В сентябре в столице Малайзии Куала-Лумпуре состоялся международный конкурс ASI на звание «Лучший сомелье Азиатско-Тихоокеанского региона». Алматинец Ратмир Ахметов занял третье место в финале. Это первый результат такого уровня на международных конкурсах для представителей профессиональной винной индустрии Казахстана.
— Ратмир, поздравляем тебя с прекрасным результатом! Расскажи, как ты стал участником этого престижного конкурса.
— Международная ассоциация сомелье ASI помимо основного, мирового, чемпионата среди сомелье, который проходит с 1969 года, проводит континентальные конкурсы. Есть конкурс сомелье Америки (Северной и Южной), конкурс Европы и Африки и конкурс сомелье Азии и Тихоокеанского региона. Соответственно своему региону страна может выставить одного кандидата для участия в конкурсе. Разумеется, для такого участия есть свои определенные гайдлайны, правила. Кроме этого, ассоциация сомелье каждой страны должна быть прежде всего членом международной ассоциации. Для выбора кандидата от страны-участницы внутри своего сообщества проходит также профессиональный отбор, согласно которому в этом году на конкурс в Куала-Лумпур поехал я.
— Какие соревнования и эмоции ожидали участников?
— Первым туром был объемный тест из ста вопросов на все темы виноградарства и виноделия. Затем следовала дегустация трех красных вин вслепую, где надо было описать все характеристики и стиль вина, в идеале угадав сорт и страну. Далее — полное органолептическое описание еще одного вина. По результатам этих заданий в полуфинал конкурса могли пройти от пяти до семи человек. Оливье Пуссье, чемпион ASI 2000 года, сказав, что уровень подготовки у всех был очень хорош, а отрыв по баллам между конкурсантами невелик, стал называть семь имен полуфиналистов в произвольном порядке. И вот когда уже шесть полуфиналистов стояли на сцене, осталась последняя «путевка», и восемь пар голодных глаз, включая мои, были устремлены на ведущего, объявили мое имя! Конечно, я надеялся на это и очень обрадовался! Ну а после полуфинала мы, трое конкурсантов, классическое количество, вышли в финал для заключительного состязания.
— Ты нервничал во время выступления?
— Знаешь, пожалуй, и в полуфинале, и уж точно в финале я не нервничал, а кайфовал от всего. Мне было действительно интересно каждое задание. Это же профессиональный конкурс и колоссальный опыт, которым я наслаждался именно в моменте!
— Какие задания были самыми сложными и интересными?
— В полуфинале было простое на первый взгляд задание: за три минуты разлить игристое вино объемом 0.375 литра для двух гостей. В то время, когда ты приступал к сервису, дама за столом вдруг «нечаянно» роняла свою салфетку. Подвох заключался в том, чтобы правильно отреагировать: как именно заменить салфетку и уложиться при этом в отведенные три минуты.
В финале было крутое задание на знание винной географии: комплект карточек с названиями винных регионов и такой же с названиями стран надо было распределить в соответствии друг с другом.
На одном этапе сервиса было неожиданное пожелание гостя — налить газированную минералку в его бокал с красным вином. Мысленно я прокрутил несколько опций, как правильно повести себя. И решил пойти максимально простым путем — принес, презентовал гостю эту воду и налил немного в бокал с вином.
— Нельзя ли было сказать гостю, что так делать неправильно?
— Можно, но это стало бы спором с гостем и потерей времени. В данном случае было недорогое красное вино, а желание гостя и красивый сервис были важнее!
— Скажи, пожалуйста, как международные конкурсы и участие в них наших сомелье влияют на культуру потребления вина в Казахстане?
— Среди коллег есть мнения, что такие конкурсы сильно оторваны от реальности в силу того, что задания и решения происходят на конкурсной сцене, а не в ресторане и наоборот. И хотя в этой критике есть доля правды, то есть если вы хороший конкурсный сомелье, это еще не значит, что вы хороший ресторанный сомелье, все это в целом придает нашей профессии статусности. Обладая статусом, сомелье может стать управляющим звеном в ресторане. А, например, в моем случае, работая в виноторговой компании, мне легче проводить коммерческие переговоры, потому что при наличии определенного авторитетного опыта к моему мнению прислушиваются.
Что касается культуры потребления в Казахстане, то мы развиваемся не так быстро, как хотелось бы, но при этом все гораздо лучше, чем было те же 7-8 лет назад. На ценообразование импортного вина у нас сильно влияет экономическая ситуация: мы вынуждены рассчитываться в валюте с производителями вина. Цены на вино от этого дружелюбнее не становятся. Но избирательность потребителя в Казахстане явно растет! Кроме того, растет туристическая привлекательность страны, а значит, все больше иностранных гостей приходит в рестораны. Позиция сомелье, соответственно, становится более востребованной. И мне хочется верить, что наша работа несет в себе образовательную миссию в этом аспекте.

— Как ты пришел в мир вина?
— Свой путь я начал в 2015 году с сети винотек Nicolas, попав туда, можно сказать, случайно. Меня позвал работать одногруппник из университета (по специальности я менеджер по туризму). Включился в работу я очень быстро. У нас было обязательным обучение и знание каждой бутылки. Первый учитель Роман Полозов дал мне всю винную базу. Что интересно, мой длинный язык и привычка спорить мешали мне сдать первый экзамен полтора года. Роман не принимал его у меня, даже если я неправильно отвечал на один-два вопроса из 50. В итоге, когда я все-таки сдал этот экзамен, он, пожав мне руку, сказал, что я лучший ученик в его опыте работы! Я чувствовал это! (Смеется.) И мне было радостно, когда учитель увидел, что я выиграл казахстанский конкурс сомелье в 2022-м.
Свою судьбу, любимого человека, я встретил также в винном мире. С Зулей мы познакомились, работая в одной винотеке. И дальше развивались, учились вместе, за уши тянули друг друга и мотивировали к новым высотам! Вместе сдали и сертификацию ASI.
Кстати, ресторанным сомелье я не работал. Буквально за день до того, как оформить документы для работы в ресторане, мне предложили работу тренинг-менеджером в компании KWS. Там я работаю уже седьмой год: занимаюсь коммерческими переговорами и контрактами, провожу тренинги и дегустации, участвую во всех винных мероприятиях.
— Что должен знать сомелье в ресторане, кроме того, что касается вина?
— Профессиональный сомелье должен очень серьезно разбираться в гастрономии. Я бы сказал так: иметь хорошее чувство вкуса во всем, что включают в себя ресторанная культура, сервис.
— Что тебя вдохновляет кроме работы? Может, у тебя есть какие-то тайные «невинные» страсти?
— Нет. (Смеется.) Я очень люблю играть в разные интеллектуальные игры и квизы. Мы часто проводим так время с братом у него дома, и мне это очень нравится. Люблю смотреть фильмы и путешествовать!
— Какая страна больше всего тебя впечатлила?
— Норвегия. Каждый день там был незабываемым! Мне очень нравится скандинавская тематика, особенно летом. Есть мечта с друзьями проехать на машине с юга страны на Лофотены.
— Желаю тебе исполнения этой красивой мечты и удачи на будущих конкурсах!
Справка
Международная ассоциация сомелье ASI (Association de la Sommellerie Internationale) существует с 1969 года и объединяет ассоциации разных стран в одну эгиду. ASI начинала свою деятельность в Европе, но сегодня ассоциация представлена на шести континентах, повышая планку для профессионалов ресторанного обслуживания на международном уровне. Членами ASI являются не отдельные сомелье, а национальные ассоциации сомелье в стране, где профессионалы объединились для вступления в международную организацию. Таким образом, благодаря 63 национальным ассоциациям ASI занимает авторитетное профессиональное положение в винном мире, стимулируя развитие отрасли на международном и местном уровнях. Особое внимание в ассоциации уделяется образованию профессионалов как посредством сдачи сертификации, так и дальнейшей возможностью участия в международных конкурсах сомелье.
Фото ASI