Прояви, суседка, жалость,
Я не знаю, как мне быть.
Ты налей мне саму малость,
Чтоб систему обновить!
Технологический прорыв рубежа тысячелетий настолько сместил акценты и поменял понятия, что впору говорить о явлении совершенно нового этапа в человеческой эволюции. Мы за последнее десятилетие настолько срослись со всякими маленькими прибамбасами, которыми нас заботливо обложила новая реальность, что, признаться, порой весьма трудно понять, где кончается персона и начинается то или иное приложение. И, хотя многие по-прежнему думают, что это они обладают всякими престижными гаджетами, у гаджетов может быть по этому поводу совсем иное мнение. Кто кем обладает (и кто кого имеет) — это вопрос не только мировоззренческий.
Во всяком случае, вряд ли кто-то будет спорить о том, что он нынешний (обладающий доступом) и он же образца прошлого века — две совершенно разные материи. На глазах происходит массовое раздвоение каждой отдельно взятой личности в масштабах всего человечества. В любом приобщенном к благам сосуществуют как бы два человека. Один — человек-анахроник, который по-прежнему способен, увидев несправедливость или став свидетелем чужой беды, броситься проявлять сострадание. И второй — человек-технотроник, который в первую очередь бросится снимать происходящее и думать о том, как бы поскорее выложить все это в сеть и прославить свою страничку и себя родимого.
Милка задницей вихляет,
Я мобилкою кручу.
Пусть сообщество узнает
Ту, которую хочу!
Подобное положение дел — это явное пограничное состояние, характерное для той психической грани, за которой наступает качественный сдвиг. На наших глазах из-под ног выбивается фундаментальная почва, на которой веками и тысячелетиями худо-бедно зиждилась цивилизация. Пращур из XX века уже сегодня предстает перед потомками своеобразным мировоззренческим неандертальцем. А он ведь еще отнюдь не вымер. Что грядет взамен, можно себе представить.
Еще недавно все знали, что подсматривать за другими нехорошо. Этому учили не только семья и школа, но, как дико и неправдоподобно это ни прозвучит — средства массовой информацией. По крайней мере, у нас, в Союзе. Подглядывать в чужие окна, замочные скважины и щели общественных туалетов считалось таким же аморальным, как раздеваться перед публикой и обсуждать с другими проблемы своей интимной жизни.
Бабы бегали до ветру,
Дрон кружился над селом.
И теперь на всю Европу
Нанесен им всем урон!
Сегодня никого уже не волнует, что жизнь его от рождения до смерти проходит под наблюдением миллионов камер и является уже не таинством, а процессом. Что при пересечении границы у него, как у преступника, снимут отпечатки пальцев (и навечно поместят в базу данных). Что ценность имеют только персональные данные, но вовсе не сокровенные мысли и чаяния. Что умным считается не тот, кто мыслит, а тот, кто способен пропустить сквозь себя больше информации. Что «морально» все, что только порождает поток кликов и лайков. Что нет никакой разницы между чувствами виртуальными и реальными. Что забавно и весело (по-товарищески!) — это когда друг, только еще «оказался вдруг», а ты уже успел рассмешить сообщество его расквашенной мордой или некстати спавшими штанами.
Дроля гонит лисапед,
Юбочка колдыбится!
И теперь весь интернет
Надо подругой лыбится!
Однако пока это светлое будущее еще не наступило во всем своем величии, некоторые ретрограды сомневаются в его грядущей безоблачности. И не они одни. Залогом тому — приведенные частушки. Продукт последнего десятилетия. Любопытно, что тема связала высоколобых моралистов и философствующих интеллектуалов с обыкновенными пейзанами, не утратившими еще здоровой самоиронии и способности критически вглядываться в глобальные перспективы, стоящие перед человечеством.
Ныне мало пахарей,
А много всяких ухарей —
Тех, кто лезет своей харей
Прямиком в ряды царей!