Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
ЛюдиТочка зрения

Мир без ГОСТа

Контрафакт — “продукт, созданный на основе существующего оригинала с нарушением интеллектуальных прав; фальсификат” — это несомненное зло эпохи глобализации. Так, по крайней мере, твердят прогрессивные экономисты и либеральные политики. Оно и без них понятно — фальшивка есть фальшивка. Обман. Но... 

Но, признаем откровенно, нашего человека контрафактом не удивишь, не проймешь и не усовестишь. Наш человек относится к нему с пониманием и даже сочувствием. И когда стенают перед телекамерами до ниточки обобранные “пиратами” (но хорошо откормленные и дорого одетые) бизнесмены, юристы, чиновники, звезды шоу-бизнеса или производители программного обеспечения, то в зрительской аудитории вряд ли обнаруживается повальное сочувствие бедолагам. 

И это типовое восприятие контрафакта, если хотите, своеобразная форма стихийного социального протеста. Ведь мы в массе своей вовсе не выбирали тот строй и ту экономику, в условиях которых вынуждены существовать. Несмотря на массированную шлифовку мейнстримом и СМИ, люди в душе не разумеют, отчего они должны возмущаться всякими “китайскими подделками”, когда, по большому счету, именно благодаря им оказались одетыми, обутыми, обеспеченными обстановкой квартир и офисов, вожделенными гаджетами для себя и игрушками для детей. 

Протестовать против протеста — это уже епархия актуального искусства! 

Ныне, когда для настороженного разрушительными пандемиями и экономическими войнами ординарного потребителя (вынужденного считать тенге, копейки, рупии, евро и т. д.) главным достоинством товара стала его доступность, на его подлинность внимания обращается все меньше. Не до жиру. 

Но потребление — лишь одна сторона медали фальш-индустрии. Ведь к армии безразличных покупателей необходимо прибавить еще и тех, для кого торговля этим непритязательным и оборотистым контрафактным добром является единственным источником пропитания. И не забыть про изобилие многочисленных предприятий в странах Глобального Юга, на которых все это благо производится. И не упустить цепочки неисчислимых посредников и неизмеримых логистических путей, благодаря которым все это перемещается. И (куда без них?) вспомнить крыши, откаты чиновникам, банки, заборы, таможни и прочее и прочее. Имя им — миллион? Миллиард! Миллиарды людей кормятся и живут на этой планете за счет фальсификата! 

Наивно полагать, что все это — достояние бедных, а воспитанные на “иных ценностях” жители Запада — непримиримые враги этого “постыдного”, подрывающего основы основ прогрессивной рыночной экономики явления (его название вошло в международный обиход из английского counterfeit — “подделка”). Осуждавшие контрафакт устами своих правителей общества Глобального Запада никогда особо не брезговали попользоваться заведомой дармовщинкой — будь то в Европе, Северной Америке, Австралии и прочих светочей либерального миропонимания. 

И если у себя дома они бывают непримиримы к этому “мировому злу” (а как еще — там, “у них” существует даже любопытная ответственность покупателя за приобретение поддельных товаров), их истинные чувства могут быть абсолютно иными в иных местах. Понаблюдайте за ними на знаменитых базарах презираемого Глобального Юга. Тех самых, где в открытую торгуют презренными “фейковыми” товарами, скопированными с известных брендов. Азарту, целенаправленности и выверенности движений, горящим взорам и неподдельному интересу к жизни, выделяющим вырвавшихся на оперативный рыночный простор евро-американских туристов, можно только позавидовать! Ведь, по большому счету, отличить хорошую подделку без специальной экспертизы практически невозможно. Так чего бы не сэкономить? 

Говорят, что прибыль от всей этой деятельности составляет пять процентов от мирового ВВП. Это скромнее, чем показатели экономик некоторых ведущих стран. Но только на первый взгляд. Ведь речь идет о самом “реальном” секторе — потребители мирового контрафакта не станут попусту беситься с жиру, покупая золотые унитазы для себя, будки из сандалового дерева для шавок и алмазы для инкрустации срамных губ любовниц. Эта экономика — более прагматичная, пластичная и... гуманная. Выравнивая социальное уродство, она позволяет бедствующим выживать, жаждущим статуса — сохранять лицо, любознательным — получать доступ к информации, мобильным — чинить иномарки, модницам — одеваться “от кутюр”, курильщикам — курить “брендовые” сигареты, подрастающим — получать вожделенных “барби” от чадолюбивых родителей. 

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что эта всемирная теневая торговая организация держит на плаву значительную часть населения земли, позволяя многим чувствовать себя вполне комфортно. И то, что она существует и успешно функционирует вопреки интересам сильнейших стран и влиятельнейших воротил глобального бизнеса, свидетельствует, во-первых, о ее состоятельности, а во-вторых — о несостоятельности того, что называется мировым экономическим порядком. 

Контрафакт был, есть и будет частью нашего бытия, пока в этом мире не исчезнет неравенство в уровне жизни континентов, стран и отдельных потребителей. А это значит — он вечен! 

Читайте в свежем номере: