Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Бриллиантовый мастер из Алматы
ЛюдиЛичность

Бриллиантовый мастер из Алматы

Секретная работа инженера Коренчука

Знаменитый фотограф, алматинский мэтр Валерий Коренчук, собрал все звания еxcellence. Простой, бронзовый, серебряный, золотой, платиновый, а недавно он получил бриллиантовый еxcellence.

— Это как воинские звания, — говорит фотограф. — Международная федерация фотографического искусства существует с середины прошлого столетия, объединяет 192 страны. В ней учреждена серия почетных званий. Художник, потом — excellence, или сиятельство. Есть награда за творческие достижения, а есть за организационные заслуги, а ведь я более 40 лет руковожу фотоклубом «Медео». Когда мы начали участвовать в международных выставках, видели под хорошими фотографиями фамилии авторов и аббревиатуры, то есть различные звания в международной федерации. Мы мечтали, что когда-нибудь удостоимся такого признания.

— Ваше бриллиантовое сиятельство, — говорю Валерию Дмитриевичу, — у вас была засекреченная профессия, а фотоработы издавались за рубежами советской родины. Как такое было возможно?

Он с детства был технарем, занимался в доме пионеров, в судомодельном кружке, но посещал и драматический. Кто помнит старую присказку: «Драмкружок, кружок по фото, хоркружок — мне петь охота».

— В 1958 году я стал студентом Ленинградского кораблестроительного института, учился на факультете морского оружия по специальности «проектирование и эксплуатация торпедного оружия», — говорит Валерий Дмитриевич. — У нашего завода имени Кирова были связи с этим институтом. В гостях у своих земляков, а Лев Буданцев и его жена были аспирантами Ленинградского университета, увидел на журнальном столике фотографические журналы. Лева уже лет пять увлекался фотографией, и я с любопытством перелистывал страницы, а в голове зрела идея: фотография —хорошая штука! Хотелось с первой же стипендии купить фотоаппарат, но копил я на него полгода, а тем временем читал литературу и готовился теоретически. Я зарядил в аппарат первую пленку 29 апреля 1959 года.

Студенты отправились на шлюпках через Финский залив в Петергоф — его как раз собирались открывать после гитлеровского нашествия. Бродили, смотрели, Валерий фотографировал. Вечером вернулись к шлюпкам, а в уключину кто-то воткнул веточку вербы.

— Лучи закатного солнца пробивались сквозь пушинки вербы, на заднем плане — блики по воде. Оставалось скадрировать и сообразить, какая нужна выдержка. Щелк… Для гарантии — еще щелчок, и пленка кончилась. И вот я оканчиваю институт, добиваюсь направления на завод имени Кирова в Алматы и делаю первую выставку в опытном конструкторском бюро. И тут выясняется, что десять кировчан являются членами фотоклуба «Медео». Они берут меня в оборот и ведут по адресу: проспект Абая, дом 20.

Как интересно услышать такое, когда твой дом находится почти на этом месте! Слушая мастера, возвращаешься вместе с ним в старую Алма-Ату, всплывают воспоминания из раннего детства, когда выше Абая был забор, за которым располагались 20 домов погрангородка, где находился и военторг.

— В 1962-м начали прокладывать проспект Абая, на пересечении с улицей Гагарина построили большой военторг, а старый ликвидировали, — вспоминает Валерий Дмитриевич. — Наши старшие товарищи обошли всех жильцов, и те подписали петицию, чтобы помещение бывшего магазина отдали клубу фотолюбителей. Пошли на прием к Кунаеву, а Димаш Ахметович и говорит: «Почему бы нет?». Официально это был Республиканский межсоюзный дом художественной самодеятельности профсоюзов Казахстана, и при нем создали отдел фотолюбителей. В великолепном зале помещалось до 400 фотографий, в подвале оборудовали две фотолаборатории, была комната для методистов. Это было самое лучшее помещение для фотоклуба в Советском Союзе, а уж я поездил по стране.

С первой пленки — первый диплом

Еще участь в институте, Коренчук получил допуск к совершенно секретной работе. Когда он стал членом фотоклуба, возник вопрос о том, что он намерен отправлять свои фотоработы за рубеж. 

— Фотография с вербочкой называлась «Открытие навигации». В 1969 году ее отправили в Югославию, где она получила международный диплом. С первой пленки — первый диплом! Я договорился с начальником первого отдела завода (отдел, контролировавший секретную и служебную информацию. — Прим. ред.), что буду иметь связь с заграницей, но показываю все отправляемое мной и все, что буду получать. На конкурс в ФРГ отправил фотографию под названием «Новые времена»: старый стул, снятый на том месте, где сейчас находится драматический театр имени М. Лермонтова. Крушили подворье, на заднем плане бульдозер ломал забор, и в развалинах остался одинокий венский стул без сидушки. Он на переднем плане, в резкости, и это фото напечатали в сборнике «Мастерские фотографии». А мне прислали письмо, в котором сообщалось, что за эту работу полагается гонорар. Позднее пришел конверт из Внешторгбанка. Я мог получить сертификат в магазин «Березка», 50 марок по курсу в рублях или открыть валютный счет. 

На следующий день в 8.00 пришел на завод, похвастался перед коллегами в отделе, потом зашел к начальнику по режиму.  Он спросил, какая это была фотография, и я напомнил. Спрашиваю: «Не возражаете, если открою счет в иностранной валюте?». Отвечает, мол, твои деньги, что хочешь, то и делай. А через пару часов иду за чертежами в спецархив, а там работает женщина, которая еще до войны была знакома с моей матерью. Она рассказала, что начальника отдела вызывали в 9.00 куда надо, интересовались, знает ли он, что инженер вверенного ему предприятия получает переводы из капиталистической страны. Тот отвечает: «Если это касается Коренчука, знаю, ему прислали гонорар за фотографию». Как хорошо, что мы все обговорили за час до этой встречи!

Мешок картошки перевесил три медали

Валерий Коренчук как-то пытался подсчитать, в скольких выставках он участвовал. Вышло около 1200, а в соцсетях он постоянно пишет о полученных им и другими алматинскими фотографами наградах и дипломах. Его дочь Ольга — единственная в Казахстане «фотографиня» со званием еxcellence. Коренчуку нравится снимать людей, их взаимоотношения и портреты. Было время, когда он собирался ехать во ВГИК и поступать на режиссерский.

— Встречаю в городе диктора Всеволода Иванова и знакомого телеоператора. «Идем с нами, — говорят. — Мы сдаем экзамены, поступаем на журфак». Поступил, а позднее собрался в Москву и договорился об этом с женой, а моя бабушка в слезы: «И так долго жил в Ленинграде! Вот меня не станет, и поезжай, куда хочешь». Я окончил сценарный факультет ВГИКа, а на заводе случился конфликт с директором, который не хотел оплачивать учебные отпуска. И появился приказ, где говорилось, что за систематическую связь с заграницей инженер Коренчук от секретной работы отстраняется. Режиссер Александр Головинский сагитировал пойти редактором в телевизионную рекламу. Потом открылось издательство «Жалын». Наша редакция фотоизданий разрослась в издательство «Онер». Я был редактором, работал с большими мастерами, говорил Седельникову, Пичканову, Григорьеву, чтобы в кадрах у них была живность!

Родной город, знакомые имена бесценных людей, которые, того не зная, сыграли роль в судьбе твоего поколения, заложив культурный фундамент. В 90-е Коренчук работал в редакциях газет, потом преподавал в кино- и телевизионной академии одного из университетов, где вел несколько предметов.

— Помню, в 2000 году позвонил человек, который хотел сделать буклет о родном селе, но денег хватало только на типографские расходы. Ему сказали, что бесплатно может снимать только Валерий Коренчук, а я считаю себя фотолюбителем, потому что мой взор никогда не застили денежные знаки. В селе наснимал людей, получил в Америке за эти фотографии три золотые медали. На одном фото был аксакал в шапке, очках и пальто, хотя было лето. Это фото напечатали в газете, а потом мне позвонил из редакции незнакомый человек. «Вы нашего дедушку сфотографировали, и мы привезли вам гостинцы». Это были мешок лука и мешок картошки — дорогой подарок от чистого сердца, против которого три золотые медали — ничто!

коренчук фото галимова.JPG

История из жизни В.Д. Коренчука, когда фотоаппарат не пригодился

Шлюпочная секция отправилась на Ладогу двумя экипажами. Прицепились на буксир к теплоходику, вышли на озеро, поставили на шлюпках паруса.  Валерий договорился с капитаном и командой, что не сядет на весла, а будет снимать. Но случилось так, что один человек не пришел, и ему пришлось грести. Вдруг на первой шлюпке, где находился капитан, скинули парус. Вторая шлюпка подходит ближе, звучит команда:

— Ребята, быстро привязывайте все, что можно, и настройтесь на борьбу. 

— Да что случилось-то? Погода хорошая, ветерок ласковый.

— Во-о-он там, на горизонте, облачко плывет. Через 20 минут начнется шторм. Держитесь против ветра, против волны. 

Скоро солнышко закрылось облаком, поднялся ветер, пропадали великолепные кадры: ребята гребут, а через них волна перекатывается, бьет в лицо рулевому. Спустя десять минут на ладонях появились кровавые мозоли, еще через пять боль сосредоточилась гораздо ниже. Выстояли. Выгребли. А когда через пару дней встретились в бане, раздался дружный хохот — у всех на пятой точке были болячки.

Галина Муленкова. Фото автора и Талгата Галимова

Читайте в свежем номере: