Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
ЛюдиТочка зрения

Переписывая историю: суетная морока и великий идеал

История — наиболее лукавая из всех наук. Легко поддающаяся влияниям извне. И очень важно, в чьих она руках. Недаром одни сравнивают ее с дубиной, а другие — с продажной девкой. А все потому, что она в наибольшей степени (из всех наук) взаимосвязана с идеологией. А идеология, если она имеется, — это фундамент, на котором зиждятся общества разных государств. Неслучайно каждая новая государственность начинается с неизменного переписывания истории предшествующей эпохи. 

Хотя и на эту идиоматику следует смотреть с точки зрения диалектики. Переписать историю невозможно (хотя попытки предпринимались и предпринимаются). Случившееся уже случилось. Прошлое безвозвратно и не поддается никакому изменению, как бы кому-то этого ни хотелось. 

Можно переиначить лишь трактовки и оценки. Что-то замазать, что-то, напротив, усилить, гипертрофировать. Кого-то из списков выдающихся личностей вычеркнуть, кого-то добавить. Поменять полюса. Отменить неправильные учебники и заказать новые, правильные (авторы тех и других могут быть одни и те же). Снести старые памятники и поставить новые. Заклеймить несогласных. 

Тут главное — не переусердствовать и не рвануть с низкого старта впереди всех, путаясь во времени и преждевременно втискивая в ряды исторических деятелей персонажей вполне еще себе здравствующих. А то случаются казусы, приходится так часто переписывать переписанное, что даже самые привычные пользователи начинают путаться в “правде истории” и сомневаться в состоятельности авторов. 

Нетрудно, имея волю (и власть!), понудить массу (особенно юную) смотреть на все минувшее “верным взором”. Можно даже для острастки разорить чью-то неуместную могилу. Но вот вышвырнуть уже свершившееся событие или ликвидировать уже рожденного не получится. И желание отмыться от какого-то периода, который перестал вписываться в новую идеологию, приводит лишь к тому, что в истории появляются рукотворные белые пятна, замалеванные иконы и зияющие дыры. Прошлое при всей этой сиюминутной суете все равно останется таковым, каково оно есть. 

Увы, современная история в значительной мере перестала быть всемирной. Соединяющей людей и объединяющей государства. Все основные процессы в ней развиваются на острие желания отдельных народов выделить себя среди всех прочих обитателей этого мира, убедить всех в своей “самости” и неповторимости. Что, хотя и способствует подъему рейтингов авторов и индексов цитирования в СМИ их исследований, вряд ли продуктивно. Как можно доказать что-то соседу, который имеет свой собственный взгляд на свое непревзойденное (и недооцененное прочими) место в истории. 

А между тем ни один народ земли (если только это не счастливое племя, давно затерявшееся на необитаемом острове или под пологом первобытных лесов) не развивался отдельно от всех прочих, ни одна страна (даже самая изолированная) не избежала влияния соседей. 

Земля, как известно почти всем, — планета. Ограниченное пространство. А это значит, что человечество появлялось и развивалось в условиях замкнутой социальной системы. И уже в силу этого нет и не может быть каких-то обособленных региональных историй, исторических соревнований стран по исключительности своих народов. Есть только одна реальная история — всеобщая история человечества, в рамках которой все племена и все государства земли выступают лишь как отдельные субъекты единого процесса. Но разве не здорово то, что все мы, как и все наши предки, вносили свою лепту во всеобщее развитие цивилизации? 

И лично мне импонирует поиск не того, что нас разделяет, а как раз противоположного. Тех многочисленных тропок и подчас незримых нитей, которые связывают племена и народы и растворяют границы между странами. Когда изучаешь время, не пытаясь отделить его от пространства, на такие связи натыкаешься постоянно. И, как мне кажется, конструктивнее начинать изучение любой истории именно с того, к чему имеет отношение все человечество. 

А уж потом, через призму этого знания, можно обращать взор к тому своеобразию, которым выделяется в этом всемирном контексте история твоего народа и государства. Только зная большее, можно по достоинству оценить частное. Именно примат всемерности и всемирности, уважительное отношение к общему позволят взглянуть и на судьбу своего народа (племени, семьи) с законной гордостью, но без ложного пафоса. Истинный патриотизм порождается знаниями, а не тупым фанатизмом и фантазиями. 

Суть патриотизма, думается, не в том, чтобы отделить “своих” от “чужих”, а в том, чтобы найти свое неповторимое и уникальное место в нашей общеземной общности! Искать то, что нас объединяет, а не разъединяет — вот в чем видится мне истинное существо подлинной исторической науки. 

Тогда “народы, распри позабыв, в великую семью соединятся”! 

Фото автора

Читайте в свежем номере: