Недавно Казахстан отметил День журналистики, а 16 июля свой 80-летний юбилей встречает журналист, писатель, публицист, доктор исторических наук, профессор, основатель Академии журналистики Казахстана, почетный заведующий кафедрой печати и электроники СМИ Казахского национального университета имени аль-Фараби, где он бессменно трудится с 1974 года, Сагымбай Кабашевич Козыбаев.
“Книги в руки не берут, их заменили душегубы-смартфоны”
С трудами Сагымбая Кабашевича Козыбаева, издавшего на казахском и русском языках 56 книг (и это не предел), не считая многочисленных эссе, аналитических и публицистических материалов, каждый из уважающих себя редакторов и журналистов знаком.
В одной из своих книг «Душа моя — перо» автор пишет о том, что «книга для журналиста — закономерный итог свершенного» и тут же в эссе «Монисто» заявляет, что «единственное проявление роскоши — книжные полки». У самого Сагымбая Кабашевича стены его квартиры — это сплошные книжные полки. Читать не перечитать. Мы как-то записывали с ним интервью в этом книжном раю, но в этот раз беседуем с казахстанским мэтром журналистики и литературы, сидя на лавочке возле дома-музея Мухтара Ауэзова. Здесь тоже царит атмосфера литературы.
— Сейчас молодежь стала намного меньше читать книг, и это общая тенденция современного времени, когда «книги в руки не берут — их заменили душегубы-смартфоны». А раз книг не читают, не интересуются своей профессией и печатными изданиями, выходящими по всему миру, то, значит, несведущи в ситуациях, происходящих в обществе, политике, культуре. Многие даже не знают названий городов своей страны. Не знают, кто такие Мухтар Омарханович и Мурат Мухтарович Ауэзовы, кто такой Кунаев. Что говорить о большем! Это беда. Не хочется их в этом обвинять, но студенты загружены многими ненужными вещами, а журналистика — это прежде всего работа со словом, творческая профессия. Огорчает уменьшение в вузах количества профильных дисциплин. К примеру, таких как журналистское мастерство. Оно сегодня вообще исчезло. Ранее были обязательные практики, но сейчас они номинальные. Если в потоке выпускников отделения журналистики сто человек, то лишь 10 процентов из них в лучшем случае будут работать по специальности. Остальные уйдут в сферы PR, IT, ИИ и так далее. В свое время устойчивые издания, такие как «АиФ», «Московский комсомолец» в Казахстане», «Комсомольская правда», «Новое поколение», не сразу брали в штат выпускников журналистских факультетов, проверяя сначала их навыки и таланты. Думаю, и сегодня дело обстоит также. Лишь тот станет журналистом, у кого в крови его дело, есть стремление к совершенству. Такой всегда устроится и куда-то прорвется, — говорит он.
Как изменить ситуацию в СМИ?
Душа Сагымбая Кабашевича болит за отечественную журналистику. Точнее, за ее настоящее качество. И вся его боль подтверждается словами Президента страны, который накануне Дня журналистики отметил, что пресса есть лицо общества. «В целом нынешние публикации в газетах отличаются высоким качеством и уровнем подачи информации... Процесс выпуска газет и культура их чтения никогда не должны прерываться. Мы должны сохранить преемственность в этом деле. Это традиция, сложившаяся во всех цивилизованных странах». Говорится здесь как раз об устойчивых СМИ, подтверждающих свой высокий профессионализм десятилетиями.
— Во-первых, в настоящее время журналистика стала немного женской, и это объясняется тем, что в СМИ мало платят. Парням после окончания вуза хочется заняться бизнесом, получать нормальные деньги, чтобы кормить семью, поддерживать родителей, — размышляет Сагымбай Кабашевич. — Оплата труда журналистов сегодня всюду мизерная. Где-то гонорары вообще не платят. Если журналистика ранее была больше мужской профессией и приходилось сутками не спать, работать с тяжелой техникой, ездить на перекладных в отдаленные районы, другие города, то такой нагрузки женщинам было не выдержать. Сегодня появилось много возможностей благодаря связи и интернету. Работать можно и дистанционно, но оплата труда журналиста просто унизительна.
Во-вторых, надо менять отношение к СМИ в целом. На законодательном уровне.
Если это «четвертая власть», то так и должно быть. Ранее к мнению прессы прислушивались, уважали его. Проблема состоит еще и в том, что закон о печати неустойчив. Во многих странах такие законы были приняты лет 200-300 назад и остались базовыми, прежними. У нас каждый раз что-то меняется. СМИ передают из одного министерства в другое. Нет ни в чем системности. Мы как опытные журналисты с тревогой на это смотрим, и такое отношение к СМИ и законам о средствах массовой информации надо в корне менять. СМИ должны встать на один уровень с законодательной и исполнительной властью, именно четвертой властью. Выражаю сугубо свое мнение, и это душевная боль для меня, поскольку я переживаю за профессию и отношение к ней.
Роль СМИ необходимо поднять, чтобы возвеличить уважительное отношение к журналистам. На критические выступления прессы не отзываются, не реагируют. Само газетное профессиональное поле уменьшилось, и это касается не только Алматы, но и всех регионов Казахстана. Тиражи падают, периодичность выхода изданий сокращается. К примеру, некоторые газеты в Алматы выпускались трижды в неделю. Сегодня — всего один раз. «Экспресс К» и «Караван» вовсе закрылись. Такая ситуация недопустима. В Чехии, к примеру, на 750 человек работает один газетный киоск. В Италии утро начинается с кофе и свежих выпусков газет, как и во многих цивилизованных странах. Исчезновение газетных киосков в нашей стране пагубно влияет на все общество и на журналистов — тоже. Интернет не заменит качества профессионалов своего дела. Мороженое, продаваемое на месте прежних киосков печати, не сделает человека умнее.
Спасением станут взаимодействия
— В целом же жизнь идет. Средства массовой информации есть. Традиционные СМИ как были, так и останутся. Это невозможно истребить. Но еще на один момент хотел бы обратить внимание, — акцентирует наш собеседник. — Некоторые государства, к примеру, Армения, в последние дни закрыли первый канал России из-за нелицеприятных высказываний по отношению к республике. В других соседних государствах уже давно нет таких изданий, как «Комсомольская правда», «АиФ» и других. Все это влияет на общую осведомленность общества: мы даже не знаем, что происходит в ближних государствах — Узбекистане, Кыргызстане, Таджикистане. А было время, когда у нас вещали телеканалы из Бишкека, Ташкента и других городов союзных республик. СМИ закрываются как средство общения, обмена актуальной информацией, и мы не знаем, что творится буквально в нескольких километрах от нашей границы.
В этом вопросе есть два пути решения — если это экспансия, то надо принимать определенные меры, но все, что касается дипломатии, дружбы, взаимоотношений, интернационализма, надо развивать и искать новые формы взаимодействия.
Еще момент отмечу. У нас есть казахская пресса, которая знает, чем живет и дышит русскоязычная. Ранее в прессе, выходящей на русском языке, давались обзоры казахоязычной, узбекской, немецкой, уйгурской, татарской и другой печати. Сегодня русскоязычные издания не знают, чем занимаются их коллеги, вещающие на государственном языке. А это два поля, которые должны дышать в унисон, что будет сплачивать всех друг с другом в освещении злободневных проблем жизни современного общества.
Журналист — это звучит гордо!
Сам Сагымбай Кабашевич родился в Костанайской области. После армии был единственным казахом, который учился в легендарном ЛГУ — Ленинградском государственном университете на факультете журналистики.
Затем он приехал в Алматы, поднялся на Казахском радио до заместителя главного редактора. Работал собкором Всесоюзного радио, чей главный офис находился в Москве. Часто готовил материалы из союзных республик (не только из Казахстана), защитил кандидатскую диссертацию «без отрыва от производства», после чего его пригласили в КазГУ.
Сагымбай Козыбаев — единственный в стране шестикратный лауреат Премии Союза журналистов, лауреат нескольких международных премий, в том числе премии имени Олжаса Сулейменова, премии Президента РК, почетный профессор ряда вузов, член четырех академий, в том числе Московской академии радио и телевидения.
— До 90-х годов журфак в Казахстане на базе КазГУ был единственным на территории всего Казахстана. Он высоко котировался, был известен далеко за пределами страны, считался одним из ведущих во всем Советском Союзе. Здесь работали мэтры журналистики. Это был мощнейший костяк педагогов. Конечно же, поступить на этот факультет было сложно. КазГУ выпустил многих выдающихся журналистов, которые работают по всему миру. А сегодня готовят журналистов в более чем 20 непонятных вузах, где по сути идет профанация. Факультеты, только открывшись, тут же закрываются. Нет в них ни базы, ни кадров. Я работаю в КазГУ, ныне — КазНУ имени аль-Фараби, 51-й год подряд. Никогда не уходил отсюда. Был заведующим кафедрой, замдекана, деканом. Прошел все ступени научно-педагогической работы. И сейчас, являясь ветераном, остаюсь на своем посту. Есть рядом со мной человек 15 коллег, которых считаю своими учениками, и они сегодня работают в вузе под моим
Сагымбай Кабашевич в 2001 году инициировал создание Академии журналистики Казахстана, призванной оказывать поддержку СМИ, проводить тематические брифинги, круглые столы, конференции. Также академия ежегодно вручает премии лучшим представителям СМИ. За все время премию получило более ста журналистов и редакторов нашей страны.
— Есть у нас почетные члены академии из-за рубежа — Китая, Украины и других стран. Мы поддерживаем всесторонние международные связи, а среди почетных членов академии есть такие имена, которые уважают вся страна и журналистская общественность. Это Олжас Омарович Сулейменов, Мурат Мухтарович Ауэзов, ныне ушедший, главные редактора казахоязычных и русскоязычных изданий. Страна у нас интернациональная, и мы поддерживаем консенсус между всеми.
«Никто еще не заменил компьютером созидающий, единственный в своем роде, неповторимый мозг человека, который развивается только в процессе созерцания окружающего мира, и не блуждающий в пространстве интернета, а прежде всего — в процессе чтения умной книги», — завершим цитатой Сагымбая Козыбаева это интервью.
И пожелаем юбиляру от имени всего коллектива двух редакций «Нового поколения» и «Московского комсомольца» в Казахстане» долгих-долгих и бодрых лет жизни, новых успешных проектов в сфере журналистики, написания книг, которые необходимы нашим современникам и последующим поколениям.