Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
ЛюдиЛичность

Всем нашим встречам — разлуки…

Год 2024-й: 90-лет со дня рождения и 40 лет со дня ухода Юрия Визбора

В Алматы 25 сентября состоится концерт памяти Юрия Визбора и Ады Якушевой, который проведут Татьяна Визбор — дочь легендарной бардовской пары и алматинский клуб авторской песни «Тоника». В преддверии концерта Татьяна Юрьевна дала интервью из Москвы.

В Алматы Татьяна Визбор приезжала в 2012 году, чтобы принять участие в фестивале «Острову песни — 10 лет!».  Казахстанские барды подводили итоги десятилетнего периода этого творческого объединения. Южная столица принимала мастеров из Москвы и Санкт-Петербурга: Татьяну Визбор, Валентина Вихорева, Владимира Шемшученко, Наталью Приезжеву. Алматинцы, любящие бардовскую песню, помнят этот грандиозный двухдневный концерт. Всех именитых исполнителей встречали овациями, но Татьяна Визбор вызывала и у зрителей, и у самих участников фестиваля особое отношение, ведь она — та живая ниточка, которая связывает всех нас с Юрием Визбором и Адой Якушевой. 

Татьяна Визбор Основное фото at 12.09.18.jpeg
Татьяна Визбор

— Татьяна, если сравнивать времена, сегодня для бардовской песни контекст изменился. Кому-то может показаться, что жанр угасает…

— Вовсе нет, бардовская песня в России развивается. Несомненно, она и у вас в Казахстане будет развиваться так или иначе. Это какая-то очень свободная история, замечательно чувствующая себя во всех поколениях. Гитара — легкий, доступный инструмент, а человеку необходимо как-то выражать себя. Это самый простой способ. Бардовская песня, конечно, изменяется — добавляется, убавляется, переходит в другие жанры, затрагивает нечто новое.  И уже нельзя говорить об авторской песне, что это три аккорда на расстроенной гитаре… Нет, это все уже далеко не так.  Мне кажется, это замечательно: каждому времени своя песня и свое воплощение. Авторская песня не исключение. Я знаю, что иногда пропадает интерес к этому жанру, потом появляется. Такое уже было. Вы вспомните, в тех же 1960-х наблюдался спад, потом — вновь подъем. Некая волнообразная история. А то, что она не прекратится, очевидно. В той или иной степени и в том или ином виде бардовская песня будет существовать.

— Особой приметой бардовской песни было существенное содержательное отличие ее от той же эстрады. 

— Не всегда так, кстати. Есть и эстрада очень хорошая. Я вас уверяю, если покопаться и послушать. Любые жанры хороши, и нельзя зацикливаться на чем-то одном. У меня отец был исключительно современным, музыкально образованным человеком, которому были не чужды джаз, джаз-рок, соул, босса-нова, фолк, классика и так далее. У нас звучала разнообразная музыка. Например, первых иностранных музыкантов, исполнителей я услышала с катушечного магнитофона. Отец их записывал с «не наших» радиостанций. Иногда меня спрашивают: «Неужели ты что-то еще слушаешь, кроме бардов?». И я отвечаю: «Конечно, с удовольствием!». Право слово, нельзя же себя ограничивать. 

— Ваш папа — масштабная, глобальная, разносторонняя личность. Он и все успевал, и все мог, и как будто обладал неким поливидением. Эти многогранность, талантливость проросли в ваших детях? 

  Я могу только подтвердить, что дальше все отразилось, проросло. Можно как угодно это назвать. Если послушать моих детей, все очевидно, по-моему. Я их очень люблю и всегда поддерживаю. Никогда не вторгалась в их творчество и личное пространство. Просто пыталась понять, чем им помочь. Мне вообще кажется, что родители не имеют права навязывать свою точку зрения детям. Они могут что-то подсказать, озвучить свое какое-то опасение или предположение. А настаивать, менять жизненный вектор — совершенно не наша задача. Нужно наблюдать и помогать. Вот и все. И, кажется, мне это удалось. 

Варвара Визбор 2.jpg
Варвара Визбор

— Несмотря на то, что ваши дети Варя и Юрий стали взрослыми, самостоятельными, вы все-таки, видимо, наблюдаете, как они развиваются? Варя стала известной исполнительницей. Удается ли ей вас удивить?

— Конечно. Она взяла в руки электрогитару. Это произошло год или даже два назад. Удивила меня этим и очень-очень обрадовала. Гитара ей крайне идет. Варя сразу превращается в настоящую рок-звезду. Это очень импонирует, а я почти в обмороке была, когда впервые увидела ее с электрогитарой, меня ведь никто не предупредил. Это был настоящий сюрприз. На своих выступлениях Варя исполняет разножанровую музыку, где всегда есть, конечно, место и классической авторской песне. Я очень люблю ходить на Варины концерты. 

 — Как зритель я вижу, что Варя бурно развивается в своей музыкальной карьере. Начало, как мне показалось, было несколько робким, и она будто всю свою силищу сдерживала, а теперь открылась.

— Нет, ничего она не сдерживала, просто работала. Варя — удивительный человек, у нее невероятная работоспособность. Она добивается своих целей, идет к ним очень уверенно. И она большой молодец в этом отношении. Варя – подлинный self-made. Она сделала себя сама — не без помощи близких людей, конечно. А по поводу «робкой», она такой и была, а не сдерживала себя. Вспомните себя в 14, 15 лет…

 — Ну так же и ваш сын Юра делает в музыке необыкновенные вещи. Чего стоит его опера «Охота на Снарка» по произведению Льюиса Кэррола. В одном из интервью здесь, в Алматы, вы сказали, что суть и форма этой литературной вещи абсурдны. И Юра смог написать музыкальное произведение под стать тексту. Совершенно очевидно, что ваш сын не обделен музыкальным даром.

— Юру благословил сам Род Стюарт, легенда рок-н-ролла. Это не шутка. Так и было: на концерте он увидел мальчика в зоне танцпола, подошел, похлопал по плечу, погладил по голове. Пришлось, как говорится, соответствовать. Юре много дано от природы, он очень музыкален и талантлив. 

— Чем вы заняты, из чего складывается ваша творческая жизнь?

— Я с 2014 года стала заниматься организацией концертов памяти Юрия Визбора и Ады Якушевой, часто бываю на различных фестивалях. В этом году были два масштабных мероприятия в Москве и Санкт-Петербурге в больших залах. Отмечали 90-летие Юрия Визбора. Это большая работа. Она начинается «с затакта» — с декабря предыдущего года. После Алматы у меня будет небольшой отпуск или отдых, и то я не уверена. В этом году я, как лягушка-путешественница, что понятно: год юбилейный, у отца 90-летие, и с этим связаны все мои передвижения. В конце декабря уже начнется новая работа, подготовка к концерту 2025 года.

— Какова география этих фестивалей?

— У нас в этом году Кизима в Архангельской области проводила фестиваль. Естественно, после пандемии Covid очень многие только-только сейчас встают на ноги, пытаются восстановиться, что-то сделать. В Кизиме отец работал преподавателем, в тех краях служил в армии.  Еще один фестиваль, один из моих любимейших, — Межрегиональный молодежный фестиваль авторской песни на Селигере памяти Ю.И. Визбора «Распахнутые ветра». Ему 25 лет исполнилось, его еще начинала моя мачеха (в хорошем смысле) Нина Филимоновна Тихонова-Визбор. Фестиваль собирает большое количество замечательных талантливых детей и молодых авторов-исполнителей. В этом году в конкурсе принимал участие 131 человек. Четыреста участников приехали из разных российских регионов. Концерты в Москве, Питере.  Самара была, откуда я сейчас приехала. В деревне Новлянки Московской области по Дмитровской дороге фестиваль памяти Юрия Визбора был в июле. Отец много песен посвятил этому месту. Там станция «Турист» и горнолыжная база. Папа приезжал туда с друзьями. Катались на лыжах, вечерами исполняли песни. И я там была неоднократно. Этот фестиваль был первым, но организаторы хотят традицию продолжить. Во многих регионах — на Урале, в Сибири.  Не менее 30 фестивалей, которые проходили только в Подмосковье. Это потому, что клубов много, и каждый проводит свой фестиваль. Я не на все события могу отреагировать и даже узнать об этом. Но мне пишут в соцсетях. Я даже порой и прочесть не успеваю, где что проходит. Пишу всем «Спасибо большое!». Очень приятно, что память жива и песни поются. 

Знаю, что за рубежом клубы проводят концерты и фестивали памяти. В Алматы я еду повидаться с друзьями.  Если честно, давно хотела, и меня давно звали. Нынешний приезд — моя личная инициатива. Через 10 минут после того, как я позвонила паре друзей, сказала им: «Ребята, я прилетаю в такой-то день, давайте повидаемся», мне позвонили и сообщили: «У вас концерт 25 сентября». Да ладно!.. 

c5adecfe-9fb7-4c44-9b27-480d77bb36ee.jpg

— Вы традиционно расскажете о Юрии Визборе, Аде Якушевой, ответите на вопросы. Будете ли петь?

— Я прибуду в Алматы 19 сентября, и сразу мы совместно с руководителем «Тоники» Леонидом Терновым будем репетировать. Может, что-то и получится спеть. 

— Казахстан, Россия — разные регионы. Но у нас все-таки общая история авторской песни, и она, конечно, больше даже советская. Было много романтики в авторской песне в самом том времени. Юрий Визбор говорил, что век романтики закончился. Вы с этим согласны?

— Даже странно, что отец мог такое сказать, ведь он романтиком был всю жизнь. По поводу романтики, как это было в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром» Эльдара Рязанова, когда герой Юрия Яковлева говорит: «Мы перестали лазать в окна к любимым женщинам». Ну да, наверное, перестали, потому что век ускорился, времени на подобные вещи не хватает. У нас все сейчас свершается по переписке — сайты, мессенджеры.  Скорости сильно поменялись, и сейчас уже романтика реализуется в смс, в каких-то личных Ватсап-сообщениях, в Телеграм, во ВКонтакте и других соцсетях. Может быть, она там есть, романтика. Не исключено. Все очень стремительно. Каждому времени даны свои скорости, краски, эмоции. И нельзя обижаться на время. Оно такое, какое есть, и нужно в нем жить. «Времена не выбирают»...  Все уже написали за нас. Нам нужно только прочесть и, возможно, соответствовать, выбрать что-то. 

— Остается ли у вас как у организатора фестивалей, концертов памяти ваших родителей время для чего-то еще? Банально — для чтения книг, например?

 — Я организую только концерты памяти отца. Фестивали делают клубы авторской песни, и я им невероятно признательна. На этих мероприятиях я приглашенная гостья, и только, извините, «щеки надуваю». А что касается того, остаются ли у меня силы и время на что-то еще… Я хожу в бассейн почти каждый день. Мне вода очень помогает во всех ситуациях, что бы ни происходило. Рекомендую всем. И, если плохое настроение или вообще совсем никуда, ощущение, что жизнь закончилась, то лучше сначала найти любой водоем. Душ или ванна помогают, но в меньшей степени. Лучше, конечно, бассейн, река, озеро, море. Туда стоит окунуться, и жизнь сразу заиграет другими красками. И ты подумаешь: «А еще и ничего вроде, и все прекрасно». С помощью воды я «файлы чищу», когда мысли в голове начинают одна другую вытеснять. А там их очень много! И ты начинаешь думать обо всем. Особенно когда сценарии обдумываю, надо срочно куда-то окунуться, и тогда очистится мозг, «файлы» освободятся. И можно складывать по полочкам то, что приходит в голову. 

Я также езжу на велосипеде, стараюсь летом все дела делать верхом на велике. Мы с моими родными, друзьями устраиваем небольшие походы на 25 километров, что вполне реально. Без физической перегрузки. У нас рядом Лосиный остров и большие лесные массивы. Мы там раз в неделю педали крутим. Очень полезно. Тоже рекомендую. Вот эти все новые самокаты и так далее мне совершенно неинтересны. Потому что они, кроме ветра в лоб и сбивания других ни в чем неповинных людей, ничего не дают. Конечно, я приветствую и походы, и байдарки. С отцом 11 лет ходила на байдарках. И была в альплагере «Узункол», ночевала на леднике. К сожалению, это в прошлом. Ну и слава Богу, что это было в моей жизни. У меня внук подрастает. Уже вполне большой. Ему 14 лет, но я нечасто его вижу, он за границей живет. Вижу его по скайпу, переписываемся, звоним друг другу. Я в курсе, что у него происходит. Мы общаемся, всегда на связи. Он в горы ходит, два года занимается плаванием и скалолазанием, несмотря на такой юный возраст. Ему это очень нравится. И, конечно, генетика — вовсе не лженаука. Это очень забавно. Был у него период игры на гитаре. Думаю, что он к этому вернется. Сейчас он хочет заниматься саксофоном. 

Татьяна Визбор: «Каждый год 17 сентября мы собираемся на могиле папы. У нас там бывает большая компания — 30-40 человек. Года два назад приезжал из Алматы ваш замечательный музыкант Эдуард Двухименный, пел там. В этом году тоже соберемся. У нас есть потрясающий Миша Деев, который проводит «Сретенский дворик» — концерт под открытым небом в день рождения отца 20 июня. В этом году я там сама была уже после концерта. Приехала, попела с ребятами. После трех утра разошлись. А начали в 16.00. Хотя в этот день на Москву обрушился страшнейший ураган, все состоялось.  И в день папиного ухода 17 сентября встречаемся на Кунцевском кладбище, поем, вспоминаем. Там у нас и стол накрыт, помянуть можно». 

Мысли, слова, чувства, юмор

— Да, время другое, жизнь другая. Нужно встраиваться и жить. И постараться все-таки ко всему относиться с долей юмора. Во-первых, потому что у меня родители были остроумнейшими людьми. Я очень благодарна им за тот юмор, который они через всю жизнь пронесли. Остроумный, феерический. С этим жили, это мне прививали, приучали своим собственным примером. Их шутки потом цитировались. Они существовали как отдельный жанр. 

Отец писал письма мне, маленькой девочке, когда я отдыхала в пионерском лагере. Потом я, уже взрослая, перечитала все его письма, которые у меня остались. Писала в этот период статью по поводу документального кино (отец был штатным сценаристом творческого объединения «Экран»).  Я поняла, что он многое пытался до меня донести.  Еще плюс ко всему выстраивал мне какие-то рамки. Говорил: «У Татьяны шары на нитках!». То есть он имел в виду, что мне хочется всего и сразу. А так не бывает. Пытался еще и серьезное что-то мне дать, но при этом с бесконечными шутками. Вот его высказывание: «Женихам отвечаю отказом, перебьются!». Или из письма в Пятигорск, где я практику проходила после второго курса МГУ: «Как только ты получаешь денежные переводы, то сразу же обрываешь связь. Вероятно, время уходит на пропой «Нарзана». Как-то отец пришел на день рождения к маме, когда ей исполнялось 50 лет. Он подарил ей фотографию студенческой команды по футболу МГПИ — Московского государственного педагогического института имени Ленина, где он учился. И на этом фото через два человека стояли он, Юрий Визбор, и Максим Кусургашев, известный радиожурналист — второй муж моей мамы и отцовский друг со студенческой скамьи. Он тогда сказал, вручая фотографию: «Адка, ты такая счастливая. У тебя два мужа в одной футбольной команде». А потом моя мама отдала эту фотографию моему сыну Юре, своему внуку, с фразой: «Ты такой счастливый, у тебя два деда в одной футбольной команде». Когда мы собирались и с мамой, и с отцом, особенно в байдарочных походах или где бы то ни было еще, то всегда смеялись. Хотя не все было радужно, у нас были подчас ужасные трудности — физические сложности, технические. Во всех походах всегда что-то случается. Но ты вспоминаешь, что было бесконечное остроумие. Песни, в конце концов, костры… Куда без них. Леса, рюкзаки, байдарки… И было счастье, абсолютное счастье общения с такими уникальными людьми. Отец говорил: «Мне бы не новых друзей заводить, мне бы старых успеть обежать!».

1fbcdcff-d829-4bbc-8005-08424b0b4378.jpg

День памяти Юрия Визбора

Юрия Иосифовича Визбора, человека множества ипостасей, помнят как советского автора-исполнителя песен, поэта, киноактера, писателя и журналиста, киносценариста, кинодокументалиста, драматурга, художника. Он родился 20 июня 1934 года, а ушел из жизни 17 сентября 1984-го. В этом году музыканты, поэты, сочинители и исполнители песен повсеместно отмечают 90-летие со дня рождения Юрия Визбора и 40 лет  со дня его ухода. 

Александр Губерт — главный редактор газет «МК» в Казахстане» и «Новое поколение»: «Я очень благодарен Татьяне Юрьевне за цикл ее телепередач «Споемте, друзья!». Это было настолько замечательно и душевно, а главное — профессионально, что я специально ждал и искал эти передачи, чтобы увидеть многих любимых авторов и послушать их беседы. Причем было профессионально и с точки зрения журналистики, что неудивительно, ибо она Профессионал с большой буквы и со стороны глубочайшего понимания жанра и людей, его представляющих. Что тоже неудивительно, принимая во внимание наследственность! При этом привлекала ее абсолютная скромность и в то же время гордость за великих родителей. На фоне которых она сама, кстати, вовсе не терялась никогда, хотя наверняка это была непростая ноша. А еще — низкий поклон за память о великом человеке Юрии Иосифовиче Визборе и за все, что делается для сохранения этой памяти.

Фото из архива Татьяны Визбор

Читайте в свежем номере: