Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
ЛюдиЛичность

Максим Кантор. Из Европы в Алматы

«Восток — Запад и вечность между ними». Вернисаж под таким философским названием откроется в Государственном музее искусств РК имени А. Кастеева. 

Окно в Казахстан 

Автором работ предстоящей экспозиции в ГМИ РК имени А. Кастеева, а также лектором с двумя тематическими выходами перед публикой, заинтересованной исследованием истории искусства, выступит европейский художник, писатель, публицист Максим Кантор. 

Он известен в кругах интеллигенции разных стран мира, в том числе в России и Украине. С ним записано немало телепрограмм, интервью для СМИ, но Казахстан он посетит впервые. 

Художник, изучающий мир, а также философию Востока, интересуется и трактатами аль-Фараби, что пробудило в нем желание ближе узнать Центральную Азию и Казахстан. Друзья Максима Кантора в Алматы порекомендовали ему обратиться за помощью в организации экспозиции к Гульмире Кенжеболатовне Шалабаевой — экс-директору музея А. Кастеева, доктору филологических наук, доктору философских наук, профессору, заслуженному деятелю Республики Казахстан. Гульмира Шалабаева выступит куратором этого проекта. 

— Я сразу же приняла это предложение, потому что Максима должны узнать в нашей стране, — говорит она. — Этот человек — философ! И не по образованию, а по складу души. Его работы относятся к той категории произведений, которые учат критическому мышлению. Зачастую они остросоциальны, обличительны, порой — политичны. В них много иронии на грани сатиры, горечи, разочарования в людских неискоренимых пороках. Вместе с тем, показывая несовершенство мира, автор приглашает к диалогу, эмпатии. 

Гульмира 4.jpg

Из московских аристократов

Максим Кантор родился в 1957 году в Москве в семье философа, искусствоведа Карла Кантора, основателя журнала «Декоративное искусство». Его дед был испаноязычным драматургом. Вся жизнь и становление будущего художника и эссеиста проходили в наблюдениях за жизнью замечательных людей. Ему рано стали скучны сверстники, потому что дома велись более глубокие и интересующие его беседы. 

«С раннего детства я был знаком с Мерабом Мамардашвили, с Александром Зиновьевым, другими известными философами, друзьями и частыми гостями отца. Этот круг очень повлиял на меня. Там не делились на маленьких и больших. Все сидели за общим столом, и разговор был всегда общий. Ребенок привыкал, что он должен говорить по существу или молчать, а не говорить чепуху. И, наверное, до 15 лет я пребывал в таком вполне пифагорическом молчании. Повлияло это на меня разрушительно в том смысле, что общение с кругом художников-сверстников для меня перестало быть интересным довольно рано. Конечно, мы собирались в пьяные компании, ехали куда-нибудь делать подпольные выставки, но мысль о том, что все это большая глупость, меня не оставляла, увы, никогда. Потом я приходил домой, и мы говорили о Платоне, Декарте, Микеланджело совершенно на ином уровне», — говорит он о себе в интервью для издания Газета.ru. 

В 1980 году Максим Кантор окончил Московский полиграфический институт, после чего стал принимать участие в неформальных выставках. В 1983-м основал андеграундную группу «Красный дом». Германское гражданство обрел с 2016 года и сейчас живет в Берлине, Оксфорде и на французском острове Ре. 

Признается в своих биографических очерках, что на него как на художника оказали влияние Микеланджело, и потому в его авторской коллекции много работ, связанных с библейской тематикой, таких как «Вавилонская башня», «Крестный ход», «Собор в океане», «Искушение святого Антония», «Святой Лука, рисующий Мадонну». Также Кантор почитает Брейгеля, Гойю, Ван Гога, Петрова-Водкина.

В 1997 году представлял Россию на Венецианской биеннале с персональной выставкой Criminal Chronicle, а с 1998 года представляет свои работы по всему миру, в том числе в Третьяковской галерее, Русском музее, Берлинской академии, музеях Берлина и Франкфурта, Британском музее, Национальном музее Люксембурга и многих других. Художественными произведениями Максима Кантора гордятся по праву церковь Сен-Мерри в Париже, собор Брюсселя, а также Понтификанская академия наук Ватикана. По заказу Министерства иностранных дел Германии он создал такие полотна, как «Библиотека», «Буря», «Беженцы». Им также выполнены витражи для Московской городской больницы No 23 и росписи капеллы в Люксембурге. 

Максим Карлович работает не только как живописец, но и как график. И в этом направлении можно изучать его художественный «каллиграфический почерк», чаще представленный в портретах людей и пейзажах. 

Гульмира 3.jpg

Всесторонний наблюдатель 

Наблюдательность за людьми, их поведением, словом, психоэмоциональным состоянием привело автора к тому, чтобы фиксировать увиденное и впечатлившее не только на холстах, но и в литературных и публицистических произведениях. Об этом он задумывался еще в детстве. Приведем пару его ответов на вопросы российского военного журналиста и писателя Владимира Снегирева для публикации «Русский путь» по Максиму Кантору». 

— Максим, вообще-то интересно с вами получилось: и писатель, и художник в одном флаконе... 

— Вы сами понимаете, что нигде тебя не смогут выучить на художника или на писателя, если в тебе что-то не заложено. Моим главным и настоящим учителем был один человек — мой отец. Я ему с шести лет говорил: «Стану и художником, и писателем». 

— И как же он реагировал на такие смелые заявления? 

— Он верил, что так и будет. Только поправлял: писатель — это не профессия. На писателя уж точно выучиться нельзя, а чтобы стать художником, надо овладеть некой суммой знаний, приемов — тем, что называется «ремесло». А про писательство он говорил так: «Если тебе будет что сказать другим людям, если способность такая появится, то она пробьется. Вот как трава пробивает асфальт. Полиграфический институт был тогда очень престижным в Москве, он котировался гораздо выше Суриковского. Полиграфический считался наследником ВХУТЕМАСа, разогнанного в 1930-х. Так я стал профессиональным художником. С 13 лет каждый день стою у мольберта. Если измерять по количеству выставок и музеев, добился успеха. Картины — в 24 музеях мира». 

Гульмира 1.jpg

Летописец событий

На свою литературную стезю Кантор стал в 1993 году, когда издал сборник рассказов под названием «Дом на пустыре» с собственными иллюстрациями.

Его роман «Учебник рисования», опубликованный сначала в Москве в 2006-м, сразу же вызвал не только любопытство у читателей и критиков, но и много шума. Дело в том, что Максим не церемонится в поиске подходящих рассуждений. Он смотрит на историю вообще и на историю искусства в частности своим, можно сказать, дерзким критическим взглядом. Этот роман получил международное признание и сегодня опубликован на многих языках. 

Другой его роман «Красный свет» вошел в шорт-лист международной литературной премии «Национальный бестселлер». Эта книга также была переведена на разные языки, получила ряд премий и признание критиков и читателей. 

Максим Кантор издал и другие книги: «Медленные челюсти демократии», «Вечер с бабуином», «Совок и веник», «Хроника стрижки овец», «Стратегия левиафана», «Полное собрание баллад о Робин Гуде», «Чертополох. Философия живописи», «В ту сторону», «Советы одинокого курильщика. Тринадцать рассказов про Татарникова». 

К последней из названных дается такая аннотация: «Максим Кантор предлагает неожиданный жанр — иронический философский детектив. Автор фундаментального «Учебника рисования», политических эссе «Медленные челюсти демократии», трагического романа «В ту сторону» доказывает, что серьезные мысли о судьбе России можно изложить в форме криминальной истории с присущими жанру героями: мудрым детективом и его другом — летописцем событий. Такого странного сыщика мы еще не знали — это профессор истории Сергей Ильич Татарников, который распутывает любое дело исходя из знания общей картины мира, а попутно рассказывает философские притчи. Дело об исчезнувших риэлторах, пропавшем полковнике госбезопасности, таинственном царстве Удмурту и краже в экспрессе Москва — Петербург для детектива-историка повод поразмыслить о природе нашего общества. Как и всегда у Максима Кантора, книга дает панораму сегодняшней России от бомжа до президента». 

В области публицистики наш герой постоянно публикует свои статьи в журнале Story. 

Занимаясь все же в большей степени исследованием искусства, он часто выступает в качестве приглашенного оратора в известных университетах мира, библиотеках, музеях. Максим Кантор является почетным членом Пембрук-колледжа Оксфордского университета, приглашенным научным сотрудником колледжа Святого Антония при Оксфордском университете, профессором университета Notre Dame в штате Индиана США, почетным членом Академии художеств Российской Федерации и почетным доктором Туринского университета. 

Кантора приглашают и другие международные институты культуры и искусства, и потому было бы большой честью послушать его лично с лекциями в свободном доступе в алматинском музее имени А. Кастеева. У него есть свой сайт, где можно предварительно ознакомиться с живописью и графикой художника — maximkantor. com. С публицистикой и литературными произведениями также можно «встретиться» на свободных просторах интернета. 

Открытие выставки-вернисажа Максима Кантора запланировано на 23 февраля. О лекциях ГМИ РК имени А. Кастеева сообщит дополнительно. 

Фото предоставлены Максимом Кантором 

Читайте в свежем номере: