На сцену столичного театра «Астана Опера» впервые вышел знаменитый венгерский пианист-виртуоз Дьердь Оравец, признанный в мире продолжатель традиций и тонкий интерпретатор произведений своего великого соотечественника, выдающегося композитора Ференца Листа. Концерт «Неувядающие мелодии европейских мастеров» прошел в камерном зале Национального театра оперы и балета имени Байсеитовой при поддержке Посольства Венгрии в Казахстане.
Выступлениям блестящего венгерского пианиста Дьердя Оравца рукоплескала публика в лучших мировых залах, его концерты транслировали ведущие телеканалы и радиостанции Венгрии и Италии, Франции и Бразилии, а записи классических шедевров в его исполнении выходили на крупнейших музыкальных лейблах. По словам его учителя, прославленного пианиста и дирижера Золтана Кочиша, «он — настоящий артист, который во многих случаях ясно доказывал свое виртуозное техническое мастерство, свою стилистическую надежность и, что не менее важно, несомненную оригинальность своей музыкальной личности». Накануне концерта в столичном театре Дьердь Оравец любезно поделился своим взглядом на музыку, а также тем, что является для него источником вдохновения.
— Вы исполняете музыку многих выдающихся мировых композиторов, однако особое место в вашем репертуаре занимает творчество Ференца Листа. Чувствуете ли особую связь с великим классиком?
— Музыка Листа стала для меня первым опытом, когда я почувствовал, что без каких-либо специальных объяснений на интуитивном уровне понимаю, чего хотел композитор, а техническое исполнение его произведений происходило легче, чем других композиторов. Вероятно, это было больше связано с возрастом, но мои отношения с творчеством Листа действительно определили большую часть моей карьеры.
— Как известно, в 1993 году в Риме именно вам выпала честь представить публике найденное итальянскими историками фортепиано, которое в свое время было изготовлено специально для Ференца Листа. Что ощущает музыкант, прикасаясь к инструменту гения?
— Это был фантастический момент, и я благодарен мастерам, которые бережно отреставрировали инструмент, привели его в рабочее состояние. Этот опыт был особенным еще и потому, что, по сути, именно в XIX веке фортепиано превратилось в инструмент, знакомый нам сегодня, хотя это все еще была модель, представляющая собой промежуточный этап в его развитии.
— Вы уже выступали в Казахстане. Знакомы ли вы с казахстанской музыкой и слышали ли ранее что-либо о театре «Астана Опера»?
— Астана всегда преподносит множество удивительных открытий. Даже после нескольких визитов здесь столько нового, что не успеваешь за всем уследить. Во время предыдущего приезда мне удалось ближе познакомиться с университетом искусств, а в этот раз случилась возможность выступить в «Астана Опера».
— Что вы готовили для своего концерта, почему ваш выбор пал именно на эти произведения? Какое значение они имеют для вашего репертуара?
— Программа моего нынешнего концерта — своего рода итоговая подборка к концу года и панорама европейской музыки, разумеется, с венгерской музыкальной основой, не претендуя на полноту спектра.
— В чем вы черпаете вдохновение для творчества? У вас есть хобби, не связанные с музыкой?
— Вероятно, больше всего на мое личное творчество влияет художественная литература. К слову, по сути, все мои увлечения связаны с каким-либо видом спорта или другими музыкальными жанрами, а кроме того, мне очень нравится театр, в том числе его любительский вариант.
— Вы увлекаетесь футболом. Как возникло это увлечение, какое место в вашей жизни занимает футбол?
— Футбол для меня — одно из самых любимых занятий. Мне в любом случае нужна физическая нагрузка, а если бы я не бегал за мячом, то не смог бы пробежать и половины этих километров. Кстати, вид спорта, которым я особенно интересовался, будучи ребенком, был бокс, но в итоге родители не пустили меня на ринг. Возможно, это «потеря», которую я могу отнести на счет фортепиано.
Фото пресс-службы театра «Астана Опера»