже фотографии животных не нужны: все описано настолько точно, что читатель полностью погружается в этот мир и становится наблюдателем с биноклем. А в детстве моей любимой была книжка с яркими картинками «Барсик». Это история о том, как юнаты ухаживали за ручным снежным барсом в зоопарке. Они гуляли с ним на поводке по аллеям и кормили мороженым, которое он у них выпрашивал. Мне до безумия хотелось, чтобы такой же барс жил у нас дома, тем более дедушка рассказывал, как этот Барсик иногда заходил к ним в гости — настолько он был ручным.
Особое место занимает и автобиографическая повесть «Заимка в бору». Дедушка родился в Барнауле в конце XIX века, и с огромным интересом читается, как в город приходил прогресс: электричество, лампочки, первые автомобили. Также интересно открывать для себя исторические вехи: как менялись власти, политический строй, шли войны… И все это не со страниц учебника, а в живой, часто непростой реальности.
И самое главное для меня — это узнать подробности пути близкого мне человека, потому что я начала лучше понимать себя. Вдруг обнаружила, что в нас есть общие черты, суждения, проявления. Поняла, откуда у меня творческие порывы, эмпатия, интуитивное понимание животных. Думаю, что эти мысли и этот опыт будут полезными для каждого, кому попадут в руки книги моего дедушки.
Фото предоставлены родными М. Зверева
