Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
ЛюдиТочка зрения

Мы наш, мы новый мир построим!

Информационная повестка не терпит однообразия. Кто нынче вспоминает о той картинной борьбе всего прогрессивного человечества с мерзавцем-коронавирусом, которой было отдано все пространство в СМИ еще три года назад? А между тем тот драматичный период нес не только ядерный заряд негатива и озабоченности судьбами человечества. Это как-то прошло мимо большинства пользователей, но именно те героически-унылые ковидные времена предоставили Земле возможность хоть немного отдохнуть от своих самых вредоносных обитателей из навязчивого племени хомосапиенсов. Промышленность встала, города опустели, миллиардная толпа мировых туристов осталась сидеть дома. Планета вздохнула полной грудью. И случилось много чудесного. 

На севере Индии местные жители вдруг увидели вершины Гималаев, долгое время скрываемые густым смогом. На севере Франции объявились невиданные за последние сто лет волки. Снимки, передаваемые спутниками-шпионами с территории США и Китая, стали выдавать столь чистую картинку, что профессиональные пользователи соцсетей сразу заподозрили: без фотошопа не обошлось! Дикие звери и редкие птицы, обнаглевшие от неожиданной робости своих главных недругов, стали безбоязненно захаживать и залетать на пустынные улицы притихших городов по всему миру. 

Да что далеко ходить! Каждое утро на своем балконе в центре Алматы я вдыхал такой чистый воздух, про который уже и не вспоминал. Каждый день наслаждался пением птиц, а не ревом автомобилей. А каждый вечер в небе над городом зажигались столь яркие звезды, каких многие старожилы и припомнить не могли, а юные горожане никогда и не видели. О, я бы дорого дал, чтобы и дальше жить в таком гуманном городе! 

Тишиной и чистотой наслаждались тогда по всему миру. В том числе в Венеции, небольшом городеостровке, через который за год проходило 30 миллионов гостей со всего мира. (Это примерно раз в 30 больше, чем приезжает за тот же период времени в Казахстан, да и то если “статистировать” показатели исходя не из истины, а только из оптимизма ответственных чиновников.) 

И венецианцы, встрепенувшись от представившейся картинки и оценив свалившуюся благость, вдруг прозрели и всерьез задумались о реальном сокращении турпотока в будущем. Зазвучали предложения прекратить заходы в местный порт круизных суперлайнеров и вообще создать преграду на пути массовых селфистов-галочников путем переориентации количественного туризма в качественный, элитарный, “интеллектуальный”. 

Как же должны были достать венецианцев эти неконтролируемые толпы иноземцев, праздно шатающихся по улицам и катающихся по каналам, если они готовы срубить сук, на котором прямо зиждилось их массовое материальное благополучие! Оказалось, что без гостей можно жить. И жить в куда более комфортной обстановке. 

И венецианцы не одиноки в этом экономическом мазохизме, столь диссонирующем с постулатами эры потребления. Их чаяния оказались хорошо понятны жителям всех уголков земли, облагодетельствованных глобальным туризмом. Тех городов и весей, где жители давно уже не ощущают себя хозяевами в своем доме. Будь то обитатели райского Бали или каменистого Санторина. 

Я уже писал о том, что многие раритеты природы и истории, а равно и выдающиеся (или просто “раскрученные”) объекты культуры, незаметно перешедшие в реестр туристических ресурсов и источник сиюминутной прибыли, попросту перестали вмещать всех желающих. И в тех странах, где власти осознали опасные последствия хищнической эксплуатации своего достояния, действительно стали вводить ограничения, а временами и полный запрет для посещения. 

Ситуация с коммерческим туризмом дошла до полного нонсенса. Безжалостная эксплуатация всего мало-мальски заметного и обесценивание вседоступного привело к полной утрате какого-то смысла, изначально заложенного в фундамент этого вида человеческой деятельности. Стихийный туризм стал стихийным бедствием. 

Но вот интересный парадокс — большинству массовых потребителей вообще-то не важно, когда вместо раритета ему подсовывают копию. Великая иллюзия приобщения вполне удовлетворяет подавляющее число участников процесса. Фотографируя любимого себя на фоне кариатид Эрехтейона на Акрополе, или “старинных статуй” в Летнем саду, или Капиталийской волчицы на Капиталийском холме, массовый посетитель даже и не думает, что фоном его величия являются лишь лукавые суррогаты. Оригиналы давно уже хранятся в другом месте. 

А коли так, то, следуя здравому смыслу (или, скорее, от безвыходности), рано или поздно мы станем свидетелями великой культурной сегрегации в процессе приобщения страждущих толп массовых туристов к бесценным памятниками истории и природы. Турпотоки неминуемо будут перенаправлены к специально созданным имитациям — качественным аттракционам вроде диснейлендов, паркам виртуальной действительности. Менее ценным, но более доступным и удобным для масштабных посещений. Все это предсказуемо-реально и составляет вопрос развития вложений, техники и рекламной технологии (за примером не нужно ходить далее Арабских Эмиратов). 

Все верно. Нас стало слишком много, мы стали слишком мобильны, и каждый из нас не хуже соседа. И где на всех чудес найти? 

Читайте в свежем номере: