Юбилей Сергея Параджанова, создателя фильмов «Тени забытых предков», «Цвет граната», «Легенда о Сурамской крепости», «Ашик-Кериб», автора множества изобразительных произведений и литературных текстов, был внесен в календарь важных событий ЮНЕСКО в 2024 году.
— Алматы стал арт-площадкой мероприятий в честь 100-летия большого мастера, кинорежиссера, сценариста, художника, мистификатора Сергея Параджанова, — говорит художник, керамист Елена Григорян. — В галерее Oner Corner прошла выставка коллажей «По следам маэстро» Юрия Мечитова, его считают легендой грузинской фотографии, он был фотографом Сергея Параджанова и стал его близким другом. Прошли мастер-классы Юрия Мечитова, его беседы о режиссере и презентация его нового альбома. В Kazarian Art Centr («Казарян Арт Центр») прошла международная выставка «Посвящение», представляющая живопись, керамику, инсталляции (Россия, Казахстан, Латвия). Там же состоялся показ документального фильма «Параджанов — это я».
Фотограф, документалист Юрий Мечитов в Алматы приехал не впервые, он охотно делится воспоминаниями.
— Мы познакомились с Сергеем Параджановым в 1978 году в Тбилиси. Это было в Доме железнодорожников на улице Плеханова. Мы его пригласили на показ моего 12-минутного фильма «Нина Иосифовна». Она оказалась его учителем. Напомню, Параджанов родился и вырос в Тбилиси, учился во ВГИКе. Затем жил и работал на Украине, где в 1973 году сел в тюрьму. После выхода на свободу с декабря 1977-го Сергей Иосифович жил в Тбилиси. Я начал его фотографировать, мы сразу сдружились, хотя он был старше меня на 26 лет. Маэстро любил общаться с молодежью, заряжался от нее энергией. Параджанов мне с уверенностью сказал: «Юра, снимай меня, и ты далеко пойдешь», — рассказал «НП» Юрий Мечитов. — Его слова оказались пророческими, мои работы разошлись по всему миру. Их используют в фильмах, анимируют. Они принесли мне незабываемые встречи, контракты. На 80-летие Сергея Параджанова 9 января 2004 года моя выставка прошла в Лос-Анджелесе. Так, благодаря ему я добрался до Голливуда, пять раз побывал в Париже на мероприятиях, связанных с его именем, к вам я приехал из Германии. На момент нашего знакомства я был просто фотографом, который умел ловить кадр, а Параджанов учил меня материальной культуре, организовывать, режиссировать пространство, людей, которые будут запечатлены, видеть красоту предметов. Сделанные мной фотографии он резал, кромсал, склеивал и создавал коллажи, придавая картинкам новое качество.
В моей книге «Сергей Параджанов. Хроника диалога» на 460 страницах опубликовано 2000 фотографий, она весит 3,5 килограмма. Сейчас мы готовим английское и грузинское издания этой книги.
На вопрос о том, какой был характер у Параджанова, фотограф ответил: «Он был сложным человеком, при этом добрейшим. Сочетал в себе дьявола и ангела».
В галерее Art Lane 12 июня открылась выставка «Цвет граната» латвийской художницы Карины Паронянц, которая организовала цикл мероприятий по случаю 100-летия Параджанова в Латвии. Художница призналась, что она вдохновлена творчеством Сергея Параджанова, впервые попала на выставку его работ в Риге в юном возрасте и была поражена. Затем посмотрела его фильмы, а в студенческие годы прочла книгу с его письмами, написанными в тюрьме, и сценариями. По словам Карины, сейчас готовится сборник его литературных текстов на латышком языке, который охватит периоды жизни мастера в Грузии, Украине, Армении. Также найден латвийский след в его творчестве. «Я привезла свои работы последних 3-4 лет. Это посвящение Сергею Параджанову. Он мне нравится как режиссер и художник, но у него потрясающий слог. В его языке присутствуют и эпос, и кавказский тост, и метафора, и мифология, и даже народный мистицизм, — говорит Карина. — Поэтому некоторые картины — это прямые цитаты его высказываний. А тема граната идет через все мое творчество. Также орнамент служит для меня одним из источников вдохновения. Орнамент во все времена был связан с ручным трудом, был носителем информации, фундаментальных ценностей и национальной принадлежности».
Карина живет и работает в Риге (ее мастерская находится в Ботаническом саду. Некогда это было поместье нидерландского консула, его летняя резиденция). Но она замужем за алматинцем. Его зовут Тахир, поэтому ей доводилось не раз бывать в Алматы в гостях у родни супруга.
Карина организовала показ авторской версии фильма Сергея Параджанова «Вкус граната» в Латвии. Казахстанцы же его посмотрели в киноклубе Олега Борецкого в киноцентре «Арман».
«О подготовке арт-проекта мне рассказали художники Владимир и Елена Григорян, и мы решили поддержать этот проект, — рассказал «НП» Олег Борецкий. — Семь лет назад у нас в киноклубе проходила встреча с Юрием Мечитовым на показе картины Сергея Параджанова «Легенда о Сурамской крепости», на которой фотограф работал в 80-х годах. Картина «Цвет граната» — это часть триптиха режиссера. Это уникальный фильм, он вышел в 1968 году несколькими копиями и был совершенно не понят зрителями. Люди не знали, как на него реагировать, так как это кино без сценария, без сюжета, с претензией рассказать о внутреннем мире поэта Саят Нова. Фильм и назывался «Саят Нова». Были нарекания, что в юношеском возрасте поэта играет женщина — актриса Софико Чиаурели. В ней Параджанов увидел свой андрогенический персонаж, который искал. Реакция была, как на фильмы Андрея Тарковского. Картина киностудии «Арменфильм» не окупилась, ее поручили перемонтировать режиссеру Сергею Юткевичу. Мы же показали авторскую версию, которая на 10 минут длиннее. Искусство объяснить невозможно. Для меня эта картина является показательным примером, как автор пытается сформулировать язык кино. Картина образная, символическая и философская — о размышлениях человека, поэта на вечные темы. Посмотрев «Цвет граната», кинорежиссер Микеланджело Антониони откровенно признался, что не все понял в этом фильме, но он долго не отпускал его своей красотой. Умение видеть и чувствовать красоту в каком-то ассоциативном своем мышлении у Параджанова было. Он гений, и никто в этом не сомневается. То, что он делал в своих фильмах, коллажах, то, какой образ жизни он избрал, позволяет воспринимать его как человека эпохи Возрождения».
Фото Юрия Мечитова