Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Цветаевский город на Иртыше
ЛюдиЛичность

Цветаевский город на Иртыше

Медаль Пушкина - основательнице музея в Павлодаре

Указом президента РФ трое граждан Казахстана удостоены медали Пушкина. Ею награждают за достижения в области культуры, искусства, образования, гуманитарных наук и литературы. Среди отмеченных данной наградой — павлодарский журналист и поэт, директор Музея имени Анастасии Цветаевой Ольга Григорьева.

— Ольга Николаевна, начнем с награды. Эта новость стала для вас неожиданностью?

— Да, хотя в прошлом году Славянский центр попросил меня собрать пакет документов. Я это сделала и благополучно забыла. И вдруг на днях мне сообщили, что в интернете кто-то посмотрел мою страничку в Википедии и увидел, что я награждена медалью Пушкина. Для меня это была полная неожиданность. Сын мне пишет: "Мама, ты чего скрываешь!». Конечно, приятно. Во-первых, как литератору, поэту. Во-вторых, и это, пожалуй, самое главное, там прозвучало имя нашего музея, имя Цветаевой. 

Мечты сбываются

— Откуда взялась идея создать музей Анастасии Цветаевой? Понятно, Марина… Но ее сестра большинству не была известна. Это благодаря вам ее имя, если так можно сказать, раскрутили. 

— Прежде всего, я с юности любила Марину. Томик ее стихов мне, студентке, попался на практике в Петропавловске. Конечно, читала воспоминания Анастасии, которая вернулась в литературу после семнадцати лет лагерей, ссылок. Те, кто любит Марину, эту книгу «Воспоминания», конечно, читают, потому что там все о детстве, юности, история семьи. Когда перебралась в Павлодар, узнала, что тут жила Анастасия Ивановна. Для меня это было потрясением. Начала искать документы, но тщетно. На тот момент я вступила в местное литобъединение и задалась вопросом, почему об этом никто не пишет. На это мне ответили, что местный поэт-журналист работает над книгой. Как пишут в плохих романах, шли годы. В 90-х я поняла, что этот товарищ так ничего и не написал. Тогда решила по новому кругу обойти все инстанции. На дворе была иная эпоха, рассекречивались архивы, но нет... И вдруг на детской выставке, когда в местной художественной школе умилялись представленным работам, какая-то маленькая женщина задумчиво произнесла: «А мне первые краски подарила Анастасия Цветаева…». 

— Сегодня все знают, что это была художница Галина Беспалова. А тогда могу представить вашу реакцию.

— Я буквально на нее накинулась: «Я столько лет ищу хоть какие-то следы, а тут вы!». Она на меня удивленно посмотрела и сообщила, что в Павлодаре живет и внук Анастасии Цветаевой. Он не родной, но Анастасия Ивановна никогда их не делила. Естественно, я с ним связалась, у него оказалось много книг, подписанных бабушкой, фотографий, публикаций… Тогда я написала большой материал «Анастасия Цветаева в Павлодаре». Было очень много откликов, потому что многие ее помнили, сталкивались с ней.

— А эта известная история про Цветаеву на катке, где она — бабушка в юбке — каталась уже в преклонном возрасте…

— Да, и это тоже. Так появилось продолжение цветаевской темы. Я все больше вливалась в цветаевское сообщество и, наконец, поехала на Цветаевский костер в память Марины Цветаевой в Тарусу, где они проводятся с 1986 года. 

Цветаева (1).jpg

Цветаевский костер

— Как возник Цветаевский костер? Какой-то знак протеста?

— 1986 год. Имя Марины уже возвращается. И энтузиасты договорились встретиться в клубе города Таруса, чтобы почитать стихи. Туда съехались любители поэзии, в том числе москвичи, а клуб оказался на замке. Тогда люди пошли на берег Оки, разожгли костер и читали стихи. Это оказалось даже лучше душного зала. Так возникла традиция. В этом году будет сороковой костер. Затем костры вспыхнули во многих городах России, в 2005 году я привезла буквально уголек из такого костра в Павлодар, и с тех пор каждую осень он загорается у нас. Причем первый раз мы развели его с согласия новых владельцев во дворе дома, где жила Анастасия Цветаева в Павлодаре. Дом до сих пор стоит. На третьем костре мы повесили памятную доску на том доме, но через год ее пришлось снять по просьбе хозяев дома: слишком много внимания, по их мнению, было со стороны прохожих. Сейчас вокруг дома соорудили большой забор. Тем не менее, делая экскурсии по городу, мы обязательно подводим туда людей. И есть мечта все же повесить там памятную табличку. У нас есть схема «Цветаевские тропинки», по которым летом мы проводим детей и рассказываем, что она жила здесь в 1957-1959 годах и именно здесь начала писать «Воспоминания». Сюда приходили письма поэтов Павла Антокольского, Бориса Пастернака, отклик на первые главы ее книги. 

Цветаева в Павлодаре

— Сколько лет Анастасия Цветаева прожила в Павлодаре?

— Официально до 1962 года она была здесь прописана. А затем часто приезжала сюда до 1974 года. Анастасия Ивановна потом сама напишет, что с Павлодаром ее связывают 18 лет. Это касается всей ее семьи: единственного сына Бориса Трухачева и внучек. Ее сына тоже арестовывали, он прошел лагеря и приехал в Павлодар в 1956 году, покинул его в 1974-м. 

— Внучки родились здесь?

— Младшая, Ольга, да. А старшая, Маргарита, в Вологодской области. Теперь обе живут в США. Причем Ольга живет на две страны и шутит, что в Москве работает внучкой Цветаевой, а в Америке — бабушкой. Благодаря младшей внучке, Ольге, у нас в музее есть уникальные вещи, которым завидуют другие цветаевские музеи. Тот же ее чемодан, с которым она прошла ссылки, он деревянный, неподъемный. С ним приехала в Павлодар, а потом отправилась в Москву.

Цветаева (2).jpg

Творчество

— Ольга Николаевна, что кроме известных «Воспоминаний» написала Анастасия Цветаева?

— О, у нее много книг! Она была очень работоспособной. До революции у нее вышли две книги: «Королевские размышления» и «Дым, дым, дым». По сути, она мемуаристка, и эти книги — размышления.

— Получается, на тот момент ей было слегка за двадцать?

— Да, она была молодой. И потом она много писала, но при аресте в 1937 году все ее архивы были уничтожены. Что-то потом она пыталась восстановить по памяти. Конечно, ее «Воспоминания» до сих пор выходят, причем они все время обновлялись. Первая книга вышла тонкой, сегодня существует двухтомник, по причине цензуры многое не вошло в первые издания. На ее счастье, у нее был хороший литературный секретарь, он потом постепенно издавал уже дополненные книги. 

Арест

— Что стало причиной ареста Анастасии Цветаевой? Только фамилия?

— Когда в музей приходят дети, я им рассказываю историю ее жизни, в том числе о 10 годах лагерей. Меня спрашивают: «За что?». Отвечаю: «Ни за что». На тот момент много чего сложилось: Марина в эмиграции, сама Анастасия из дворян. В обвинении фигурировала масонская группа, которую возглавлял Борис Зубакин, давний ее приятель. Но масонством там и не пахло, просто люди собирались, чтобы обсудить поэзию, музыку и прочее. Крамолы не было, но всех расстреляли, а Цветаевой повезло — дали 10 лет. 

— Почему Анастасия не эмигрировала?

— Перед ней такой вопрос не стоял. Хотя вполне могла. Она ездила в 1927 году в Италию к Горькому, заезжала к сестре в Париж. С Горьким они были дружны, и в первый ее арест в 1933 году ему удалось ее защитить. Тогда она просидела всего 64 дня. 

Цветаева (4).jpg

Цветаева и внуки

— У вас в музее стоит фильмоскоп! Советские дети хорошо знают, что это такое. 

— Да, это тот самый, с помощью которого Анастасия Цветаева знакомила внуков с культурой. В фильмотеке было много пленок о художниках, музеях, писателях, городах. Анастасия Ивановна не просто сказочки детям показывала, а просвещала их.

Сама владея несколькими языками, прививала эти знания и девочкам. Как вспоминает Ольга, когда блюда выставляли на стол, прежде чем положить что-то себе на тарелку, необходимо было все назвать на английском и французском. Поскольку Оля училась в Павлодаре в музыкальной школе, то для поездки на поезде в Москву бабушка рисовала на картоне клавиатуру, и девочка трое суток в поезде «играла» на ней. А еще, когда Оля делала уроки, бабушка привязывала ее резинкой к стулу, чтобы она не сутулилась. И до сих пор младшая внучка сохранила королевскую осанку. Кстати, в отличие от старшей сестры Ольга очень похожа на свою бабушку. А вот ее сестра Маргарита — скорее, на дочь Марины Цветаевой.

Несломленная

— На ваш взгляд, Анастасия Ивановна была сильным человеком?

— Очень. Когда говоришь о Марине, лучше говорить о ее поэзии, прозе, письмах, немного биографии. А вот Анастасия Ивановна как персонаж сильна своей биографией. Ее стойкость — 17 лет лагерей и ссылок, причем находясь там, она писала в любых условиях. В лагере, когда не было бумаги, начала сочинять стихи, так лучше запоминается. Она всегда говорила: «Марина — великий поэт, а я просто способный человек». Анастасия Ивановна никогда не падала духом. Она всегда была приверженцем здорового образа жизни: обливалась холодной водой, до 80 лет бегала на коньках. Прожила до 99 лет. 

Цветаева (6).jpg

На зависть столичным музеям

— Несмотря на территориальную скудность вашего музея, его содержимому могли бы многие позавидовать.

— Да, у нас на сегодня 4600 единиц хранения, из них более 500 — это оригиналы. Книги с автографами, пластинки, личные вещи и многое другое. Мы выпустили каталог всего нашего фонда. Любой музей гордится оригиналами рукописей. Есть они и у нас. В том числе лагерные записи, сделанные рукой Анастасии Ивановны. Иконки, оклад для которых делала она сама, и многое другое.

Сальвадор Дали

— Меня иногда спрашивают, откуда я беру темы для лекций о Цветаевой. Так вот, ее жизнь была настолько насыщенной, столько в ней было известных имен и событий, что и придумывать не надо. Например, у нас есть солидная папка, посвященная Сальвадору Дали. Дело в том, что Анастасия Ивановна училась в гимназии и всю жизнь дружила с Еленой Дьяконовой, известной как Гали Дали (жена художника).

– Где Павлодар, а где Сальвадор Дали! Как тесен мир!

— Да, мы эту тему готовили для ребят из художественного колледжа. Они тоже были поражены.

Нотные сборники

— Я видела у вас книжку песен на стихи Анастасии Цветаевой. Что это за история?

— У нас появились нотные сборники песен на стихи Анастасии Ивановны. Это все благодаря Гульнаре Шамилевне Чистяковой, которая была педагогом в музыкальной школе у внучки Цветаевой — Ольги Трухачевой. Они тесно общались. Гульнара Шамилевна пришла в музей и прочитала стихотворение Анастасии Цветаевой:

Как странно начинать писать стихи,
Которым, может, в век не зазвучать…
Да будьте же слова мои тихи,
На вас тюремная лежит печать.

Она воскликнула: «Мне стало обидно, как это — не зазвучат!» В итоге она подняла всех бардов, композиторов, раздала им стихи Анастасии. А так как те не очень дружат с нотной грамотой, она сама села за инструмент и записывала ноты за ними. Это титанический труд. Учитывая, что ей этом году 90 лет. 

— Я так понимаю, сборник увидел свет?

— Да. И песни стали звучать на наших мероприятиях, у наших российских коллег. Причем этот сборник песен уехал в Штаты. Гульнара Шамилевна на этом не остановилась и создала сборник стихов, посвященных Цветаевой. Не думала, что их окажется много. Среди авторов есть и Евтушенко. И эти стихи переложили на музыку. 

Цветаева (3).jpg

Глебы

– У Анастасии Ивановы кроме литературного секретаря были библиографы, как она их называла, Глебы. Они записывали за ней все. И после ее ухода они прислали нам свои рукописи, так как в Москве не могли издать, не нашли спонсоров. Мы это сделали. Получились уникальная книга и фотографии.

— Вот эти люди, Глебы, это была какая-то оплачиваемая работа?

— Нет, конечно. Это энтузиасты, как и, наверное, все мы, сотрудники нашего музея. Я очень рада, что успела с ними познакомиться. Их встреча с Анастасией Ивановной была случайной. Они приехали в город Таруса на кладбище, где похоронена дочь Марины Цветаевой Ариадна Эфрон. Увидели какую-то старушку с мужчиной и внучками. Это была Анастасия Ивановна. Они просто по счастливой случайности ей попались, потому что именно они издавали кучу ее сборников, в том числе машинописных, буквально в пяти экземплярах. Они сохраняли все, что она писала. Анастасии повезло с биографами, литературным секретарем. В прошлом году было 130 лет со дня ее рождения, и он издал ее книгу Amor — роман, который писался в лагере. Он издавался в конце 80-х, но в сокращенном варианте.

Мечты

— Ольга Николаевна, какие у вас мечты относительно музея? Ведь без них никак.

— Недавно была в Музее князя Голицына в Пушкинском музее-заповеднике. Заходишь во флигель, а там стоит большое зеркало. Естественно, все посетители перед ним прихорашиваются. И вдруг в нем появляется Александр Сергеевич Пушкин и говорит: «Добро пожаловать. Как я рад!». И вот у меня есть мечта, чтобы из нашего зеркала смотрела Анастасия Цветаева.

Читайте в свежем номере: