Современные источники трактуют понятие «коллекция» как систематизированное собирание чего-либо, принадлежащее конкретному владельцу: частному лицу, организации, государству. Как правило, она подразумевает под собой собирание редких вещей, недоступных каждому. Таким образом, коллекция становится более ценной.
Карина Сарсенова - известный предприниматель, меценат, писатель, поэт, член Союза писателей России, основатель и генеральный продюсер продюсерского центра KS production, экспериментального авторского театра ТРИУМFF, школы искусств, пространства Art Galaxy, Евразийского творческого союза - рассказала нам об уникальной коллекции, владелицей которой она является. Она любезно согласилась ответить на вопросы нашей редакции.
- Карина Рашитовна, сегодня Вы являетесь владелицей большой коллекции уникальных художественных предметов и исторических артефактов. Расскажите о ее происхождении. С чего началось ее создание? Вы сами являетесь ее родоначальником или коллекция - это наследство Ваших предков?
- Начало коллекции было положено моим отцом, известным предпринимателем Рашитом Темирбулатовичем Сарсеновым, который страстно отдавался всему, что делал. Так и страсть к коллекционированию не обошла его стороной. Его пытливая и разносторонняя натура привела к тому, что, с одной стороны, он как ученый интересовался историей своего народа и государства, а с другой - как талантливейший бизнесмен инвестировал в материальное историческое наследие. Поэтому часть коллекции была собрана благодаря экспедициям по самым отдаленным местам Казахстана, а также за рубежом - в Китае, Турции, Азербайджане и Узбекистане.
Каждый экспонат имеет свою уникальную историю приобретения - от покупки самим коллекционером до дарения ему в знак признательности и благодарности. Пополнение коллекции осуществлялось и благодаря участию в международных антикварных аукционах Нью-Йорка, Лондона, Парижа и Берлина.
- Каковы размеры коллекции? Сколько и каких направлений экспонаты собраны в ней?
- В целом она насчитывает более 6000 предметов. Тематически очень обширна. Многие достижения цивилизации наших предков, которые нашли свое материальное воплощение, попали в это собрание. Это шпага Букей хана, кинжалы Кенесары хана и Жангир хана, сабля и зубочистка Абылай хана, диадема, нагрудное украшение и гребень, принадлежащие одной из его жен, четки, ранее принадлежащие некоторым ханским родам, а также многое другое.
Большой раздел коллекции составляют ювелирные украшения. Это наиболее представительная ее часть. Она насчитывает около 4000 единиц. Многообразие видов и форм, эволюция технологий изготовления отражают свое время и несут в себе живое дыхание их обладателей. Самыми древними в коллекции являются серебряные браслеты, датируемые XVII веком.
Через ювелирное наследие, представленное в коллекции, раскрывается одна из граней духовного богатства народа Казахстана, его духовной и материальной культуры. Многообразие камней и металлов в украшениях показывает, как высоко ценима была женщина в степи, как степной кочевник одаривал ее, чтобы она чувствовала себя неповторимой, защищенной и счастливой.
Степные красавицы ходили с открытыми лицами, украшая себя головными уборами, налобными, височными украшениями, различными ожерельями, поясами, браслетами и кольцами. Все это великолепие изготавливалось из серебра, золота с обильным добавлением драгоценных и полудрагоценных камней.
Через собранные ювелирные экспонаты XVIII-XIX веков можно проследить историю их судеб. Вглядываясь в них, мы можем уловить дух прошлого и перенестись в те давние времена, услышать девичий смех, звон колокольчиков или пение матери у колыбели.
Военные традиции имели большое значение в жизни кочевого казахского общества, а воинское дело являлось одним из социально значимых и важных. Наиглавнейшая обязанность мужчины состояла в охране семьи и имущества. Основную ударную силу казахского войска составляли батыры. В коллекции собраны уникальные предметы оружия.
Особое место в оружии казахов занимали сабли. Владельцами дорогих и высококачественных сабель, как правило, были представители верхних слоев кочевого общества казахов (ханы, бии, батыры). Сабли приравнивались к разряду почетных и высших воинских подарков. Так, в войске Кенесары самой ценной наградой для воина являлось это оружие. Порой за достойную саблю давали до десяти жеребцов.
Холодное оружие искусно украшалось чеканкой, чернью, гравировкой, сканью, инкрустацией серебром, драгоценными камнями и другими излюбленными техническими приемами казахских кузнецов. Инкрустированные предметы вооружения из металла гармонично дополняли воинские аксессуары из кожи с тисненым орнаментом - щиты, пояса с подвесками, фляжки для кумыса и др.
Постоянно носимым мужским аксессуаром был пояс, который являлся оберегом и олицетворением жизненной силы. Он также указывал и на социальное положение его владельца.
Большой раздел нашей коллекции посвящен военной тематике.
История развития казахского ковроткачества, имеющего глубокие корни, также представлена в коллекции.
Ковер был главным предметом в приданом невесты, дарообмене среди населения, служил знаком высшей почести, оказываемой лицам, заслужившим всеобщее уважение. Использовался в качестве приза на наиболее значительных конных скачках - байге. Коврами взимали дань. Преподнесением ковра нередко искупали вину за причиненные зло, обиду.
Для казахского ковроткачества характерна своя техника изготовления, манера исполнения - равновесие фона, отточенность рисунков, строгая симметрия их расположения.
По технике изготовления все тканые изделия делятся на ворсовые и безворсовые. Различаются ковры и по материалу, из которого они изготавливаются. Как для восточных, так и для европейских материалом служили шерсть, хлопок, шелк, лен, пенька в самых различных комбинациях.
В коллекции представлено около 100 ковров, различающихся по материалу, структуре и рисунку, начиная с конца XIX века.
Особый интерес представляет подаренный музею ковер XVII века, сотканный руками казахских мастериц, который вернулся на свою историческую родину - в Тургайские степи, сначала проделав долгий путь в центр Европы.
Исторический след этого ковра тянется с начала ХХ столетия. Ковер был подарен аксакалу Боранбаю из аула Жана-туган за оказанный радушный прием молодой супружеской паре, которая посещала прародину венгров. Молодые люди оказались австро-венгерскими подданными из монаршей династии Габсбургов. По преданию на них была возложена миссия по возвращению этого ковра, передаваемого из поколения в поколение, в Казахстан и, таким образом, завершению древней родовой истории.
Казахский ковер возник из вдохновенного источника духа народа, из глубин души и света его представителей. За тысячелетия своего исторического пути ремесло ковроткачества достигло уровня искусства. Если вы внимательно рассмотрите старинное полотно, то откроете для себя многое. Вы обязательно найдете и прочитаете на нем тонкость творческого мастерства, сердцебиение, помыслы души, печаль и радость мастериц-ковровщиц.
В наше время казахские ковры продолжают торжественное шествие по всему миру, приобретая все большую ценность на мировых аукционах.
Коллекционное собрание предметов конского снаряжения, седел и мужских поясов, свидетельствующее о высоком искусстве и таланте казахских мастеров художественной обработки кожи и резьбы по дереву и металлу, является ценным достоянием национальной художественной культуры и служит не только важным источником в деле ее изучения и пропаганды, но и представляет собой благодатную почву для творческих исканий современных художников-прикладников республики.
Советский период развития нашего государства также представлен в собрании.
- В течение какого периода собиралась коллекция?
- Период ее формирования весьма значительный, он составляет более 28 лет.
- Есть определение музея как института социальной памяти, выполняющего функцию удовлетворения общественной потребности в сохранении и репрезентации особо ценных культурных и природных объектов. Его экспонатами становятся предметы, осмысленные их собирателем как ценность. Есть ли у Вас планы, связанные с дальнейшей судьбой собранной коллекции? Планируете ли Вы создание на основе своей коллекции музея?
- Мой отец собрал и передал мне коллекцию. Он очень много сделал и делает для меня. Именно он начал приобщать меня к философии, эзотерике, познанию мира в возрасте 15-16 лет.
Коллекция является материальным воплощением накопленных знаний. Их необходимо передавать от учителя к ученикам. Но не стоит думать о том, что я претендую на роль учителя. Нет. Я всего лишь проводник.
Моя семья пропагандирует и воплощает в реальность уникальную для Казахстана идею непрерывного образования и повышения профессионального уровня в одной системе. И я думаю, что создание на основе собранной коллекции публичного музея, открытого для каждого, кто хочет приобщиться к знаниям, - это самый правильный путь.