Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Мажит Бегалин
ЛюдиЛичность

Мажит Бегалин

Фронтовик и патриарх кино

Семья Бегалиных

22 февраля исполняется 103 года со дня рождения мэтра казахского кино, заслуженного деятеля искусств Казахской ССР, режиссера Мажита Бегалина. В разные годы мне довелось собирать воспоминания соратников Мажита Сапаргалиевича о нем, близких ему людей и поклонников его таланта.

— Когда мы говорим об основоположниках казахского кино, с чьим именем связано становление отечественного кинематографа, то имеем в виду четыре яркие гениальные фигуры: Шакена Айманова, Султана Ходжикова, Абдуллу Карсакбаева и Мажита Бегалина. Бегалин внес весомый вклад в развитие нашей культуры. Он прожил всего 56 лет и успел снять не так много лент, но каждая из них — это классика кино, — говорит режиссер-документалист Болат Нусипбеков, снявший о М. Бегалине фильм «Когда душа не может молчать». —  Сценарий написан Нургуль Тусупбековой. Мы снимали в Казахстане и Москве. В архивной работе нам здорово помог «Мосфильм», также помогли материалы, собранные братом режиссера Касымом Бегалиным, консультантом картины. В Москве нам дали интервью его сокурсница, народная артистка СССР Инна Макарова (к встрече с нами она готовилась четыре дня), режиссер Андрей Кончаловский, написавший сценарий к фильму Бегалина «Песнь о Маншук».

Бегалин 1 (1).jpeg
Мажит Бегалин

Народный артист Казахстана Нуржуман Ихтымбаев:

— Бегалин был притягательной натурой. Мы, молодежь, буквально вились вокруг него. Он обладал энциклопедическими знаниями, чувством юмора, жизнелюбием. Для меня он был первым режиссером, который утвердил меня в свою картину без проб. Эта была лента «Песнь о Маншук». А о войне фронтовик Бегалин знал не понаслышке, к тому же им уже была снята правдивая лента «За нами Москва». На войне Мажит-ага потерял руку — в 1943 году на Калининском фронте, но он вел более активную жизнь, чем кто-либо: плавал, прекрасно держался в седле. Помню, в дни съемок «Песни о Маншук» нам привели с ипподрома лошадь, и когда Мажике вскочил на нее, я испугался за него, а он как рванул! Все только любовались. Никогда не забуду, как во время съемок в Белоруссии, в городе Слониме, 9 мая мы, казахи, подрались с местными. Они не знали, что мы артисты, пристали к нам после возложения венков. Их было больше 20, а нас пятеро, но мы не дали себя побить. Потом все угодили в милицию, где начальником оказался уроженец Кустаная. Выпустили. Встречает нас после инцидента Бегалин у гостиницы со словами: «Кто победил?». Услышав, что мы, ухмыляется, достает из кармана 250 рублей и говорит: «Идите, гуляйте, но больше не шалите!». Он один из тех, кто, пройдя огонь, воду и медные трубы, стал человеком с большой буквы.

Режиссер, сценарист Лаврентий Сон:

— По окончании ВГИКа мне довелось работать с Мажике на его исторической картине «Уральск в огне» («Степные раскаты»). Я был редактором этой картины и весь период съемок провел с пишущей машинкой в руках. Ходил за ним по съемочной площадке и фиксировал все его режиссерские находки, детали, мысли. Бегалин же дал мне прозвище летописец Нестор. Он тепло относился ко мне (улыбается). Если в сценарий вносилась коррекция, я из Уральска срочно летел в Москву на утверждение. Тогда любая мелочь должна была быть согласована в столице. Фильм рассказывал о гражданской войне, контрреволюции в Казахстане, которую возглавлял генерал Толстов. Его замечательно сыграл Михаил Глузский. Также в картине снимался сын Мажике, красавец Нартай. Консультантом ленты был генерал Лучинский, который во время съемок со всем соглашался, а потом уехал и запретил давать нам войска из Оша. Съемки затянулись. Картина вышла одной копией и была показана в нескольких кинотеатрах. Потом легла на полку. Мажике обвиняли в неправильном освещении истории, национализме. Он это тяжело переживал.  «Уральск в огне» — последний фильм Бегалина.

в музее Бегалина.jpg
В музее М.Бегалина

Режиссер, актер Егор Михалков-Кончаловский:

— Когда дядя Мажит ушел из жизни, мне было 12 лет, и я очень хорошо его помню. Он был другом моего отца Андрея Кончаловского. В Москве Бегалины жили на Черняковской улице, и мы не раз бывали у них в гостях. Я его очень уважал. В моих глазах он был настоящим мужчиной, героем-фронтовиком. Я пережил такое пронзительное впечатление, когда однажды он при мне снял свой протез с ампутированной руки. Моя мама Наталья Аринбасарова сыграла главную роль в его фильме «Песнь о Маншук». Его сын Нартай был старше меня, и я гордился дружбой с ним. Нартай был спортивным и при наших встречах учил меня бороться. Он тоже связал свою жизнь с кино, стал актером и прекрасным каскадером. Снимался в фильме «Пираты ХХ века» и других лентах. Жизнь его оборвалась трагически — на съемках фильма «Ермак» он получил серьезные травмы, после которых не смог поправиться.

Гульнара Бегалина, родная племянница:

— Мой отец Хамит был старше дяди Мажита на полтора года. Они были очень дружны и близки по духу. Папа тоже воевал. С детства братья росли начитанными, одухотворенными, ведь в доме их отца писателя Сапаргали Бегалина двери всегда были открыты. К нему приходили писатели, драматурги, режиссеры, художники. Учась во ВГИКе, дядя женился на своей сокурснице красавице Людмиле Ивановой. Я называла ее тетей Олесей. Она играла Надежду Тюленину в фильме Герасимова «Молодая гвардия», снималась и в других картинах. Однажды мне с мамой довелось пожить в их квартире в Москве около года. Мама училась на курсах повышения квалификации, и дядя Мажит не разрешил ей жить в общежитии. У них была замечательная семья. Они делили коммуналку с актрисой Майей Булгаковой. Творческая атмосфера царила во всем. Уютная комната была уставлена уникальными статуэтками Миши Махова. Одна из них воплощала лики хозяев дома: дядю Мажита в виде мавра с серьгой, а тетю Лесю — в образе Дездемоны. Тетя играла на фортепиано, исполняла романсы Вертинского, а дядя учил меня мексиканским танцам с кастаньетами, чему сам научился в зарубежной поездке. Зимой он находил время покататься на коньках, на лыжах. По жизни Мажит-ага был дружен с Михаилм Глузским, Михаилом Казаковым… Скончался Мажит Бегалин скоропостижно. Его пригласили на съемки в Джамбул. Там с ним случился тяжелый приступ, и его срочно привезли в Алма-Ату, а 5 мая 1978 года его не стало.

Бегалин 1 (2).jpeg
Мажит Бегалин

Воспоминания коллег, ушедших из жизни

Кадыр Косай, звукорежиссер:

— Получив образование в Ленинграде, я вернулся в Алматы и был направлен на картину Бегалина «Следы уходят за горизонт», в которой снимались Асанали Ашимов, Каукен Кенжетаев и другие звезды. В ходе работы я не только прошел настоящую профессиональную школу, в период съемок состоялась моя свадьба. Мажит-ага гулял на ней, пожелал мне рождения здоровых талантливых детей. Пролетели годы, теперь я горжусь своим сыном известным оператором Ренатом Косаем.

Режиссер, оператор Игорь Вовнянко:

— Я был очень молод, когда работал помощником оператора на его картине «Следы уходят за горизонт», и уже тогда осознавал, что соприкоснулся с великой личностью. В 1948 году Бегалин окончил ВГИК, был учеником Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Потом работал на картинах Герасимова. В документальном фильме «Когда душа не может молчать» звучат слова Сергея Апполинариевича о мужестве Бегалина, пережившем трагедию войны и несломленным ею, о его большом таланте. Сын классика казахской литературы Сапаргали Бегалина признан патриархом казахского кино.

Писатель, драматург, актер Сатимжан Санбаев:

— Однажды на «Казахфильме» я играл с Шакеном Аймановым в шахматы в его кабинете, я его обыгрывал. Тогда снимался фильм «Дорога в тысячу верст», в котором я играл Джангильдина. И тут входит Мажит Бегалин. Айманов познакомил нас и подмигнул мне: «Сейчас он тебя обставит!». Но Бегалина я тоже обыграл. Мы сблизились. Он с интересом читал мой перевод «Назиданий» Абая и загорелся снять фильм об Абае. Ведь он снял знаменитый фильм «Его время придет» о Чокане Валиханове с Нурмуханом Жантуриным в главной роли. Для миллионов людей он открыл масштаб личности Чокана. Мажит Сапаргалиевич вполне мог повторить успех этой ленты. Мы с ним написали сценарную заявку фильма об Абае в ЦК, но получили отказ. Это был удар для него.

Справка «НП»

Бегалин Мажит Сапаргалиевич

Родился 22 февраля 1922 года в Алма-Ате.

Образование: в 1948 году окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Сергея Герасимова и Тамары Макаровой).

Фильмография: «Это было в Шугле» (1955); «Его время придет» (1957), «Возвращение на землю» (1959), «Следы уходят за горизонт» (1964), «За нами Москва» (1967), «Песнь о Маншук», «Степные раскаты» (1974). Также М. Бегалин работал над фильмами «Молодая гвардия» («Мосфильм», 1948), «Падение Берлина» («Мосфильм»), «Джамбул» (1952), «Лесная баллада» (1972), «Клад Черных гор» (1978).

Награды: в 1972 году награжден серебряной медалью имени Довженко «За произведения на героико-патриотическую тему».

Фото из семейного архива Гульнары Бегалиной

22 февраля исполняется 103 года со дня рождения мэтра казахского кино, заслуженного деятеля искусств Казахской ССР, режиссера Мажита Бегалина. В разные годы мне довелось собирать воспоминания соратников Мажита Сапаргалиевича о нем, близких ему людей и поклонников его таланта

           

— Когда мы говорим об основоположниках казахского кино, с чьим именем связано становление отечественного кинематографа, то имеем в виду четыре яркие гениальные фигуры: Шакена Айманова, Султана Ходжикова, Абдуллу Карсакбаева и Мажита Бегалина. Бегалин внес весомый вклад в развитие нашей культуры. Он прожил всего 56 лет и успел снять не так много лент, но каждая из них — это классика кино, — говорит режиссер-документалист Болат Нусипбеков, снявший о М. Бегалине фильм «Когда душа не может молчать». —  Сценарий написан Нургуль Тусупбековой. Мы снимали в Казахстане и Москве. В архивной работе нам здорово помог «Мосфильм», также помогли материалы, собранные братом режиссера Касымом Бегалиным, консультантом картины. В Москве нам дали интервью его сокурсница, народная артистка СССР Инна Макарова (к встрече с нами она готовилась четыре дня), режиссер Андрей Кончаловский, написавший сценарий к фильму Бегалина «Песнь о Маншук».

Народный артист Казахстана Нуржуман Ихтымбаев:

— Бегалин был притягательной натурой. Мы, молодежь, буквально вились вокруг него. Он обладал энциклопедическими знаниями, чувством юмора, жизнелюбием. Для меня он был первым режиссером, который утвердил меня в свою картину без проб. Эта была лента «Песнь о Маншук». А о войне фронтовик Бегалин знал не понаслышке, к тому же им уже была снята правдивая лента «За нами Москва». На войне Мажит-ага потерял руку — в 1943 году на Калининском фронте, но он вел более активную жизнь, чем кто-либо: плавал, прекрасно держался в седле. Помню, в дни съемок «Песни о Маншук» нам привели с ипподрома лошадь, и когда Мажике вскочил на нее, я испугался за него, а он как рванул! Все только любовались. Никогда не забуду, как во время съемок в Белоруссии, в городе Слониме, 9 мая мы, казахи, подрались с местными. Они не знали, что мы артисты, пристали к нам после возложения венков. Их было больше 20, а нас пятеро, но мы не дали себя побить. Потом все угодили в милицию, где начальником оказался уроженец Кустаная. Выпустили. Встречает нас после инцидента Бегалин у гостиницы со словами: «Кто победил?». Услышав, что мы, ухмыляется, достает из кармана 250 рублей и говорит: «Идите, гуляйте, но больше не шалите!». Он один из тех, кто, пройдя огонь, воду и медные трубы, стал человеком с большой буквы.

Режиссер, сценарист Лаврентий Сон:

— По окончании ВГИКа мне довелось работать с Мажике на его исторической картине «Уральск в огне» («Степные раскаты»). Я был редактором этой картины и весь период съемок провел с пишущей машинкой в руках. Ходил за ним по съемочной площадке и фиксировал все его режиссерские находки, детали, мысли. Бегалин же дал мне прозвище летописец Нестор. Он тепло относился ко мне (улыбается). Если в сценарий вносилась коррекция, я из Уральска срочно летел в Москву на утверждение. Тогда любая мелочь должна была быть согласована в столице. Фильм рассказывал о гражданской войне, контрреволюции в Казахстане, которую возглавлял генерал Толстов. Его замечательно сыграл Михаил Глузский. Также в картине снимался сын Мажике, красавец Нартай. Консультантом ленты был генерал Лучинский, который во время съемок со всем соглашался, а потом уехал и запретил давать нам войска из Оша. Съемки затянулись. Картина вышла одной копией и была показана в нескольких кинотеатрах. Потом легла на полку. Мажике обвиняли в неправильном освещении истории, национализме. Он это тяжело переживал.  «Уральск в огне» — последний фильм Бегалина.

Режиссер, актер Егор Михалков-Кончаловский:

— Когда дядя Мажит ушел из жизни, мне было 12 лет, и я очень хорошо его помню. Он был другом моего отца Андрея Кончаловского. В Москве Бегалины жили на Черняковской улице, и мы не раз бывали у них в гостях. Я его очень уважал. В моих глазах он был настоящим мужчиной, героем-фронтовиком. Я пережил такое пронзительное впечатление, когда однажды он при мне снял свой протез с ампутированной руки. Моя мама Наталья Аринбасарова сыграла главную роль в его фильме «Песнь о Маншук». Его сын Нартай был старше меня, и я гордился дружбой с ним. Нартай был спортивным и при наших встречах учил меня бороться. Он тоже связал свою жизнь с кино, стал актером и прекрасным каскадером. Снимался в фильме «Пираты ХХ века» и других лентах. Жизнь его оборвалась трагически — на съемках фильма «Ермак» он получил серьезные травмы, после которых не смог поправиться.

Гульнара Бегалина, родная племянница:

— Мой отец Хамит был старше дяди Мажита на полтора года. Они были очень дружны и близки по духу. Папа тоже воевал. С детства братья росли начитанными, одухотворенными, ведь в доме их отца писателя Сапаргали Бегалина двери всегда были открыты. К нему приходили писатели, драматурги, режиссеры, художники. Учась во ВГИКе, дядя женился на своей сокурснице красавице Людмиле Ивановой. Я называла ее тетей Олесей. Она играла Надежду Тюленину в фильме Герасимова «Молодая гвардия», снималась и в других картинах. Однажды мне с мамой довелось пожить в их квартире в Москве около года. Мама училась на курсах повышения квалификации, и дядя Мажит не разрешил ей жить в общежитии. У них была замечательная семья. Они делили коммуналку с актрисой Майей Булгаковой. Творческая атмосфера царила во всем. Уютная комната была уставлена уникальными статуэтками Миши Махова. Одна из них воплощала лики хозяев дома: дядю Мажита в виде мавра с серьгой, а тетю Лесю — в образе Дездемоны. Тетя играла на фортепиано, исполняла романсы Вертинского, а дядя учил меня мексиканским танцам с кастаньетами, чему сам научился в зарубежной поездке. Зимой он находил время покататься на коньках, на лыжах. По жизни Мажит-ага был дружен с Михаилм Глузским, Михаилом Казаковым… Скончался Мажит Бегалин скоропостижно. Его пригласили на съемки в Джамбул. Там с ним случился тяжелый приступ, и его срочно привезли в Алма-Ату, а 5 мая 1978 года его не стало.

Воспоминания коллег, ушедших из жизни

Кадыр Косай, звукорежиссер:

— Получив образование в Ленинграде, я вернулся в Алматы и был направлен на картину Бегалина «Следы уходят за горизонт», в которой снимались Асанали Ашимов, Каукен Кенжетаев и другие звезды. В ходе работы я не только прошел настоящую профессиональную школу, в период съемок состоялась моя свадьба. Мажит-ага гулял на ней, пожелал мне рождения здоровых талантливых детей. Пролетели годы, теперь я горжусь своим сыном известным оператором Ренатом Косаем.

Режиссер, оператор Игорь Вовнянко:

— Я был очень молод, когда работал помощником оператора на его картине «Следы уходят за горизонт», и уже тогда осознавал, что соприкоснулся с великой личностью. В 1948 году Бегалин окончил ВГИК, был учеником Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Потом работал на картинах Герасимова. В документальном фильме «Когда душа не может молчать» звучат слова Сергея Апполинариевича о мужестве Бегалина, пережившем трагедию войны и несломленным ею, о его большом таланте. Сын классика казахской литературы Сапаргали Бегалина признан патриархом казахского кино.

Писатель, драматург, актер Сатимжан Санбаев:

— Однажды на «Казахфильме» я играл с Шакеном Аймановым в шахматы в его кабинете, я его обыгрывал. Тогда снимался фильм «Дорога в тысячу верст», в котором я играл Джангильдина. И тут входит Мажит Бегалин. Айманов познакомил нас и подмигнул мне: «Сейчас он тебя обставит!». Но Бегалина я тоже обыграл. Мы сблизились. Он с интересом читал мой перевод «Назиданий» Абая и загорелся снять фильм об Абае. Ведь он снял знаменитый фильм «Его время придет» о Чокане Валиханове с Нурмуханом Жантуриным в главной роли. Для миллионов людей он открыл масштаб личности Чокана. Мажит Сапаргалиевич вполне мог повторить успех этой ленты. Мы с ним написали сценарную заявку фильма об Абае в ЦК, но получили отказ. Это был удар для него.

Справка «НП»

Бегалин Мажит Сапаргалиевич

Родился 22 февраля 1922 года в Алма-Ате.

Образование: в 1948 году окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Сергея Герасимова и Тамары Макаровой).

Фильмография: «Это было в Шугле» (1955); «Его время придет» (1957), «Возвращение на землю» (1959), «Следы уходят за горизонт» (1964), «За нами Москва» (1967), «Песнь о Маншук», «Степные раскаты» (1974). Также М. Бегалин работал над фильмами «Молодая гвардия» («Мосфильм», 1948), «Падение Берлина» («Мосфильм»), «Джамбул» (1952), «Лесная баллада» (1972), «Клад Черных гор» (1978).

Награды: в 1972 году награжден серебряной медалью имени Довженко «За произведения на героико-патриотическую тему».

Зухра Табаева

Фото из семейного архива Гульнары Бегалиной

 

Читайте в свежем номере: