Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
ЛюдиЛичность

Грани личности художника

Воспоминания современников об А.Кастееве

Гулнэзия Кастеева — дочь художника: 

— Наш отец был несколько рассеянным человеком, полностью посвященным творчеству. Когда ему звонили из Союза художников и спрашивали: «Сколько у вас детей школьного возраста?», он сразу переадресовывал этот вопрос матери. Когда подрядчику поручили построить дом для семьи моего отца, он, воспользовавшись ситуацией, построил себе дом из кирпича, а нам — из камыша. По этой причине мы не можем использовать этот дом для создания музея. Помню в нашем детстве наш дом посетила делегация из Америки. Нам было категорически запрещено фотографироваться, предлагать угощения. Мой же отец в силу своего гостеприимного характера не мог такого допустить и накрыл дастархан. 

Хакiмжан Наурызбаев — народный художник Казахстана: 

— В его доме я чувствовал себя как в своем. Познакомился с Эбiлхан ага в 1943 году. В 1944-м я выехал на учебу в Москву. На каникулах вместо того, чтобы ехать к себе домой, я приезжал в Алма-Ату к Эбiлхан ага. Этот дом для меня был своим, все встречали меня с радостью, заключая сразу в крепкие объятия. С тех пор моя судьба была прочно связана с ним. Эбiлхан Кастеев в нашем искусстве — личность с редким дарованием. Его произведения отражают дух, чувства и мировоззрение народа. 

Мэмет Султанулы Иманбай — художник, педагог: 

— Как известно, аул Шежин находится недалеко от китайской границы. В голодные годы жители нередко переходили границу в целях обмена продуктами с китайцами. Советские пограничники, понимая трудную ситуацию, не задерживали земляков, предупреждая при этом, что люди сами несут ответственность за свою безопасность. В 1933 году Эбiлхан с другом также решили попытать счастья и перешли через границу. Однако вскоре были пойманы местным жителем-китайцем и отданы в руки полицейских. Таким образом, они попали в трудовой лагерь, где их эксплуатировали самым жестоким образом. Выдерживать подобное было практически невозможно, и они рискнули совершить побег через озеро Хоргос вплавь. Правда, последствия также оказались тяжелыми. 

Решающее значение в его жизни имела встреча с художником Хлудовым Николаем Гавриловичем. Эбiлхан уже утвердился в своей мечте стать живописцем, но он очень нуждался именно в профессиональной поддержке. Хлудов с открытым сердцем встретил юношу. Ему импонировали его рвение к искусству, старательность. Опытным взглядом он сразу отметил его художественные способности и потому охотно делился с Эбiлханом секретами мастерства. Целый год творческого общения не прошел даром. К концу занятий Николай Гаврилович сделал драгоценный подарок — альбом, кисти и краски и в назидание сказал: «Наконец я вижу, что появился первенец в казахском искусстве, у которого впереди большие перспективы. Спустя год Эбiлхан вернулся к своему первому учителю, но он к этому времени умер. 

Куаныш Султанов — депутат Сената Парламента Казахстана: 

— Эбiлхан Кастеев в духовном потоке истории страны как отдельная река. Он был человеком искусства. Его невозможно было обнаружить среди неприятных сплетен, грязных склок. Он был неспособен причинить боль, испортить настроение. Настолько благородна была его душа. Эбiлхан Кастеев олицетворяет собой узнаваемые страницы славной истории нашей культуры. Он в потоке казахской культуры представляет собой самобытное направление. В творческой судьбе он идет своей дорогой, неповторимым стилем и особенностями своего искусства поднимая нашу культуру на новый уровень мастерства. Хотя его творчество вписывается в общую канву отечественного искусства, оно таит в себе глубокие тайны. 

Гулдэрия Кастеева — дочь художника, научный сотрудник мемориального Дома-музея Эбiлхана Кастеева: 

— Наши глаза настолько насмотрены на произведениях нашего отца... 

Я родилась в 1953 году, когда отцу было 49 лет. Нас в семье воспитывалось девять детей. Мой брат Эбiлтай при жизни работал кинооператором на киностудии «Казахфильм». Брат после него, Нуртай, по воспоминаниям современников, по своему таланту опережал даже нашего отца. Когда отец показывал его работы, многие сомневались в его авторстве, полагая, что это работы кисти самого Эбiлхана. Он прекрасно играл на домбре, гитаре, мандолине, замечательно исполнял песни. К сожалению, к 16 годам его не стало из-за болезни сердца. Брат Нуртас по следам моего отца окончил художественное училище. Долгие годы работал преподавателем, сейчас на пенсии. Отец по старой привычке всегда вставал рано, в 6.00, и в первую очередь подметал полностью весь двор. Затем поливал собственноручно посаженные цветы. В последние годы все чаще встречаются картины-подделки с его подписью, которые мы мгновенно отличаем. Мы выросли среди его работ и сразу видим несоответствие его художественному почерку. 

Мария Жумагулова 

Читайте в свежем номере: