Народный артист Казахстана, актер и режиссер Досхан Жолжаксынов на XVII МКФ «Евразия» получил награду «За выдающийся вклад в казахстанский кинематограф». По такому знаменательному случаю он поделился с «НП» своими воспоминаниями.
— Досхан Каленович, поздравляем с наградой! Какие чувства испытываете?
— Неожиданно было, хотя меня многое связывает с кинофестивалем «Евразия», самому мне довелось работать в составе жюри одного из первых фестивалей. В 2015 году решением жюри NETPAK я получил награду «За лучший фильм» за историческую ленту «Кунанбай», выступив режиссером кинопроекта, автором сценария в соавторстве с Таласбеком Асемкуловым и исполнителем главной роли Кунанбая. Вручая приз, мне сказали, что благодарят за бриллиантовую актерскую игру. (В тот год в рамках XI МКФ «Евразия» проводился кинофестиваль «Созвездие Шакена». — Прим. авт.) Для меня важен не результат, для меня самое главное — процесс, так как осуществление замысла зависит от пути, который предстоит пройти. Как говорил Уинстон Черчилль: «Не желайте здоровья и богатства, а желайте удачи, ибо на «Титанике» все были богаты и здоровы, а удачливыми оказались единицы!».
— Вы считаете себя везучим?
— Я, наверное, счастливый человек, а в творчестве — вдвойне. В 1969 году я приехал Алма-Ату из Восточного Казахстана поступать в пограничное училище. Мы жили в казарме, я был дневальным, готовился к экзамену. Вдруг у меня сильно разболелись уши, попал в больницу. После лечения приехал к сестре, она над магазином «Тулпар» жила. К слову, у нас в семье два сына и восемь девочек, наша мама — героиня. Мы с сестрой обошли несколько вузов, и оказалось, что я везде опоздал. Я был подавлен мыслью, что придется вернуться домой, а сородичи, земляки скажут: «Вот, сына Кали никуда не приняли учиться в Алма-Ате!». Я считал, что опозорил отца, семью, и когда услышал, что в Институте искусств имени Курмангазы набирают учеников в класс народной артистки СССР Хадиши Букеевой, без размышлений ринулся туда, подготовился. Она меня похвалила уже на предварительном прослушивании. Вот так госпожа удача у меня присутствует всю жизнь. Три раза со мной случались такие ситуации, когда только благодаря Богу я остался жив, возможно, в награду за то, что прожил честную жизнь. Нас так воспитывали, что в семье мы равнялись на старшего и берегли младшего. С четвертого класса я учился в интернате, поэтому с раннего возраста рос самостоятельным. В студенческие годы мне все нравилось, я подрабатывал на радио, в массовке и сам себя содержал. При этом мы с ребятами не пропускали ни одной премьеры в театрах.
— У вас более 50 киноролей. Какие самые любимые?
— Каждая роль мне по-своему дорога. Я никогда не мечтал сыграть кого-то конкретного и рад всем ролям, которые сыграл, даже эпизодам в фильмах «Родник», «Гаухартас», так как всегда отдаю всего себя роли. Работа с Абдуллой Карсакбаевым на картине «Погоня в степи» была для меня как азбука для школьника. А затем судьба подарила мне встречу с выдающимся киргизским режиссером Толомушем Океевым, снявшим фильмы «Лютый», «Потомок белого барса».
Еще один судьбоносный для меня момент. Я служил в Казахском ТЮЗе, когда меня пригласили на пробы исторического блокбастера «Кочевник», его снимал режиссер Иван Пассер, ученик Милоша Формана. Сначала меня на Абулхаира пробовали, но утвердили на Галдан-Цэрэна. С Пассером был получен очень интересный опыт, мне понравился его почерк, у него были профессиональное видение и построение фильма. Мы работали на первом плане, а там было еще четыре плана. Я поражался, как его команда могла все это организовать, выстроить. Потом возникли проблемы с бюджетом, и Иван Пассер ушел. Затем работали Сергей Бодров, Талгат Теменов. Признаюсь, именно на картине «Кочевник» у меня зародилось желание самому снять фильм, и с годами мой выбор пал на Биржан сала — народного певца и композитора Биржана Кожагулова. Внутренне созрев, я обратился к литературному критику Алие Бопежановой с просьбой порекомендовать писателя, который помог бы мне реализовать мой замысел. Я искал кинодраматурга, способного написать не только исторически верное произведение, но и динамичное, эмоциональное, связанное с современностью, иначе рассказ о Биржан сале имел бы лишь этнографическую ценность. Подумав, она познакомила меня с Таласпеком Асемкуловым, и тема сработала. Мы месяц обсуждали мою задумку, а затем был год напряженной совместной работы. Писатель немало времени провел в архиве, библиотеке и создал первый вариант, мы его несколько раз переработали. Когда сценарий был готов, я понял, что уже никому его не доверю, если он будет утвержден руководством «Казахфильма», Министерством культуры и информации. Вот так я стал режиссером. (Напомним, что Досхан Жолжаксынов сыграл в фильме «Биржан сал» главную роль. — Прим. авт.)
— Над чем вы сейчас работаете?
— Завершил работу над сценарием. Это история одной лошади. Мы — кочевой народ. Считается, что никто больше нас не понимает это животное, но художественной истории о лошади у нас на экране нет.
Фото Рафата Бегишева