Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Встреча интеллектуалов Алматы
ЛюдиЛичность

Встреча интеллектуалов Алматы

Уникальный лекторий в Caspian University

На базе Caspian University с 17 по 21 сентября впервые в Алматы состоялся обширный лекторий идей по теме «Интеллектуальная история казахстанского общества второй половины ХХ века».

Великие идеи дня настоящего

Инициаторами события стал Международный центр сближения культур под эгидой ЮНЕСКО, возглавляемый Олжасом Омаровичем Сулейменовым, при спонсорской поддержке Арманжана Байтасова в партнерстве с Tan Media Group, Caspian University и Halyk Finance. Мероприятие прошло в рамках практической реализации идей Международного десятилетия сближения культур и в поддержку устремлений ЮНЕСКО по строительству обществ знаний.

Основной целью цикла лекций стало осмысление интеллектуального наследия и опыта обретения исторической субъектности казахстанской интеллигенцией второй половины ХХ века через диалог и сближение культур. 

УНИВЕР.jpg

У основания лектория, как и у многих наиболее значимых начинаний в культурной и общественной жизни Казахстана последних 60 лет, стоит Олжас Сулейменов. Неслучайно, посетив Всемирные игры кочевников, проводившиеся в этом году в Астане, генеральный секретарь ТЮРКСОЙ Султан Раев сказал: «Сегодня у тюрков есть два символа. Один из них — наша юрта, другой — Олжас Сулейменов». 

— В жизнетворчестве Олжаса Омаровича переплетаются автобиографическое и историческое, выхватывая читателей из повседневности в пространство возвышающейся истории, — сказал на открытии лектория Игорь Крупко, один из главных организаторов события, заместитель директора Международного центра сближения культур под эгидой ЮНЕСКО, доктор философии. —  Олжас Сулейменов уникален и тем, что он единственный из поэтов создал свою теорию языкознания, превратив поэзию в археологию знака и слова, а затем — в этимологию знаний. Он — автор века, разгадавший интеллектуальную биографию человечества. Сегодня, когда историю творят герои нелитературного времени, он вновь нашел в себе силы начать с начала, погружаясь в процесс восстановления и обретения знаний. Знаний о том, что такое культура и какой путь проделало человечество на своих маршрутах в будущее.

Новое открытие Олжаса Сулейменова 

Сам Олжас Омарович Сулейменов, известный казахстанский общественный деятель, дипломат, поэт, философ и гражданин, выступил в лектории с приветственной речью и новой лекцией, в которой детально изложил важные открытия в истории мира. Он поделился со слушателями своим открытием этимологии имени древнеегипетского бога Осириса. К слову, об этом специально готовится развернутая статья Олжаса Сулейменова для нашего издания. 

Выступление Олжаса Омаровича можно посмотреть в записи на канале YouTube.

Его выступление по теме «1001 слово», или Лекция о процессе восстановления исторических знаний о казахах, открытиях археологии знака и слова и культурном наследии Первого знака Человека разумного» сразу же придало мероприятию статус значимого республиканского и даже мирового события.

Олжас Омарович сказал следующее: «Тема «Тюрки в Древнем Египте» до сих пор вызывает молчание в академических кабинетах. Поэтому мы воспользовались возможностью выступить перед широкой аудиторией лектория, созданного под эгидой нашего Центра сближения культур, чтобы озвучить удивительное открытие имени главного бога и фараона Древнего Египта Осириса. К этим открытиям я приблизился за 60 лет занятий археологией знака и слова». 

Олжас Омарович дал свои «расшифровки» понятия Osiris. Мы приведем лишь их краткое описание: «Бог растений Osiris. Тюрко-кипчакские диалекты отчетливо проявили себя в древнеегипетском. Прежде всего они помогают разобраться в происхождении имени бога растений — Osiris. Он и главный фараон, и отец бога солнца Гора (Gör).

Знак Осириса – image.png. Этого бога изображали лежащим на спине, а через его тело прорастали прямые длинные ростки, воплощая его божественную функцию.

Этот знак только тюрки называли ös’ — өс («расти»). От него – ösir (өсір) — «взращивай», ösiris(өсіріс) — «взращивание» (каз.). Имя Osiris на древнеегипетском и означало «взращивание», как говорилось в Древней Греции.

Иероглиф image.png — ös’ был знаком и славянам. Общее название сложного знака они присвоили детали — вертикальной черте, проходившей посередине. И ее название стало словом «ось», обозначающим именно это понятие, выраженное знаком. Но и прежнее, тюркское, значение «расти» осталось в славянских названиях быстрорастущих деревьев (осина, осьпа, осика) и растений (осока). 

Можно ли опровергнуть эту этимологию? Наверное, можно, опираясь на утвержденный почти 100 лет назад в мировом языкознании возраст тюркского этноса и его языка — начальные века первого тысячелетия нашей эры. Тогда пусть египтологи предложат другую этимологию имени Бога растений! Но ее за века египтологии просто не появилось. Слово Osiris и вся картина его развития есть только в тюркско-кипчакском. И с этим фактом надо или доказательно бороться, или согласиться. 

То, что предки вечных кочевников были когда-то земледельцами и поклонялись Богу растений, делает историю тюрков диалектически более сложной и живой. 

Проходили тысячелетия, кочевья продолжались, и народы забыли о веках земледелия. А теперь археология знака и слова доказывает факт пребывания тюрков в Древнем Египте не как случайных гостей, но как активных участников исторического процесса во времена, относимые нами еще вчера к доистории».

Говоря об исторической роли казахстанской интеллигенции 

В программе лектория выступили и другие именитые ученые и деятели культуры Казахстана — эксперты в области истории, литературы, востоковедения, китаеведения, философии и других гуманитарных наук.

УНИВЕР (4).jpg

Игорь Крупко стал автором кинолектория «История знака коровы», рассказывая об одноименном фильме, снятом в 1968 году режиссером Ю. Мингазитдиновым и оператором В. Осенниковым на студии «Казахфильм». Автором сценария этой киноленты является Олжас Сулейменов. Фильм дает глубинные пояснения символа, оберега, существа, созданного Всевышним.  

УНИВЕР (6).jpg

На тему лекции «Интеллектуальная история китаеведения в Казахстане» рассуждала Клара Хафизова, доктор исторических наук, профессор. Ее выступление, подготовленное от Международного центра сближения культур, было посвящено научной школе китаеведения в РК, главных уроках китайской истории и интеллектуальных биографиях казахских историков в ХХ веке.

В один из вечеров лектория для слушателей был предложен просмотр архивного видеоальбома «Автор века», посвященного 88-летию Олжаса Сулейменова. В этом уникальном документальном материале Олжаса Омаровича можно видеть молодым, красивым и гордым, горячо выступающим перед публикой поэтом. Записи разных лет сложились в единую панораму портрета личности нашей эпохи, а стихи, прозвучавшие словно сегодня в реальности времени, потрясли молодых людей, пришедших на лекцию. Голос поэта звучал призывно, трогал самые потаенные струны души.  «Пока честенвлетай в свое небо стрелой», — слышим мы его голос, когда он читает свое стихотворение «Красный гонец и черный гонец». Вечер стихов в Останкино, вечер поэзии в Париже — весь мир, даже если не понимал языка, чувствовал через харизматичную манеру выступлений, честность и характер автора каждое выступление Сулейменова. И аплодировал.   

Игорь Крупко в этой части лектория выступил с темой, объединяющей основную концепцию состоявшегося проекта. В его исследовательской работе были раскрыты ранее засекреченные архивные документы, которые накопились в свое время вокруг дискуссий о книге «Аз и Я», и, собственно, говорил он об обретении казахстанской интеллигенцией исторической субъектности в диалоге с мировыми культурами в ХХ веке на примере жизнетворчества Олжаса Сулейменова. В следующем году со дня первого издания книги «Аз и Я» исполнится 50 лет. 

УНИВЕР (7).jpg

С онлайн-лекцией «Ауэзовы. История идей» выступила Зифа-Алуа Ауэзова, кандидат философских наук, дочь известного казахстанского мыслителя, писателя и видного общественного деятеля Мурата Мухтаровича Ауэзова. Она делилась идейным наследием семьи Ауэзовых, ставшим достоянием всей республики. За ее словами последовал показ фильма «Слово о Мухтаре Ауэзове», снятого в 1977 году режиссером Эмиром Файком на «Казахфильме». Автором сценария этой киноленты также стал Олжас Сулейменов, всегда придающий огромное значение наследию семьи Ауэзовых в интеллектуальной и интеллигентной составляющей Казахстана. За кадрами мы слышим громоподобный голос Олжаса Сулейменова, чем усиливается фабула кинокартины.  

Еще один фильм под названием «Мурат Ауэзов: странник осевого времени», созданный в соавторстве Бахытжаном Канапьяновым и Игорем Крупко, став для многих слушателей лекций большим откровением, заставил задуматься о судьбе сына известного писателя, личности глубокой и неординарной, или, как говорил о многих своих друзьях и коллегах сам Мурат Мухтарович, пассионарной. 

С речью на тему «Культурная и историческая роль движения «Невада-Семипалатинск» обратился к слушателям Валерий Жандаулетов — вице-президент Международного антиядерного движения «Невада-Семипалатинск», вице-президент Академии журналистики. Он же подготовил всех к просмотру нового фильма «Заман-ай: история одного гимна». Эта лента посвящена историческому подвигу казахстанского народа, который в борьбе за мир против ядерных испытаний объединил Олжас Сулейменов. Тридцать пять лет назад 28 февраля 1989 года им было создано Международное антиядерное движение «Невада-Семипалатинск», выступившее против испытаний ядерного оружия на Семипалатинском полигоне и во всем мире.

Благодаря деятельности движения «Невада-Семипалатинск» 19 октября 1989 года были остановлены испытания на Семипалатинском полигоне, а спустя почти два года Семипалатинский полигон был закрыт. Автором фильма является Игорь Крупко.
Также в один из вечеров лектория были показаны фрагменты фильма «Память земли», созданного в 1970 году, а со своей книгой «Экспедиция «Махамбет» познакомил слушателей Ринат Шаяхметов, исследователь истории. 

Арманжан Байтасов, казахстанский бизнесмен и медиаменеджер, завершил пять вечеров встреч публичной дискуссией лекторов. В полемике поднималась тема будущего казахстанских элит в XXI веке, а итогом этого общения стал вывод об универсальности формулы «осознанной взаимозависимости», применимой не только к взаимодействию народов и стран, но и социальных групп в одном обществе: взаимодействие власти и общества, бизнеса и интеллигенции, литературы и науки. 

Универ (3).JPG

Замечательно, что сами студенты Caspian University и других вузов Алматы принимали активное участие в обсуждении всех тем лекций, высказывая свою точку зрения и задавая грамотные вопросы. Проект лектория показал важность и необходимость своего существования. Остается надеяться, что эта инициатива будет расширена и продолжена.     

Фото Центра сближения культур под эгидой ЮНЕСКО

Читайте в свежем номере: