Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
ЛюдиТочка зрения

Казахстанская АЭС: референдум или тест на IQ?

Будущее энергонезависимости — в руках казахстанцев

фото Талгата Галимова

Я родился на урановом руднике Чаркесар, изучал радиологию в институте, в 1986 году «загорал» в Чернобыле в должности начальника ПМП полка химической и радиационной защиты, долгое время отвечал за радиационную безопасность в крупной компании. Естественно, прошел соответствующую подготовку в Институте ядерной физики. Полагаю, это дает мне право вставить свои пять копеек насчет приближающегося референдума о строительстве в Казахстане атомной электростанции.

Вовек не забуду любимую фразу нашего преподавателя по радиационной безопасности Неучесова, которую тот повторял снова и снова: «Один грамм серого вещества головного мозга защищает от радиации лучше, чем тысяча тонн свинца». Это можно поставить эпиграфом к октябрьскому референдуму. Стоит ли строить АЭС в Казахстане? А у нас в головах есть вышеупомянутое серое вещество? Есть — значит, стоит! Нет? Ну, что тут поделаешь… Значит, нельзя!

Как известно, знание — сила. Незнание — СТРАШНАЯ СИЛИЩА!!! Незнание порождает широко распространенную радиофобию, бессмысленную и беспощадную. То, что считает радиацией и атомной энергией значительная часть населения, не является ни тем, ни другим. В представлении людей на этот счет наличествует пестрая смесь из древних страхов, колдовства, шаманских камланий и газетных штампов. И в этом великая опасность для будущего всей страны, как внезапно оказалось.

Подойдем к отмороженному «зеленому» активисту, приковавшему себя наручниками к воротам АЭС, и спросим: «Милой, а ну-кась скажи, чем отличается зиверт от беккереля? Ась?». И что он ответит? В 99,99 процента случаев — ничего вразумительного. Но, возможно, плюнет на вас. Если дотянется, то и лягнет. Он против атомной энергии, потому что это адское проклятие, зловещее колдовство, сатанинская затея и так далее. А про зиверты он вообще первый раз слышит.

К тому же и в самой радиологии пикантных моментов, помимо неосведомленности населения, сколько угодно! Вот первый же пример из Сети, навскидку вытащил: «Контролирующие органы Японии сообщили, что в килограмме местного чая содержится цезий в концентрации 679 беккерелей при норме в 500 беккерелей. И что теперь? Ну, пить его, наверное, нельзя. В темноте светиться будешь! А в руки брать не опасно? А как утилизировать — в свинцовом скафандре или простого противогаза хватит?

А все потому, что радиоактивные нормы рисуются в голове чем-то вроде границы на замке. Шаг переступил… «Стой, кто идет? Стрелять буду!». А на самом деле от абсолютно безвредной предельно допустимой до начальной дозы, которая, в принципе, уже может как-то сказаться на организме, дистанция в четыре порядка. То есть уровень ПДД меньше уровня первых признаков воздействия ионизирующей радиации в 10 000 раз! Предельно допустимая доза — это не тонкая красная линия и не контрольно-следовая полоса. Это всего лишь метка, от которой начинаются обширные пампасы, а реальные проблемы маячат где-то вдали, за линией горизонта. Но кто это знает? 

Чай «Аромат Фукусимы» на практике вполне можно пить, и не единожды, а до глубокой старости. Но наверняка его отправили в могильник радиоактивных отходов со всеми карикатурными мерами предосторожности.

Кстати, когда шарахнул Чернобыль, это катастрофическим образом сказалось на сбыте турецких чаев. Джахит Арал, тогдашний министр торговли и промышленности, глотал черноморский чай на камеру литрами, чтобы доказать, что он абсолютно безвреден. Министр окружающей среды Доган Акюрек публично умывался черным чаем, чтобы успокоить людей. Он бы мог залезть в ванну с заваркой и просидеть там всю свою жизнь на манер русалки. Но никому ничего турки доказать не смогли. Иррациональный страх колдовской силы победил.

Вы не поверите, но наши сограждане сплошь не отличают экспозиционную дозу от плотности потока ионизирующего излучения! Может быть, кто-то и ватты с вольтами путает. Тем не менее в октябре все дружно пойдут решать судьбу атомной энергетики. Этот опыт волеизъявления надо распространить еще шире. Например, при заходе на посадку обязать летчиков проводить опрос в салоне. Узнать мнение пассажиров, с какой высоты лучше перестраиваться на глиссаду, выпускать ли закрылки и когда включать реверс. 

Шутки шутками, но что с нами будет, если в результате референдума мы останемся без электростанции и энергетическая система страны впадет в коллапс? Ведь АЭС не построишь за полдня. Для того чтобы передумать в пользу мирного атома, понадобятся долгие годы! Все это время мы будем при свечах жить или втридорога электричество в России покупать? Именно втридорога. Походите по базару, поищите, у кого дешевле!

Читайте в свежем номере: