Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
ЛюдиЧеловек дела

Нефинальный аккорд

Традиционный слет авторской песни имени Насера Кульсариева

На берегу Капчагайского водохранилища прошел «Кульсариевский слет», который собрал любителей авторской песни из разных городов Казахстана и ближнего зарубежья. Иногда звучат голоса, что, дескать, бардовское движение в стране затухает… Но реальность не так однозначна…

Вехи истории

Традиционно организатором слета выступил алматинский клуб поэзии, романса и авторской песни «Тоника», который к тому же отметил свое 45-летие. 

В 2002 году ушел из жизни казахстанский поэт, бард, продюсер, композитор и исполнитель авторских песен Насер Кульсариев, любимый многими как в Казахстане, так и далеко за пределами нашей страны. В память об этом замечательном человеке клуб «Тоника» регулярно проводит летне-осенние фестивали и слеты. Слет — это не конкурс, на нем не вручают грамоты и не присваивают призовые места. Он собирает людей, которые неравнодушны к авторской песне, тех, кто сам поет и выступает с гитарой, и тех, кто с удовольствием слушает эти песни. Вот и на этот раз встреча прошла в теплой, можно сказать, семейной обстановке.

Программа мероприятия включала два творческих дня, в рамках которых приглашенные гости, да и практически все желающие могли выйти на сцену и показать уровень своего мастерства. Не менее впечатляющими были вечерние посиделки, когда люди собирались в беседках и под тусклый свет фонаря пели задушевные песни. Эту романтику не передать словами. Ее нужно увидеть, услышать и прочувствовать.

гитара (4).jpg

Это — «Тоника»

Так сложилось, что большая часть современной молодежи не только не знакома с творчеством клуба «Тоника», но даже не знает о его существовании. Между тем клуб имеет очень богатую историю. Как рассказал его архивариус Анатолий Кузьмич Белоусов, клуб был основан Феликсом Портным еще в 1979 году. С того времени у «Тоники» случались высокие взлеты и досадные падения. Коллектив собирал многотысячные концертные залы и пережил дни, когда соклубники собирались на лавочке в одном из алматинских парков.

Анатолий Кузьмич Белоусов.jpg
Анатолий Кузьмич Белоусов

Сам Анатолий Кузьмич познакомился с клубом в 1982 году, когда его президентом стал Анатолий Марынкин.

— «Тоника» была на высоте практически с момента ее создания, — делится воспоминаниями архивариус. — В Алма-Ате собралась сильная команда. Был создан устав, который подписало руководство профсоюза и горкома партии города. Тогда же были приглашены в город основоположники бардовской песни, в числе которых Юрий Визбор. Его с полным правом можно назвать крестным отцом «Тоники». С того времени Феликс Портной при поддержке горкома комсомола развил бурную деятельность. Выступления были расписаны на год вперед, и каждый месяц по приглашению «Тоники» в Алма-Ату приезжали известные авторы. В распоряжении клуба был большой зал ЦК ЛКСМ. Сейчас на этом месте расположен какой-то бизнес-центр. Все институты, которые были в Алма-Ате, с удовольствием предоставляли свои актовые залы для выступлений. В те времена для руководства института было престижным предоставлять площадку для наших концертов, ведь в авторскую песню закладывался воспитательный момент для молодежи, — с ностальгией рассказывает Анатолий Кузьмич.

гитара (5).jpg
Елена Невская и Лидия Колесникова

В 1982 году произошел один инцидент, который горком как-то сумел погасить без огласки. Но Феликс Портной был отстранен от руководства, а клуб распался. Все возможности были в момент прерваны, доступ к залам закрыт. Конечно, костяк ведущих авторов остался, но они могли собираться только в стихийных локациях: на лавочке в парке, в горах или у кого-то дома. В тот период и было принято решение избрать нового президента, которым стал Анатолий Марынкин.

«Я был поклонником «Тоники» и регулярно ходил на концерты, которые организовывали до распада. Позже, когда я узнал, что они собираются в парке и играют, сидя на скамейке, захотелось как-то исправить эту несправедливость. У меня были определенные административные ресурсы, которые позволили дать клубу новый толчок для развития, и нам выделили малый зал в Доме культуры железнодорожников, где мы и начали собираться раз в неделю. Первый большой концерт был проведен в 1983 году, после чего число выступлений шло по нарастающей. Правда, структура сильно изменилась. При Феликсе у «Тоники» были отдельные команды, которые занимались исключительно аппаратурой. Отдельно — организационный сектор, отвечающий за связи с другими авторами и клубами Советского Союза и т.д. То есть была большая команда со множеством подразделений, у каждого из которых была своя зона ответственности. В свою очередь, мы проделывали всю ту же работу уже сами», — вспоминает Анатолий Кузьмич. 

К 1988 году «Тоника» провела три больших всесоюзных фестиваля и продолжала собирать полные залы вплоть до начала перестройки. Потом все дома культуры перешли в частную собственность, и новые владельцы начали требовать за аренду большие деньги. Одноклубникам ничего не оставалось, кроме как снова собираться по квартирам. Уже к концу 90-х команда вновь возобновила деятельность и стала организовывать небольшие концерты, но это уже совершенно другая история, где главным противостоянием стала не цензура партийных органов, а так называемое «творчество» современной эстрады. Там зрителю предлагалась, по сути, попсовая жвачка, а акцент сместился к примитивным текстам на фоне заводного ритма. В отличие от авторской песни, предлагающей думать, задающей вопросы… Впрочем, все это продолжается и сегодня.

гитара (6).jpg
Владислав Мальченко

Все возрасты покорны

Сейчас клубом руководит поэт и бард Леонид Тернов, который сменил ушедшего в прошлом году из жизни Анатолия Петровича Марынкина. В интервью он отмечает, что бардовская песня в корне отличается от той, которая сегодня находится на пике популярности, подчеркивая, что в основе авторской песни, как правило, лежат хорошая поэзия и гитарный аккомпанемент. Но, как оказалось, этого недостаточно, чтобы клуб развивался.

«Увы, «Тоника» — едва ли не последний и единственный действующий клуб в Казахстане, который придерживается традиций бардовской песни. То есть направление как таковое затухает. Говоря о причинах, здесь можно выделить несколько аспектов, в их числе отсутствие ресурсов. У нас нет поддержки ни на государственном, ни на муниципальном уровнях. Мы неоднократно обращались в акимат с просьбой выделить хотя бы помещение, чтобы было место, где можно было бы собираться. В Казахстане авторская песня, как и русский рок, постепенно себя изживает. Есть грамотные ребята, которые сочиняют и поют под гитару, в том числе и на казахском языке, но их единицы по всей стране», — говорит Тернов. Он отметил, что есть люди, увлеченные игрой на гитаре. Многие участники «Тоники» преподают, дают уроки, пытаются вложить в молодое поколение не только навыки игры, но и культуру авторской песни. Но, отмечает Леонид, как только ученик набирает определенный уровень, освоив базовые аккорды и технику игры, он исчезает.

Леонид Тернов.jpg
Леонид Тернов

«Многие уезжают в Россию, где оказываются востребованными. На нашем слете присутствует Ирина Орищенко — бард, известный не только в РФ, но и во многих странах мира. Она рассказывает, что там авторская песня имеет поддержку на достойном уровне. Помимо различных фестивалей, которые проводят регулярно, в соседней стране есть полноценные детские бард-лагеря — те же пионерские лагеря, но с акцентом на авторскую песню. Еще лет 10 назад в Алматы и многих других городах Казахстана проходило множество фестивалей. Тогда была поддержка со стороны администрации городов и областей. В начале 2000-х мы собирали на мероприятии несколько тысяч человек, сейчас — несколько десятков», — констатирует Тернов.

На самом деле увлечение гитарой в отличие от многих других инструментов нельзя назвать затеей дорогостоящей. Если человек хочет просто аккомпанировать на гитаре, просто играть, то достаточно 30-50 тысяч тенге, чтобы купить не самый плохой инструмент. Конечно, нелишним будет взять уроки у репетитора, обучение у которого обходится в среднем по Алматы около 40 000 тенге. Срок обучения всегда индивидуален. Одним хватает двух-трех месяцев, и они уже достигают достаточного для себя уровня, а есть и те, кто готов учиться и развиваться годами. Можно пойти и по пути самоучки, ведь сейчас в интернете много бесплатных уроков.

Совершенно другой вопрос, если человек хочет научиться играть на гитаре и петь. Тут уже нужно заниматься вокалом. И, если нет ярких природных данных, процесс это не быстрый, трудоемкий, но именно он и дает наилучший результат. Конечно, есть индивидуумы, обладающие уникальным слухом, которые способны подобрать мелодию, прослушав ее пару раз. Если же таких способностей нет, то нужен преподаватель. Тернов считает, что научить можно практически любого.

«У нас есть женщина, которой уже под 60. Прежде она никогда не пела и не играла, но именно в последние годы у нее появилось большое желание. На протяжении четырех лет она занималась с репетитором и, признаюсь, добилась хорошего результата. Я не могу сказать, что отличного, но хорошего точно. Здесь главное, чтобы были желание и четкое понимание цели. Если заниматься каждый день хотя бы по полчаса, не пропуская занятий, то результат будет. Что касается не только гитары, а любого направления в принципе, нужны терпение, усидчивость, постоянство. Так что гитаре все возрасты покорны! Отмечу, речь именно об игре на гитаре, а не о бренчании… Бренчать дворовые песни у костра несложно. Здесь талант не нужен. А вот выдавать музыку, которая рождается из-под правой руки (при активном участии левой!), — это уже искусство. То есть мы опять подошли к тому, что нужно четко определиться с целью — хочешь ты быть «бренчалой» или все-таки овладевать мастерством», — заключил Тернов.

Добавим, что речь здесь не идет о профессиональных музыкантах, окончивших музыкальную школу или даже консерваторию. Речь о людях, для которых гитара и хорошая, умная, душевная песня — это источник вдохновения, самовыражения, а часто и неизменный спутник жизни.

Александр Касперский .jpg
Александр Касперский

Пространство возможностей

На слет собралось большое количество участников и зрителей. Естественно, основную массу составили алматинцы. Также были барды из Шымкента и Усть-Каменогорска, в числе которых Елена Бирюкова, ставшая в этом году призером   XIV Международного Грушинского интернет-конкурса. Девушка из Усть-Каменогорска с юмором отмечает, что любовь к инструменту она получила через «инъекцию» от мамы. 

«Так сложилось, что я с пеленок находилась в туристической среде в буквальном смысле слова. Когда я была еще младенцем, мама меня укладывала в корзинку и отправлялась на туристические слеты. На месте были вечерние посиделки у костра, и, естественно, все под гитару. Возможности не влюбиться в гитару у меня попросту не было. Наш город очень любит бардовскую тематику. У нас проходят свои слеты, причем не только в Усть-Каменогорске. Один из больших фестивалей «Золотой Тургусун» проходит под Зыряновском (сейчас город Алтай). Это фестиваль искусств, где в одном творческом потоке переплетаются художники, фотографы, эстрадные артисты, бардовская песня и многое другое. Летом был большой слет на Бухтарме, где собралось большое количество выступающих и гостей. Одно из последних мероприятий в Усть-Каменогорске — Бардовский спас. Среди участников есть и дети. Не могу сказать, что их много, но радует, что молодежь есть. Я недавно была в Алтайском крае в городе Барнауле. Там много детских школ, где отдельно занимаются бардовской песней. Есть смена поколений. Мы такими школами, увы, похвастаться не можем. Появляются молодые авторы, но их мало. Я считаю, что должно быть организовано движение, как минимум кружок, но такой, чтобы он не был замкнутым, а имел выходы на различные фестивали», — говорит Елена.

Елена Бирюкова 2.jpg
Елена Бирюкова

На вопрос почему девушка выбрала именно гитару она ответила с той же долей юмора: «Потому что мне нужно было петь в лесу, в турпоходах у костра, а пианино с собой тащить проблематично». Рассказывая про полученную награду, автор уточнила, что конкурс проходил в интернет-формате. Это одновременно упрощало и усложняло задачу.

«Конкурс в виртуальной среде априори подразумевает большее количество участников, а значит, и более высокую конкуренцию. Для кого-то «выступать» перед смартфоном гораздо проще, чем выйти на сцену. В моем случае это всегда волнение. В этом году я стала призером, и в следующем году, если удастся попасть на Грушинский фестиваль, сразу прохожу во второй тур. Если бы заняла не второе, а первое место в интернет-конкурсе, то на самом фестивале я бы прошла сразу в финал. Так что все еще впереди. Любой крупный фестиваль — это большие возможности, ведь в рамках мероприятия практически всегда проходят мастерские, на которых удается перенять опыт больших профессионалов», — сказала гостья из Усть-Каменогорска.

гитара (7).jpg

Разные полюса

Казахстанские барды отмечают, что в России движение авторской песни имеет хорошую поддержку на государственном уровне, но, как оказалось, далеко не во всех регионах. Почетный член клуба «Тоника» Николай Зверев из Пермского края (деревня Пермякова) отметил, что у них в регионе движение затухает.  

«В Пермском крае фестивальное движение практически заглохло. В соседних областях уровень развития на высоком уровне. Россия большая, и в каждом регионе есть свои наработки. В Свердловской области проходит много фестивалей, сюда же можно отнести Удмуртию и Башкирию. У нас в Пермском крае ситуация обратная. Я думаю, что здесь основную роль играет человеческий фактор. Кто-то из руководителей, кто занимался фестивалями прежде, в силу различных причин отказался от проведения. А продолжателей дела, увы, не вырастили. В целом сейчас сложно называть фестиваль или даже само движение чисто бардовским, поскольку смешивается все больше стилей. Одни пишут ближе к народному стилю, другие — в джаз-барде, кантри... Жанры начали пересекаться и накладываться друг на друга. То есть, если говорить именно о классическом бардовском движении, и в России оно видоизменяется, трансформируясь во что-то новое», — заключил Зверев. 

Слова барда подтвердил его соотечественник из города Томска Александр Касперский: «С «Тоникой» мы знакомы более 10 лет. Отвечая на вопрос о перспективах, отмечу, что раньше действительно был провал. Был определенный период, когда перед категорией «55+» не было больше никого. Сейчас все же подтягивается молодежь. В Томске как минимум два детских клуба. Также у нас проходит детский фестиваль «Аккорд», куда слетаются дети из Новосибирска, Барабинска, Барнаула и других городов. Отмечу, что дети уже сами пишут хорошие стихи, отлично играют. Находясь в жюри, я нередко оказываюсь в тупике, поскольку дети достаточно часто выбирают серьезные взрослые песни. То есть у нас сейчас идет волна деток, которым 11-13 лет. Мы были в Тюмени, там волна уже в диапазоне 20 лет. Смена есть! Она покажет хороший результат уже в ближайшую пятилетку. Конечно, до такого уровня популярности, как во времена Высоцкого, она не взлетит, но все равно это будет высокий уровень. У нас в Томске четыре района, в каждом из которых по одной школе, где дети могут заниматься бесплатно. Отдельная тема — частные уроки, которые также дают возможность развиваться всем желающим». 

В заключение можно сказать, что казахстанской авторской песне нужны свежая кровь и, возможно, небольшая трансформация жанра, которая позволила бы привлечь молодежь. При этом не менее важно помнить, хранить и передавать опыт и традиции, наработанные прежними поколениями. Поэтому пожелаем «Тонике» пополнения в рядах авторов и исполнителей.

Фото автора и из архива «Тоники»

Читайте в свежем номере: