Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Грани личности художника
ЛюдиЛичность

Грани личности художника

Воспоминания современников об Абылхане Кастееве

Для мира казахстанского изобразительного искусства 2024 год является знаменательным. В этом году 14 января исполнилось 120 лет со дня рождения одного из корифеев казахстанской живописи, народного художника Казахской ССР, лауреата Государственной премии имени Ш. Уалиханова Абылхана Кастеева. В ознаменование этого события год проходит под знаком его 120-летия. «НП» публикует цикл статей, воспоминаний современников художника, членов его семьи. 

Айша Галымбаева, народный художник Казахстана: 

— И в радости, и в печали мы обращались к Эбеке. Эбеке ага по характеру был ровным, даже очень смирным человеком, но при этом очень справедливым. Во время его председательства Союз художников достиг высокого авторитета. Он прослыл очень авторитетным, уважаемым человеком. Для Союза художников по своей значимости он был подобен вершинам Алатау. Из-за его справедливого отношения ко всем членам союза под его крылом выросло много талантов. В нем самом был совершенно очевиден его природный талант. (Воспоминания в сокращенном виде. «Эбiлхан ага», Алматы, «Жалын», 2003.) 

Байтурсын ОмIрбек, председатель Союза художников Казахстана: 

— Его произведения — аналог Казахской изобразительной энциклопедии. 

— Оглядываясь назад, мы обнаруживаем, что период жизни великого художника отделяет от нас не так уж много времени. Вы, вероятно, видели Эбiлхана ага, общались с ним? 

— В то время мы представляли собой молодежь, которая только перешагнула порог вуза. Поскольку наша профессия связана с изобразительным искусством, безусловно, мы не могли пройти мимо творчества Эбiлхана ага. Мы посещали его мастерскую, общались с ним. Об одном сожалеем, что мы не могли следовать его примеру, так как он не занимался преподаванием. Но мы, чтобы видеть его работы, ходили к нему домой. 

— Есть мнение, что он стал знаменитым благодаря поддержке государства как «представитель бедноты». Это представляется совершенно необоснованным — не замечая его таланта, видеть причину его достижений в его социальном положении. 

Сакыпжамал Кастеева, супруга художника:

— Мы должны держаться подальше от подобного мнения. Государство не принуждало его заниматься изобразительным искусством. То, что творчество Эбiлхана Кастеева было отмечено государством, полностью благодаря его таланту. Без этого БОЖЬЕГО дара подняться вверх никому невозможно. Секрет его успеха — талант. Эбiлхану Кастееву удалось не только прославить свое имя, но и поднять казахстанское изобразительное искусство на небывалую высоту. Кастеев всегда стремился показать красоту своей земли, своей родины наиболее убедительным образом. В его изображениях невозможно встретить преувеличения, они всегда сделаны с большой любовью и реализмом. 

Музафар Элiмбай, народный писатель Казахстана: 

— Он воспевал красоту жизни и величие человека. Он в «объятия своей кисти» сумел вместить всю родную республику начиная от белоснежного Алатау, охватывая Мангыстау и Атырау, степи Костаная, до южного Каратау. Судя по его таланту от природы, по художественным способностям и возможностям Эбiлхана в первую очередь отличает мастерство пейзажиста. 

— Ему все города Казахстана казались еще не написанными картинами... 

Невозможно перечислить бесчисленные страдания, трудности, которые перенес мой муж за свою жизнь. Мы родились и выросли в одном ауле, в одной местности. Наши родичи с давних времен близко общались между собой. Они и сосватали меня замуж. Мы сошлись в очень сложное неблагоприятное время. Мне было всего 14 лет. Чем только ни приходилось заниматься в силу беспросветной нищеты. У нас даже чайной посуды не было, не говоря о другом. 

Эбiлхан всегда очень мало спал. Он просыпался в шесть утра и зачастую работал допоздна. «А деньги когда получим?» — спрашивала я, беспокоясь. Он отвечал: «Не спеши, надо завершить. Это же народ должен увидеть». 

Один из диалогов среди художников. «Эбiлхан ага, на вашем месте мы бы уже себе ханский дворец возвели. Народный художник — так громко называетесь. Что, не можете зайти в высшие инстанции?! — таким образом старались поддеть его коллеги. На что он отвечал: «И за это спасибо. Нас и это устраивает». Все всегда отмечали этот его непривередливый, спокойный, уступчивый характер. Для меня он остался открытым, искренним, мягкосердечным, простым и миролюбивым мужем-другом. Для детей наших — советчиком, наставником, добродушным, трудолюбивым, милым отцом. Я надеюсь, что народ даст должную оценку его жизни, которую он безраздельно посвятил развитию народного искусства — неугасающего, бессмертного огромного наследия для подрастающего поколения. 

Нуртас Кастеев, сын художника: 

— Отец хорошо знал казахскую историю. Он был очень мягким, миролюбивым, покладистым человеком. Нас, детей, ни разу не обидел, не ругал, не поднял на нас руку. По сравнению с ним мама проявляла к нам большую строгость. Отец очень любил детей. С каждым из нас у него были особые отношения. Одевался он очень просто. Одежду ему они обычно покупали вместе с мамой. Кто бы ни просил у него деньги в долг, он никогда не отказывал. Художники, обычно обращаясь к нему по этому поводу, говорили, что хотели бы приобрести художественный инструментарий. Они знали, что в таком случае никогда не получат отказа. Невзирая на свою большую семью, которую не так-то просто обеспечить, отец всегда готов был протянуть руку помощи любому просящему. 

Мария Жумагулова

Читайте в свежем номере: