Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Глобальный Юг: и в этом твоя сила, брат?
ЛюдиТочка зрения

Глобальный Юг: и в этом твоя сила, брат?

Чем Глобальный Юг, преимущества которого все более и более зримо ощущаются в начале XXI века, так уж фатально отличается от увядающего Тотального Запада? Наверное, своей естественностью. Никто на Юге не выдумывает себе новых богов, не поклоняется либеральным идолам, обретенным по случаю на помойках цивилизации. Юг верует своим традициям и чтит веру отцов.

И вера эта по большей части — следствие исторического выбора, а не указка сверху. И оттого-то зачастую столь ненавязчива, что соседние народы про нее и вовсе не задумываются. Ну вот, для примера возьмем Китай. Известно ли вам, во что (и в кого) верят китайцы? В какого бога? Или богов? А может, они все коммунисты-атеисты?

С самых первых поездок в Поднебесную этот вопрос живо занимал меня самого. И сегодня я могу ответить откровенно — китайцы верят во все! Во все, что только может прямо и косвенно способствовать их процветанию и долголетию. Как мнимому, так и настоящему. Ведь процветание и долголетие — это две архиважные составляющие традиционного китайского счастья. Раньше к этому присовокуплялась еще и жажда многочисленного потомства, но ныне эта тема становится все менее и менее актуальной. Поколения, воспитанные на принципах «одна семья — один ребенок», восприняли прелести спокойной и насыщенной жизни в свое удовольствие, без лишней нервотрепки и переживаний. То есть переняли-таки нечто, немыслимое еще полвека кряду. Противоречие? Да нет, правило!

Исторический Китай, несмотря на всегдашнюю закрытость, издревле принимал всех и вся. Правда, делал он это обычно с гордой медлительностью, которая присуща такой долгоживущей стране. Оттого суетливой Европе казалось, что Китай вообще затворен от прочего человеческого сообщества своей Великой стеной. За которой живет своей непонятной, а оттого неприятной жизнью. И Европа временами даже пыталась насадить тут свою прогрессивную цивилизацию привычным способом — с помощью канонерок и пушек. Для того чтобы на словах принести варварской стране идеалы свободы (свободы торговли, в первую очередь), а на деле освоить безбрежный рынок, где толчется четверть потенциальных потребителей планеты.

А Китай сопротивлялся? Китай просто жил своим разумением и в своем времени. И дожидался своего звездного часа, последовательно переваривая новые порции безумных завоевателей и перемалывая в муку новые веяния, приходящие сюда хоть и с опозданием, но зато очищенные от наслоений первоначального эксцентризма и экстремизма. Кстати, большая часть священных текстов раннего буддизма (а учение Шакьямуни появилось на севере Индии) сохранилась именно благодаря паломникам, подвижникам и переводчикам из Китая (в самой Индии буддизм, как известно, родился, расцвел, но не прижился). А то, что местный вариант учения так не похож на заповеданное Учителем, в этом нет ничего, за что человечество вправе порицать китайцев. В конце концов, и в современном христианстве, и в современном исламе также не очень много сохранилось от духа первоначального учения Христа и Мухаммеда. 

Поклонение Будде для современного китайца так же значимо, как и преклонение перед памятью Конфуция, новогодние жертвы Божеству очага, ежедневный общенациональный ритуал утренней даосской зарядки, вотивные воскурения духам богатств, многочасовая политинформация и профсоюзные собрания, ежедневное почитание Красного знамени. Все это вместе и есть грани «веры» нынешних китайцев. Немного лукавой, но вполне искренней.

Необыкновенная веротерпимость тех стран Азии, где никогда не было жестко детерминированного единобожия, ставит в тупик наблюдателя, воспитанного на христианских или мусульманских традициях. Оторванному своими рационализмом и либерализмом от собственных корней (и в душе отчаянно тоскующему по ним), Западу не так трудно понять, как сложно принять знаменитый и очень характерный для Востока постулат «Пусть расцветают все цветы». 

Действительно, шкала ценностей, основанная на рейтингах, всевозможных «книгах гиннессов» и мертворожденных инклюзиях, лежащих в основе мировосприятия евроамериканцев, навевает безысходную тоску в сравнении с кажущимся шаловливым и ироничным кредо политеистических и всеядных азиатов. Забавно наблюдать, как Европа, которая все еще пытается считать Азию своей отсталой провинцией, нуждающейся в постоянных поучениях и подарках, сама незаметно становится органичной и неглавной частью Азии. Одним из тех цветов, который придает (но не задает!) оттенок (наверное, наиболее скучный) этой многоцветной грядке. 

И мне упорно кажется, что Запад сам загнал себя в угол, всуе исчерпав все свои варианты, составлявшие его прежние преимущества. В своем нынешнем виде он никому не интересен. Если продолжить флористические аллегории, то символ современного Запада и его потуг  выращенная в теплице по канонам евростандартов генно-модифицированная роза без корней, запаха и жизни. Как же отлично это нежизнеспособное порождение от благоуханного и буйноцветного Глобального Юга, где, несмотря на волю Садовника, «каждый цветет по-своему»!

Читайте в свежем номере: