В Алматы отметили 100-летие легенды мирового кино, итальянского актера Марчелло Мастроянни (1924 — 1996). Для поклонников киноактера подготовили череду мероприятий.
В Итальянском институте культуры открыта фотовыставка «С Днем рождения, Марчелло!», представившая 30 фотографий. Почетную ленточку перерезали посол Италии в Казахстане Марко Альберти, директор Итальянского института культуры Эдоардо Крисафулли и журналист Франческа Фаббри Феллини, племянница режиссера Федерико Феллини, с которым у Марчелло Мастроянни была особая связь. Он снимался в его фильмах «Сладкая жизнь», «Восемь с половиной», «Рим», «Джинджер и Фред».
Экспозиция начинается с фотографии семилетнего Марчелло и семейных фото, а затем мы видим уникальные снимки со съемочных площадок его звездных ролей, фотографии с Федерико Феллини, Софи Лорен, с которой он снялся в 12 фильмах. К слову актриса на днях отметила 90-летие. Об их молодости напомнили кадры со съемок картины «Свадьба по-итальянски». Представлены работы известных фотографов, в том числе исторического папарацци Пьерлуиджи Пратурлона, фото из архива Reporters Associati & Archivi. Есть кадр из картины «Не трогай белую женщину», где актер запечатлен с Катрин Денев, снимок Мастроянни с дочерью Кьярой Мастроянни на съемках фильма Федерико Феллини «Город женщин».
Много кадров посвящено картине Феллини «Сладкая жизнь», которую называют кинофреской. Главная роль в ней мгновенно принесла Мастроянни славу и известность во всей Европе. Стоит отметить, что до открытия выставки в клубе Олега Борецкого в киноцентре «Арман» состоялся показ этой картины. Франческа Фаббри Феллини стала гостьей мероприятия. Также Борецким организован показ фильма Никиты Михалкова «Очи черные», в котором снимался Мастроянни. Еще 9 октября в его киноклубе пройдет показ комедии «Жаль, что ты каналья», в которой Марчелло Мастроянни и Софи Лорен впервые встретились на съемочной площадке.
Алматинцы тепло встретили итальянских гостей в магазине «Меломан», где прошел Public Talk о жизни и творчестве Марчелло Мастроянни с участием Франчески Фаббри Феллини, Эдоардо Крисафулли, Олега Борецкого и итальянской джазовой певицы Симоны де Роза, подарившей публике вокальные номера. Франческа призналась, что казахстанцы обгоняют итальянцев в вопросах гостеприимства, и выразила благодарность за возможность организации в Казахстане юбилейной фотовыставки о Мастроянни.
— Фотовыставка рассказывает о человеке с большой буквы. Марчелло 30 лет был членом моей семьи, все эти годы мы с ним жили в едином пространстве, — рассказала Франческа. — Он снялся более чем в 150 фильмах, много участвовал в театральных постановках, особенно с Лукино Висконти, который был его учителем на первом этапе актерской карьеры. У Мастроянни были тесные, крепкие отношения со всеми режиссерами, с которыми он когда-либо работал, начиная с моего дяди Федерико Феллини, а также с Витторио де Сика, Джузеппе Торнаторе. Он был человеком добрым, ленивым, сладким и нежным, с которым можно было быть в прекрасных отношениях на съемках и в жизни. Международный успех, слава пришли к нему после съемок фильма «Сладкая жизнь». Изначально в главной роли в этом фильме Феллини предложили снять Пола Ньюмана. А при первой встрече с Марчелло Федерико сказал, что ему нужно неизвестное лицо, на что актер не обиделся. С этого дня началась их дружба. Дяди не стало в 1993 году, он дружил с Мастроянни до конца своих дней. Марчелло сыграл главные роли в двух самых знаковых картинах Феллини — «Сладкая жизнь» и «Восемь с половиной». Последняя получила премию «Оскар», а также в 1964 году награду «За лучший фильм» на кинофестивале в Москве. До этого Феллини получил «Оскар» за фильм «Дорога» («La Strada»), и тогда была учреждена номинация «За лучший иностранный фильм». Между Марчелло и Федерико была дружба без правил. То есть они работали на картинах, прогуливались вместе, а после съемок жили своей жизнью, потом могли без причины созвониться и поехать вместе на море».
Олег Борецкий добавил, что Феллини — уникальный режиссер, аналогов которому нет, он получил пять премий «Оскар» Американской киноакадемии. Также кинокритик сказал, что в Москве на показе картины «Восемь с половиной» присутствовал Никита Сергеевич Хрущев, который большую часть киносеанса проспал.
Франческа Феллини написала книгу о своем знаменитом дяде Федерико, а к его 100-летию сняла короткометражный фильм и организовала выставки. Она навсегда запомнила его слова, что «есть жизнь с открытыми глазами и жизнь с закрытыми глазами»…
Рассказывая о наградах, Франческа вспомнила одну историю: «Картина Этторе Скола «Особенный день» (в некоторых источниках «Необычный день») была номинирована на «Оскара» в двух номинациях, включая номинацию «За лучшую мужскую роль». Марчелло и Этторе поехали на церемонию, но премию им не вручили. В то время они приняли приглашение на ужин от Мартина Скорсезе. Рассказывая об этом, Марчелло подметил, что впервые попал в дом, где не обнаружил ни одного зеркала и ни одной картины. Все стены были обклеены постерами итальянских фильмов. Один постер изображал только черные усы. Марчелло ничего не понял, а Скорсезе пояснил, что это редкая польская афиша фильма «Развод по-итальянски», который получил «Оскара» за лучший сценарий. За этот фильм у Марчелло Мастроянни максимальное количество наград». А еще она припомнила, что актер был очень элегантным, носил обувь одного бренда и имел целую коллекцию. Он мог пригласить девушку в ресторан, угостить пастой с фасолью, но сделать это максимально элегантно. Таким Франческа запомнила звездного друга своего знаменитого дяди.
Фото автора