Известный казахстанский общественный деятель Марат Байгабулов предлагает превратить празднование весеннего равноденствия в увлекательную сказку, которая была бы интересна и поучительна не только для казахстанцев, но и для зарубежных туристов. Несомненно, он прав в своих пожеланиях добра и света в дни Наурыза, который, однако, не стоит путать с традиционным Новым годом, наступающим в зимнюю ночь с 31 декабря на 1 января.
— Марат Кенесович, что вы думаете о таких праздниках, как Наурыз и Новый год?
— Естественно, я поддерживаю эти праздники. Однако мне кажется, что изначально есть некое ошибочное мнение, что Наурыз — это Новый год. Я считаю, это не совсем так. Весной просто наступает начало нового сезона — сельскохозяйственного, весеннего... Но у всех заложена такая ассоциация, что дни весеннего равноденствия — это Новый год. Повторюсь, это не так. Наурыз — это праздник новых начинаний, нового дня, который имеет философское наполнение.
— Каковы особенности этого весеннего праздника, по вашему мнению, кроме вышеназванных?
— В древности он был связан с перекочевкой в более теплые края, поиском пастбищ для домашнего скота, наступлением весны и возрождением природы. Так начинался новый сезон, можно сказать, новый жизненный виток. Закладывался новый ритм.
— А что в вашем понимании зимний праздник — Новый год?
— Во многом это восходит к нашему советскому детству, когда живешь в ожидании чуда, когда должно произойти нечто волшебное – ты получишь новый подарок, у тебя появятся новые желания. Это ощущение есть и сегодня. И его нельзя трогать, хотя из него и пытаются слепить нечто совсем другое. Оно есть в душе у всех, у тех, кто живет в странах СНГ, точно. Скажу больше, Новый год не является религиозным праздником, поэтому не совсем понятны были инсинуации на этой почве в Европе несколько лет назад.
Нужно бороться с теми, кто эти странности пытался навязать, лишить людей праздника, а не с самим Новым годом, который являет собой светское мероприятие. Причем в международном масштабе. С другой стороны, для Европы более важно празднование Рождества. Хотя я бы хотел заметить, что Новый год и Рождество несут в себе разную смысловую нагрузку. Так же, как Новый год и Наурыз. Между этими праздниками нет никаких противоречий.
— Что бы вы предложили в плане празднования Наурыза в стране?
— Во-первых, выбрать первый день нового праздника, который будет олицетворять собой, как я уже упоминал, начало нового сезона. Это может быть 22 марта, когда заканчивается астрономический день и наступает астрономическая ночь. Празднование можно провести по образу и подобию зимнего Нового года — салют, богатый стол, может быть, даже обращение главы государства по ТВ.
Во-вторых, в Туркестане есть огромный исторический той-казан, который также можно задействовать в праздновании. То есть девять батыров по очереди ударяют по нему, с каждым последующим ударом желая что-либо из арсенала Коркыт ата: любви, здоровья, счастья и так далее. В общем, этот день должен стать праздником единства, праздником посадки деревьев, пробуждения природы. К нему же можно привязать и проведение различных праздничных конкурсов, мероприятий, которые могли бы быть интересны в том числе и туристам.
Фото Талгата Галимова