“Гвозди бы делать из этих людей”. Если бы “главарь” советских поэтов увлекался нюансами географии, эти строчки он вполне мог бы посвятить жителям Казахстана. “Крепче бы не было в мире гвоздей!” Потому что условия, в которых живут и здравствуют поколения казахстанцев, по своим абсолютным максимумам и не входят во всякие книги рекордов, по своему контрасту относятся к самым экстремальным на планете. И то, что про это помнят немногие, говорит только об одном. О нашем небрежительном отношении к собственной географии.
Хотя некоторым ее подразделам делается исключение. К примеру, поговорить о погоде у нас любят, как и везде, и тема эта, судя по мельтешению в информпространстве и блогосфере, весьма волнует казахстанских пользователей. Говорить о погоде неизменно приятно и всегда впопад. Но сегодня я хочу вспомнить не о погоде, а о климате. О климате страны, географическая специфика которой проистекает из уникального положения на карте мира: равноудаленность от вод Мирового океана, закрытость высокими горами от благодатного влияния с юга, близость к сибирскому антициклону-максимуму. И при этом достаточная все же смещенность в сторону экватора (юг Казахстана — одна широта со Средиземноморьем).
Что эта “континентальность” означает на практике? То, что казахстанцев, наряду с сибиряками и монголами, можно отнести к самым закаленным представителям рода человеческого! Хотя большинство жителей РК этого не осознает и об этом не думает, мы с вами обитаем в условиях одного из самых контрастных температурных режимов на земле!
Конкретнее? От минус 57 оС до плюс 57 оС! Разброс самых низких и высоких температур теоретически составляет в Казахстане более 100 градусов по шкале Цельсия! А это температурный диапазон существования воды в природе — от льда до пара! Хотя вода тут и ни при чем, это так, для демонстрации длины нашей температурной шкалы.
Я говорю теоретически, потому что самая низкая температура в минус 57,2 оС была достоверно измерена в районе Атбасара. Самую высокую же, плюс 57 оС, фиксирует Википедия (для района Сарыагача). Однако если не опираться на сведения неясного происхождения (в изобилии появившиеся вместе с интернетом), а апеллировать лишь проверенными научными данными (например, старым добросовестным Атласом Казахской ССР, профессиональным научным изданием, выпущенным сектором географии республиканской Академии наук в 80-е годы прошлого столетия для служебного пользования), картина кардинально не изменится.
Итак, вот данные абсолютных минимальных температур, полученных с разных метеостанций (нужно обратить особое внимание пользователей, что измерение температур в науке унифицировано и зачастую резко отличается от показаний бытовых термометров на наших окнах) в XX веке: Атбасар — минус 57 градусов; Петропавловск — минус 53; Целиноград — минус 52; Кокчетав — минус 51; Джезказган — минус 50; Усть-Каменогорск, Караганда — минус 49; Актюбинск, Алма-Ата — минус 48 градусов по Цельсию.
Если же брать среднюю минимальную температуру самого холодного месяца, января, то своеобразным полюсом холода в республике может считаться Алтай в районе Маркаколя, там этот показатель составляет минус 26 оС (для сравнения, в Алма-Ате этот показатель составил всего минус 6 градусов, в Целинограде — минус 18).
А теперь посмотрим на абсолютные максимумы наблюдений: Чирик-Рабат (в Кызылкумах), Ак-Кудук (на Устюрте) — плюс 47 градусов; Кызыл-Орда, Бетпак-Дала, Бейнеу — плюс 46; Урда, Гурьев — плюс 45; Чимкент, Джамбул — плюс 44; Джезказган, Актюбинск, Талды-Курган, Алма-Ата — плюс 43; Уральск, Кустанай, Кокчетав, Атбасар, Целиноград, Павлодар, Семипалатинск — плюс 42 градуса.
Что до наиболее жарких среднемесячных температур, то они измерялись в июле над Устюртом (плюс 28 оС) и пустыней Кызылкум (плюс 29 оС).
Исходя из сказанного, попробуем определить, где в Казахстане жили (и живут, климат, несмотря ни на что, все же изменяется не столь стремительно) наши самые экстремальные экстремалы? Пожалуй, тут все же нет равных Атбасару, жители которого в прошлом веке испытывали перепады в 99 градусов (от минус 57 оС зимой до плюс 42 оС летом). Атбасарцам наш пламенный привет!
Впрочем, недалеко отстоят жители многих других славных городов севера и востока республики: акмолинцы-целиноградцы и петропавловцы обитали в диапазоне 94 градуса, кокчетавцы — 93, семипалатинцы — 91, усть-каменогорцы — 90, карагандинцы — 89. И, как это ни странно, в эту “теплую” компанию вписалась и южная Алма-Ата с перепадами в 91 градус.
Конечно, все эти рейтинги — игры разума. Потому что температурные оптимумы сменяются всякими “микроледниковыми периодами”, и годы морозные не совпадают с годами знойными. Но все эти “научные данные” могут оказаться гораздо весомее, ежели учитывать тот факт, что субъективно они мало чего стоят. Они отражают лишь показания термометра, находящегося в тени и тиши метеобудки, на высоте двух метров над землей. Но человек не сидит в метеобудке, а ходит по пеклу своего поля и движется навстречу ледяному ветру к своему офису. А потому к “научным” показателям можно смело прибавить 20-40 градусов реальной поправки “на ощущения”!
Как вам, земляки, перепадец в 150 градусов?