Нерукотворная стена Заилийского Алатау — главная географическая доминанта, определившая характер горожан и главное украшение города. Каждый миг горы предстают пред взором в новом, внезапном, никогда ранее невиданном (и никогда более не повторяющемся!) великолепии — будто неутомимый мастер, не зная устали, каждое мгновение переосмысливает и дорабатывает свое творение, тщетно пытаясь достичь недостижимого совершенства.
Но все прекрасное, как известно всем посетителям мастерских художников и картинных галерей, лучше воспринимать на расстоянии. Так оно безопаснее для восприятия. Смотришь издали — лепота, приблизишься — мазня.
И горы, невзирая на их нерукотворность, схожи в этом с высоким, и даже совсем невысоким, искусством. Стоит пересечь магическую линию — и следы чьих-то безымянных и безобразных подмалевок тут же застят и затрут роскошную палитру изначального замысла. Помойки, свалки, халупы-однодневки, стихийные борозды дорог, дымящие мангалы, покалеченные деревья, “унавоженные” культурно отдыхающими поляны, выжженные пожарами проплешины реликтовых лесов, беспокойные пансионаты-бомжатники и безмолвные замки неизвестных рыцарей — это уже наш рукотворный вклад в гармонию волшебного пейзажа наших гор, доставшегося нам “от Творца”.
Заилийский Алатау, чей естественный геологический рост не превышает нескольких миллиметров в год, благодаря кучам нашего мусора резко рванул на явный гипсометрический рекорд. Мы — патриоты, и мы знаем, как сделать свои горы самыми высокими на Земле! И сделаем!
Даешь Гималаи!
А если без иронии? Что делать?
Для начала определиться, делать ли что-то вообще или пусть все будет как есть. Можно просто закопать бульдозером очередную стихийную помойку, поставить галочку в графе “освоенные средства” и на том успокоиться. На некоторое время. А далее? Повторить все снова? А если более кардинально? Можно, имея на то волю и к тому средства.
Вот краткая программа спасения гор из пяти пунктов, которую, имея власть, реализовал бы я.
1. Необходимо не только выявить, но и перекопать (именно перекопать — глубокими противотанковыми рвами, а не перегородить шаловливыми шлагбаумами со сговорчивыми стражами) все стихийные дороги, бесконтрольная масса которых расползлась по горам и предгорьям близ Алматы в последние годы. Именно по ним и распространяется основная зараза. Львиную долю мусора, помоев и грязи (в том числе гадящей в воздух) завозят в горы именно личный автотранспорт и его экипажи.
2. Запретить (на уровне поправки в Конституцию!) любое частное строительство в предгорной и горной частях Заилийского Алатау. Раз и навсегда. “Как угодно, что угодно, когда угодно, но чтобы это была такая бумажка, при наличии которой ни Швондер, ни кто-либо другой не мог бы даже подойти к двери... Окончательная бумажка. Фактическая! Настоящая!!! Броня!!!“
3. Создать в наших горах подлинную цивилизованную и цифровизованную (чтобы никакой живой страж даже не маячил в зоне видимости при шлагбауме) природоохранную зону, не только сократив до минимума въезд частного автотранспорта (кроме инвалидов), но и полностью (!) запретив разведение огня в любом виде.
4. Периодически вообще закрывать на определенное время отдельные ущелья и урочища, нуждающиеся в срочных реанимации и реабилитации. А заодно определить территории абсолютной заповедности, доступ в которые был бы закрыт для всех, кроме исследователей и специалистов-биологов.
5. Переосмыслить, перепрофилировать и переориентировать весь характер массового отдыха в горах. Горы не должны быть парком развлечений и огромным ТРЦ — в горах нужно дышать воздухом, укреплять здоровье, напитываться тишиной, заниматься спортивным туризмом и наслаждаться красотами. А для любителей шашлыков, шопинга, пикников и всяких “фестивалей” (в том числе “экологических”) не худо бы создавать альтернативные зоны отдыха у подножия гор.
Наивно? Понимаю. Но ведь это лишь мечтания. Возможности их реального воплощения у меня нет. Я могу гарантировать лишь свое участие на личном уровне. Хотя, как показывает практика, это мало что меняет...