Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
ЛюдиТочка зрения

Опий для народов, или великий миф про высокогуманный Запад

Западный мир, долгое время обладавший монополией на мировую массовую информацию, веками создавал из себя, уродливого и беспринципного хищника в принципе, существо совершенно иного облика — светлое, пушистое и высокогуманное. Так что, воплотив в себе «все лучшее» в глазах мирового сообщества, неслучайно, что в конце концов именно он стал недостижимым примером для подражания. Светочем и форейтором. Одна возможность хоть каким-то задом присовокупления к этому человеколюбивому обществу до сих пор инстинктивно распахивает души (и раззевает кошельки) восторгнутых неофитов. 

А чем еще объяснять то массовое мазохистское поклонение потерпенцев перед харизматичным грабителем и потрошителем? Нет ведь таких преступлений, мимо которых прошел бы этот самопровозглашенный мизантроп, коль только что-то возбуждало его глубинную природу и сулило ему выгоды чисто материального плана. 

Очень показателен и характерен в этом отношении «опийный момент» истории, случившейся в XIX веке в Китае. На Западе, кстати, про него постарались «забыть». 

Наркотические свойства опийного мака были известны с Античности. Но настоящим массовым злом в мировом масштабе опий стал, попав вместе с магометанством из Персии в Индию (XVI в.), а оттуда — в Китай (XVII в.). Любопытно, что в Китае всему предшествовала масштабная антитабачная кампания последнего императора династии Мин. Китайцы перестали курить табак, повально переключившись на опий. 

Вот этим-то простодушным и поголовным пороком и воспользовались ловкие британцы (те самые носители западных ценностей), начавшие ввоз в Поднебесную смертельного зелья из своих колоний в Индии. Это, если кто помнит историю, привело даже к двум опиумным войнам. Англичанам с оружием в руках пришлось доказывать свою правоту в отношении насущной необходимости опия для китайского народа. 

Опиумные войны, а более — события, с ними взаимосвязанные, стоят того, чтобы помнить их лучше. Потому что они как нельзя более красноречиво и правдиво демонстрируют истинные отношения Запада и Востока. То зло, которое ныне с такой настойчивостью угрожает самой Британии, их недалекие предки, напротив, азартно приветствовали в Китае и насаждали с помощью любимых аргументов — штыков и канонерок. Понятие зла ведь имеет свою цену и опирается на особенности момента. Пока оно было далеко и приносило империи лишь баснословную прибыль, отношение к нему оставалось совсем иным, нежели ныне, когда со всем этим приходится сталкиваться и безуспешно бороться на своем туманном острове. История с тем, как Британия силой «держала на игле» хронически перенаселенный Китай, — верх политического лицемерия, но она весьма типична в отношении «просвещенных цивилизаторов» ко всяческим недоразвитым «азиатам» и «неграм». 

Кратко экономическая формула этого коммерческого предприятия, приносившего Лондону колоссальные сверхприбыли, была проста до предела. На плантациях в своих индийских колониях Британия выращивала мак, а произведенный из него опий продавала в портах Китая. 

В Индии целые районы по берегам Ганги оказались перепрофилированы под возделывание сизого цветочка. Вот как описывает положение дел Александр Ротчев, ориенталист и писатель XIX века, бывавший и в Русской Америке, и в Туркестане, и в Индии. Одна из его книг имела говорящее название «Правда об Англии и сказание о расширении владений ее во всех частях света». 

«Там, где земля удобна для посевов мака, его разведение поставлено жителям в непременную обязанность. Правительство англо-индийское раздает задатки райотам, земледельцам... Волею или неволею райот, получивший задаток правительства, должен сеять мак. Таким образом, он становится отравителем по приказу, и горе ему и семейству его, если он вздумает утаить что-нибудь от посева...» 

О прибылях Ост-Индийской компании красноречиво свидетельствует факт выплачивания ею «отступных» французам. Чтобы те не совались на китайский опиумный рынок и не подрывали монополию, британцы платили им ежегодно до миллиона франков. 

В «довоенные» времена, с 1816 по 1839 год, количество поставляемого в Китай наркотика выросло с 3210 до 34 000 ящиков, то есть удесятерилось! Когда же после долгого ропота цинское правительство конфисковало-таки 20 291 ящик опиума в Кантоне, разгневанная таким посягательством на свои экономические интересы Британия потребовала возмещения ущерба на 3 миллиона фунтов (18 миллионов серебряных рублей). Для подкрепления справедливости своих требований летом 1840 года ввела флот на рейд Макао. Началась Первая опиумная война. 

Итог этих пиратских войн красноречиво подвел Иван Гончаров, побывавший в Китае в 1853 году на ставшем знаменитым фрегате «Паллада». Вот что пишет классик русской литературы про опиум, который оказался единственным конкурентоспособным «европейским» товаром на китайском рынке: «За него китайцы отдают свой чай, шелк, металлы, лекарственные, красильные вещества, пот, кровь, энергию, ум, всю жизнь. Англичане и американцы хладнокровно берут все это, обращают в деньги и так же хладнокровно переносят старый, уже заглохнувший упрек за опиум». 

Американцы? Ну а как же без них?! 

Фото автора

Читайте в свежем номере: