Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
ЛюдиЧеловек дела

Точно Марьин утес

К 80-летию казахстанского художника Бориса Морозова

В районном центре Шемонаиха, что в ВКО, состоялось открытие персональной выставки члена Союза художников СССР и Казахстана Бориса Морозова, приуроченное к его 80-летию. На вернисаже, что символично, было представлено 80 работ — пейзажи и портреты. По мнению арт-критиков, всеми картинами мастера можно наслаждаться бесконечно. 

Сам художник родом из Семипалатинской области, однако всю свою жизнь посвятил Шемонаихинскому району. Он учился в Алматы и в Москве, преподавал в Усть-Таловке. Но неизменно возвращался в родные края, в Восточный Казахстан. 

В 1969 году Борис Морозов стал членом творческой секции художественного фонда Усть-Каменогорска, а также вступил в Союз художников Казахстана. Спустя еще 22 года — в Союз художников СССР. Он участник многочисленных международных, всесоюзных, республиканских, областных выставок, из-под его кисти вышло более двух тысяч картин. 

Начинал Борис Морозов как художник-график. Потом переключился на живопись, причем в самых разных жанрах — писал пейзажи и портреты, картины на историческую тему и картины-размышления, картины-откровения. Творческий почерк тоже появился не сразу — уж больно было все интересно, эксперименты с красками и различными инструментами вызывали еще большее желание узнавать и пробовать. Потому и кисть в руках живописца порхала от плотной, лепящей объемную фактуру поверхности, от экспрессивного мазка до легкого, сплавленного, полупрозрачного, трепетного. 

О художнике говорят: «Борис Морозов, точно Марьин утес, стал символом беззаветной любви к своей малой родине». Более того, по его эскизам были созданы бюст писателя Анатолия Иванова и скульптура героини романа, а потом и художественного фильма «Тени исчезают в полдень» Марьи Вороновой, установленные в Шемонаихе. Ведь именно там снимался этот культовый советский фильм, собиравший в свое время миллионы зрителей у телеэкранов. 

1.jpg

Кроме того, картины художника были представлены на персональных, областных, республиканских, всесоюзных и международных выставках более 40 раз. Полотна мастера видели зрители не только Казахстана и России, но и Японии, Германии, Франции, Канады и США — всего более 30 стран. А в 2019 году живописные полотна мастера были выставлены в Лувре. 

По словам мастера, его «всегда манила древняя Русь — Русь языческая, дохристианская». Он считает, что «смысл славянского язычества заключается в почитании природы, любви к ней и уважении». И славяне, как утверждает художник, создали особый образ мира, в котором центром является природа как великая всепорождающая сила. 

— Природа понималась как живой организм, а у всего живого есть душа. В ней все закономерно. И один из главных законов жизни — это закон гармоничного единения с природой. Земля с незапамятных времен считалась одновременно естеством и божеством. Славяне называли ее матушкой — праматерью всего живого. И если вспахивали ее, то просили прощения. Человек жил в гармонии с природой и поклонялся тем стихиям, без которых действительно нет жизни — солнцу, воде, огню, — поделился художник накануне открытия экспозиции. 

3.jpg

Хотелось бы добавить интересный взгляд живописца на любимое время года, которым является осень. На любимое дерево, чаще всего изображаемое на полотнах, — русскую березу. На любимую реку — неукротимую Убу, сливающуюся в едином порыве с Иртышом. И, наконец, на любимый цветок художника — мак, по словам Бориса Морозова, «такой красивый и нежный, цветет недолго, но так ярко...». 

Автор благодарит за помощь в работе над материалом представителя Русского дома в Усть-Каменогорске Александра Дьяченко. 

Фото предоставлены Русским домом в Усть-Каменогорске 

Читайте в свежем номере: