Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Альпинист. Педагог. Писатель
ЛюдиЛичность

Альпинист. Педагог. Писатель

Владимир Вуколов: «Туризм построен на удивлении»

О Макаренко наших дней — человеке-легенде горного туризма и писателе Владимире Вуколове — написано немало. Говорить о нем можно бесконечно, но хотелось услышать, как судьба и ее знаки помогли этому человеку стать таким объемным во всех ипостасях, проявлении его талантов и способностей.

Владимир Николаевич Вуколов — доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Академии педагогических наук Казахстана, мастер спорта международного класса по горному туризму. Автор более 420 опубликованных работ по проблемам развития туризма и подготовки туристских кадров, в том числе нескольких десятков книг. Две из последних вышли под названиями «Ерванд Ильинский: жизнь как достижение вершин» и «Жизнь как туристское путешествие».

вуколов 1 (2).jpg

Родился Владимир Вуколов 10 апреля 1950 года, а значит, в этом, 2025-м, году он отпразднует свое 75-летие. По внешнему виду и физической форме ему можно дать гораздо меньше. Дело в том, что Владимир Николаевич с самого детства занимается спортом и горным туризмом, а еще преподает студентам в университете «Туран», где также является директором научно-исследовательского института туризма, профессором кафедры туризма и сервиса.

За более чем 60-летнюю спортивную карьеру он совершил более 75 горных походов 1-6-й категорий сложности и более 100 восхождений на вершины Тянь-Шаня, Памира, Памиро-Алая, Кавказа, Джунгарского Алатау, Африки, Европы, Америки, Австралии, став неоднократным победителем и призером различных туристских соревнований — от чемпионата Алматы и Республики Казахстан до чемпионата СССР в классе горных походов 6-й категории сложности. В.Н. Вуколов — один из авторов Перечня перевалов высокогорных районов, главный специалист по Северному Тянь-Шаню и Джунгарскому Алатау.

В 1972 году он с отличием окончил исторический факультет Казахского государственного педагогического института имени Абая и 20 лет преподавал на этом факультете. 

— За спиной — 50 лет педагогической деятельности. В 1974 году начал работать в университете, который окончил. Поскольку был кандидатом в мастера спорта и абсолютно здоров, меня сразу забрали в армию. Отслужил и после армии год работал в школе Макаренко, как я ее называю, где была шпана — 300 детей из числа сирот, оставшихся без родителей-алкоголиков, наркоманов и уголовников. Это сейчас в руках школьников и студентов все есть, но при этом они не знают таблицы умножения и порядка букв в алфавите. Но студенты стали более техничными, мобильными. Их ничем не удивишь. Разве что туризмом, как это было всегда. Потому что туризм построен на удивлении, на том, что человек всегда изумляется чему-то новому и вдохновляющему, что меняет его в корне, что определяет его судьбу. 

1991_июль_на плато под сев стеной Хан Тенгри_5400.jpg
1991, июль. На плато под сев стеной Хан Тенгри

Что определяет судьбу?      

Именно с этим вопросом мы заглянули в офис Владимира Николаевича. 

— Действительно, как судьбе положено, так и происходит. Недавно я написал книгу об Ильинском, а потом меня попросили собрать такую же и о себе. Я ведь долгое время описывал все свои походы, восхождения, путешествия. Мне довелось объехать с разными командами весь свет, все пять континентов, и побывать на всех вершинах за исключением Эвереста и пика Винсон в Антарктиде. Вы говорите… судьба. Да, она есть. Мой отец в 1962 году принимал участие в строительстве тоннеля через перевал Сусамыр в Кыргызстане. Тогда лучшие специалисты СССР работали на этом объекте. Тоннель сократил путь через перевал в шесть или семь раз и обезопасил его. Отец брал меня с собой еще восьмилетним ребенком на летние каникулы два года подряд. Его прорабство находилось на высоте 3000 метров над уровнем моря. Но отцу было некогда со мной заниматься, и я болтался два лета в горах. Собирал малину и смородину на выходных, чтобы привезти маме на варенье, а в остальные дни сам по себе находил интересные объекты в глубоких ущельях и скалах. В прошлом году ездил на горный фестиваль, который располагается там в альпинистском лагере. Я не был в этом месте 60 лет, и на меня, уже взрослого, эти горы вновь произвели сильное впечатление. И это после всех моих путешествий по горам всего мира. А представьте, что значила эта первая гора для восьмилетнего ребенка… Настолько все было захватывающим дух! И опасности там были, и при мне погиб тракторист, когда случился камнепад. Эта горная среда меня захватила еще в детстве. Родился я в Сарканде Талдыкурганской, ныне Жетысуской, области, и там местность тоже окружали южные склоны Джунгарского Алатау. В Алма-Ате я учился в 92-й школе и помню, как к нам пришел на пионерский сбор сам Сарым Кудерин — знаменитый поэт, альпинист, мастер спорта, первый чемпион СССР по альпинизму от Казахстана, журналист газеты «Дружные ребята». Он много рассказывал, но нам было интереснее не то, что он журналист, а то, что альпинист. И тогда я задал ему вопрос — можем ли мы, школьники, заниматься альпинизмом? Он ответил, что по возрасту нам еще рано, так как по правилам можно заниматься с 17 лет. «Но начните, — сказал, — с горного туризма. Я пришлю вам инструктора, он организует секцию, будете ходить в горы». Так и вышло. Мы стали ходить в горы, и я первым получил удостоверение и значок туриста СССР, с момента вручения которого в этом январе исполнилось 60 лет.  А в 1966 году выполнил третий спортивный разряд, и дальше пошло-поехало.

Первопрохождение перевала Школьник в маршруте 6 к.с. по Северному Тянь-Шаню с Славой Литвиновым, 2006.JPG
Первопрохождение перевала Школьник в маршруте 6 к.с. по Северному Тянь-Шаню с Славой Литвиновым, 2006

Слово об учителе

Практически у каждого человека есть в жизни учитель. Он появляется рано или поздно, но все равно появляется. Тем, у кого были свои авторитеты с самого детства, повезло больше других. 

— У меня таких учителей несколько. Во-первых, мою судьбу во многом определил отец, затем — Сарым Кудерин, который рано погиб на Кавказе во время чемпионата СССР. А когда я поступил в институт, где в секции альпинизма работал наш прославленный альпинист Алексей Николаевич Марьяшев, мне повезло сразу оказаться с ним на одной волне. Он был весьма интересным человеком, умел так весело и захватывающе рассказывать разные истории! Такой человек притягивал к себе как магнит. С того момента, как я пришел к нему в секцию, и до конца его жизни, когда ему исполнилось 85 лет, мы практически всегда были вместе. Он был юмористом. Человеком легким во всем, но очень строгим в соблюдении всех правил альпинизма, приучив и меня к этому.  Он не совершал ничего, что бы противоречило правилам. Еще на меня повлиял Эрик Ильинский, который тоже является выдающимся альпинистом и одним из лучших тренеров в мире. Он единственный, чья команда зашла на все 14 восьмитысячников, и больше ни у кого такого результата, как у нашей национальной команды, нет. 

Марьяшев ввел свою систему правил и применил сильный ход по отношению альпинистов к туристам. Известно, что «чистые» альпинисты не очень любят туристов. Хотя я могу вам сказать, что в 2024 году московская команда МАИ совершила горный туристский поход 6-й категории сложности длительностью 48 дней. Такого пока еще не сделала ни одна альпинистская команда, а эти ребята за 48 дней прошли 440 километров пути, взойдя на два семитысячника и на один восьмитысячник. В истории туризма это случилось впервые. Существуют четыре вида, близких друг другу. Это альпинизм, туризм, ориентирование и скалолазание. Марьяшев с самого начала пресекал разговоры о том, что «кто-то не такой», кроме альпинистов, и в нашей секции культивировались все четыре вида. И заслуга в этом была Алексея Николаевича. У меня есть разряды по всем этим видам.   

вуколов 1 (1).jpg

Ощутить себя педагогом

В таком педагогическом окружении, скорее всего, редкая душа не потянулась бы за новыми знаниями, чтобы также стать для кого-то учителем. 

— Впервые почувствовал себя педагогом в полном масштабе в 118-й алматинской школе при детском доме № 3. Там я педагогики хлебнул сполна: был организатором воспитательной работы, классным руководителем и учителем истории. Я, как Макаренко, полностью погрузился в непростую систему детского дома и его обитателей. Нашел единственный выход из  трудного положения. Таковым оказался туризм. Я стал водить по горам детей. На привалах мы разжигали костер, запекали картошку, рассказывали байки про черных альпинистов. И дети, возвращаясь в детский дом, делились с другими своими впечатлениями. Был переполох. Многим тоже хотелось в походы, но для этого нам были необходимы снаряжение, продукты. На помощь пришел Завод имени Кирова, выделивший автобус. После детского дома я вернулся в педагогический институт, затем, уже будучи доцентом, перешел в «Туран». 

Профориентация — в простоте вопросов

— Есть такое наблюдение, что сегодня молодежь не обладает усидчивостью, терпеливостью, ответственностью по отношению к своей профессии. Не проявляют многие и любви к своей деятельности. Как это происходит в сфере туризма?

— В моей кандидатской диссертации есть раздел о методике профотбора. Большинство студентов учится в определенном вузе не по собственному выбору, а потому что так решили их родители. У меня давно отработана своя система анкетирования по профориентации. В ней студентам предлагается ответить на несколько вопросов, среди которых есть два наиболее важных. К примеру, приходит ко мне на экзамен группа из 25 человек, и я задаю всем вопрос о том, какое озеро больше по объему, размерам — Балхаш или Иссык-Куль. Чаще всего мне отвечают, что Иссык-Куль, и я понимаю, что у этих людей не то что знаний, нет даже пространственного воображения, а в туризм без этого нельзя. Второй вопрос всегда обращаю к алматинцам. Он о том, были ли они на Медеу. И большинство отвечает, что нет, никогда. А тогда как вы собираетесь работать в туристской индустрии?! 

На вершине Африки Килиманджаро, 2005.JPG
На вершине Африки Килиманджаро, 2005

Звонок по телефону и свеча в храме — высшая награда

Говоря о самых высоких наградах, которые получил Владимир Николаевич, а их множество, в том числе и письмо о том, что Президент Н.А. Назарбаев лично прочитал его книгу и благодарит за труд и вклад в развитие альпинизма и горного туризма в Казахстане, сам Вуколов неожиданно вспомнил о награде, которая его изумила, придала еще больше сил и, можно сказать, осчастливила.   

— Помните, когда была эпидемия коронавируса и все сидели по домам, многие остались без работы, а мои ребята-студенты все устроились в турфирмы, предложив туры по Алматинской области, чтобы развивать внутренний туризм. В походы за чертой города ходить разрешалось небольшими группами при соблюдении всех гигиенических норм и правил безопасности. И ребята стали не только зарабатывать деньги, но и обретать своих постоянных клиентов. И знаете, какую самую высокую награду я получил после того, как эти ковидные «каникулы» закончились?  Мне позвонила одна женщина. Она сказала: «Здравствуйте! Я не буду говорить, кто я, но я мама одного из ваших студентов. Мама, которая запрещала своему сыну ходить в сложные походы с вами, а сегодня я поставила самую большую свечу в Вознесенском соборе за ваше здоровье, потому что во время коронавируса вы спасли не только нашу семью, оставшуюся без работы и доходов, но и еще несколько человек. Мне в храме сказали, что так можно отблагодарить за добро человека и пожелать ему здоровья. Мы с отцом потеряли работу, а сын, работая гидом, обеспечивал всю семью». 

Жизнь как путешествие и счастье 

Оказалось, что Владимир Николаевич водит в горы и служителей Вознесенского собора, и они однажды помогли ему силой молитвы, когда его супруге Ольге предстояла сложнейшая операция. Верить в это или нет — дело личное, но чудеса случаются, и они позволяют человеку чувствовать себя более защищенным.     

— Конечно, я счастливый человек. Заметьте, что второе название книги «Жизнь как счастливое туристское путешествие» такое —  «Автобиографическое исследование научной и спортивной тренерской деятельности мастера спорта международного класса». В этой книге есть фотография 1972 года. На следующий день после окончания педагогического института я поднялся на турбазу «Горельник», чтобы вести группу на Иссык-Куль. Там выше реки есть тропа, выходящая на гребень, откуда открывается великолепный вид. Когда я дал все инструкции ребятам, то предложил им посидеть в тишине и послушать птиц. И я в этом моменте был таким счастливым-счастливым… И тогда мне показалось, что я словно на небесах. А потом подумал: «Почему я счастливый: мама с папой здоровы, я окончил с отличием вуз, здоров, в отличной форме. Скоро стану мастером спорта. Мне определили хорошее место работы. Я иду в поход на любимое озеро. Куда ни посмотри — все хорошо. И вот оно счастье!». А недавно я описал другой момент, уже после похода. Перед тем как лечь в палатку, я помылся в чистой воде ручья, надел свежее белье, лег на каремат. Почувствовал, что каждая клеточка моего тела радуется. Бывают духовное состояние и физическое. И в этом пребывании физического ощущения радости и счастья я заснул. В моей новой книге можно найти несколько таких описаний. И на этом они не закончатся. 

Фото Талгата Галимова и из архива Владимира Вуколова

Читайте в свежем номере: