Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Альпинист и тренер номер один
ЛюдиЛичность

Альпинист и тренер номер один

Главное дело жизни. Ерванду Ильинскому — 85!

Легендарный тренер по альпинизму Ерванд Тихонович Ильинский, подготовивший не один состав сборной команды Казахстана, отпраздновал свое 85-летие. Напомним, в 2025 году мы отметили 95-летие казахстанского альпинизма, а в 2024-м в Москве, где праздновали столетие советского альпинизма, Ильинскому вручили почетную награду «Золотой ледоруб России».

Досье. Ерванд Тихонович Ильинский — мастер спорта международного класса, заслуженный мастер спорта СССР, заслуженный тренер КазССР, заслуженный тренер СССР по альпинизму, неоднократный чемпион и призер чемпионатов СССР, старший тренер СКА САВО по альпинизму с 1973 года, восходитель на Эверест (1990), первый в Казахстане член клуба «Семь вершин» (2007). Он подготовил более ста мастеров, из них 40 мастеров международного класса и 25 заслуженных мастеров спорта.

В 20-х числах августа я позвонила Ильинскому. Находилась недалеко от Горного клуба и хотела повидаться. «Сижу на подножке вертолета, — ответил мне бывший главный тренер сборной Казахстана. — Лечу на Южный».

Я в шутку напомнила Ерванду Тихоновичу о той «отвертке», которая не дает человеку покоя, и он со смехом ответил: «Да-да, это тот самый случай».

В эти дни на Центральном Тянь-Шане разворачивалась история с Натальей Наговициной, сломавшей ногу на высоте более 7000 метров. Вернувшись с ледника Южный Иныльчек в Алматы, Ильинский с горечью говорил о женщине, которая, возможно, тогда еще ждала помощи. Кто-кто, а человек, который провел жизнь в горах, знает цену усилиям, которые добровольцы прикладывают к спасению попавших в ловушку на большой высоте. А еще он знает, что иногда помочь просто невозможно по объективным причинам.

Ильинский  (3).JPG

В социальных сетях много писали о происходящем. Одни переживали за исход, другие негодовали по поводу «куда идут и зачем рискуют». Людям равнин, долин, городов и прочих мест, удобных для существования, не дает покоя вечный вопрос — зачем кто-то идет в горы, уродуется, перенапрягается, страдает от «горняшки», теряет друзей, погибает сам?

Как говорил заслуженный мастер спорта СССР Валерий Хрищатый, идут затем, что горы существуют. В 1982 году в составе первой советской гималайской экспедиции Хрищатый  в связке с Казбеком Валиевым прошел беспрецедентный маршрут по Юго-Западной стене Эвереста. Связка совершила ночное восхождение. Помню, Валерий в шутку сожалел о том, что на земле нет 9-тысячника, а высота Эвереста «всего» 8848 метров.

Денис Урубко первым в СНГ выполнил престижную программу восхождений на все 14 высочайших вершин планеты. Автор нескольких новых маршрутов в Гималаях ответил на вопрос, зачем люди балансируют в горах на грани между жизнью и смертью. "Влечения на грань" лучше избегать, —  написал мне Денис. — Происходит в двух случаях — скука и вдохновение. Как и в "неальпинистской" жизни. Ломающиеся аттракционы вроде качелей и батискафов не отбивают охоту у жаждущих драйва. При сильном желании добиться результата (успеха) люди в творческом порыве идут на риск "вопреки всему и просто так". Необходимость опасности при вождении автомобиля, проведении работ, оказании помощи и т.п. не рассматриваю, потому что отсутствует "влечение", люди предпочитают минимизировать риск достижения результата. Тогда как в развлечении с творчеством риск —  составная, необходимая, важная часть процесса. На восхождение в горы идут либо скучающие особы, ищущие способ скрасить повседневность, либо фанатики с намерением сотворить нечто великолепное, слиться с природной гармонией. Вот и ответ... простой как лопата».

Владимир Сувига, заслуженный мастер спорта СССР, восходитель на Эверест, К2 и другие восьмитысячники, хлебнул в горах лиха: ночной спуск с вершины Эвереста в 1997-м, когда он был руководителем передовой группы и сломал ребра, спуск со второй вершины мира К2, когда снегопад окрасил все в белый цвет и было невозможно найти путь к палатке, но ветер вдруг прекратился, и на несколько секунд круговерть снежинок в воздухе прекратилась. «Горы стоят на земле, — говорит Владимир, — и до тех пор, пока они есть, люди будут ходить в горы и рисковать. Одни называют это «бросить вызов», другие говорят — «покорить», третьи — «взойти». Люди разные, и у каждого свой настрой. Но для меня это всегда было общение с горой. Горы меня пускали и отпускали. Я возвращался домой с чувством благодарности».

Мое мнение — только мое, но с первых дней этой истории мне стало ясно, что женщину «заберет» ее муж, которого четыре года назад Наталья Наговицина потеряла на склоне пика Хан-Тенгри. Когда люди годами живут вместе, душа в душу, такое случается. Двое в семье занимались общим делом. Пики Победы и Хан-Тенгри находятся в одном районе, хотя для душ расстояния, наверное, не имеют значения…

Ильинский  (4).jpg

С юбилеем Вас, Мастер!

В день своего рождения, как и всегда, он вернулся с пробежки. Ответил на мой звонок. Потом пошли поздравления по телефону и в Сети. В Горный клуб весь день шли друзья, соратники, бывшие воспитанники. Тренер посвятил подготовке горовосходителей около 60 лет. Он совершил более 250 восхождений, а недавно не пошел на вершину Эльбруса только потому, что побывал там много раз. Но его история не была безоблачной…

В 1979 году команда Ильинского прошла восточную стену пика Россия и стала чемпионом СССР. Заявили маршрут по Южной стене пика Коммунизма, а круче маршрута в горах Советского Союза не было. Прошли. Тут под пиком Ленина начался отбор в гималайскую сборную. «Были сомнения, как туда ехать. Выработались прилично, потому что прошли почти вертикальную стену, около трех километров, ну и рацион был соответствующий. Такой большой маршрут, что просто не унесешь много еды. Решили, что мы все-таки выступим, потому что до этого у нас уже был задел. В гималайских сборах я впервые участвовал в 72-73 годах», — рассказывает Ильинский.

В первую советскую гималайскую экспедицию прошли пятеро алматинцев. Юрий Рост в книге «Эверест-82» писал об играющем тренере: «Внешне все напоминало погоню Ильинского сначала за тремя своими товарищами, а в финальном выходе — за двойкой Казбека и Валерия. Он шел буквально по следам. Стоило передовой связке освободить лагерь, как тут же в нем появлялись Ильинский и Чепчев. Думаю, ни случись «пожарный» спуск первых двух двоек в лагерь 3, и команда Ильинского благополучно воссоединилась и пошла бы выше вчетвером. Но тут вмешалась судьба».

Связка Казбек Валиев — Валерий Хрищатый из-за ураганного ветра была вынуждена совершить ночное восхождение. Ильинский, сопровождавший караван с грузами экспедиции, отставал от группы алматинцев.

«Не успел простыть на диком морозе след ушедшей двойки, как в палатку на 8500 вошли Ильинский и Чепчев…

— Можно нам выйти вслед за ними? — спросил Ильинский. Тамм (Евгений Тамм, руководитель экспедиции), совершенно естественно, отказал. — Тогда мы выйдем с утра пораньше.

— Подождите возвращения двойки, выход обговорим завтра утром, — ответила база».

Перед глазами руководителя экспедиции Евгения Игоревича Тамма были обмороженный Эдуард Мысловский, вместе с Балыбердиным, Туркевичем и Бершовым вернувшийся в базовый лагерь. В итоге Ильинский и Чепчев сопровождали вниз своих товарищей после штурма, а вершина Эвереста теперь оставалась за их спинами. Рост писал: «Никогда Ерванд Ильинский не был так близок к вершине своей судьбы, и никогда больше не повторится этот великий шанс!»

Но в 50 лет Ильинский продолжал тренироваться и взошел на Эверест с севера. В 1990-м он был назначен одним из тренеров американо-китайско-советской экспедиции на Эверест, а его воспитанники Григорий Луняков и Андрей Целишев, а также ленинградец Сергей Арсентьев стали первыми советскими альпинистами, поднявшимися на высочайшую вершину земли без применения дополнительного кислорода. Когда в экспедиции процесс был запущен, Ерванд Тихонович сходил на вершину, ускользнувшую от него в 82-м.  

Годом ранее, в 1989-м, представители команды СКА САВО в составе сборной СССР участвовали во второй советской гималайской экспедиции на Канченджангу, после чего в Алма-Ату вернулись шестеро заслуженных мастеров спорта. А осенью 90-го армейцы Григорий Луняков, Зиннур Халитов и Мурат Галиев погибли в Гималаях. Ильинский не руководил той экспедицией.

Ильинский пик Победы (1).jpg

Так сложилась судьба

В юности Эрик Ильинский занимался фехтованием, увлекся современным пятиборьем и ходил в горы, где встречался с журналистом и альпинистом Сарымом Кудериным. Он окончил школу инструкторов туризма. В качестве стажера ходил с группами на озеро Иссык-Куль через горы, потом внял совету Кудерина и записался в секцию альпинизма Казахского государственного университета. Готовились к экспедиции на пик Ленина. С этого памирского семитысячника начинался высотный альпинизм. Экспедицию проводил республиканский совет ДСО "Буревестник". Руководил мероприятием Александр Федорович Семченко, участвовали студенты Политеха и КазГУ.

В 1963 году Кудерин погиб, и секция Политехнического института осталась без тренера. «Семченко говорит мне: «Почему ты учишься в Политехе, а тренируешься в университете? — вспоминает Ильинский. — Есть готовая секция, иди да тренируй. Так я начал заниматься тренерской деятельностью в Политехническом институте. Формировалась команда, к которой подключались ребята из университета и пединститута».

В 1968-м Ильинский стал чемпионом СССР и Центрального совета ДСО «Спартак». В 66 году он начал тренировать команду, а в 71-м эта команда уже выступила на чемпионате Советского Союза. «Мы прошли маршрут Кузьмина на пик Хан-Тенгри. Это было знаковое восхождение для нашей команды», — говорит Ильинский. С 70-го он входил в состав сборной Союза.

В 1969 году организовался Среднеазиатский военный округ. Ильинский перешел в спортивный клуб армии САВО, где создавалась команда, которая не раз становилась призером и победителем чемпионатов Союза.

В начале 90-х Ильинский предложил спортсменам пройти траверс подковы ледника Южный Иныльчек на Центральном Тянь-Шане, что казалось абсолютно нереальным и невозможным. Длина траверса — около 75 километров. Средняя высота — более 6000 метров. Руководил Валерий Хрищатый, в состав команды вошли опытные Луняков и Халитов, молодые Галиев, Маликов и Целищев. А в 1991-м команда под предводительством Валиева и Ильинского совершила первопрохождение Западной стены Дхаулагири, и в Гималаях появился первый казахстанский маршрут.

Ильинский набрал команду в национальную сборную на Эверест 1997 года. Экспедицией руководил начальник ЦСКА генерал-майор Павел Новиков, вместе с которым Ерванд Тихонович работал много лет. В составе команды вершины достигла первая женщина из Казахстана Людмила Савина, а Владимир Сувига взошел на Эверест без кислорода.

После Эвереста Ильинский стал набирать новую команду. Появилась идея включиться в программу "Казахстанские альпинисты на восьмитысячниках". C 2003 по 2010 год было организовано несколько экспедиций в высочайшие горы мира. В итоге в 2010-м казахстанцы стали первыми в мире, кто выполнил престижную программу «14» командой. В 2000-х все восхождения на восьмитысячники совершались без применения дополнительного кислорода. Трое из команды Ильинского (Денис Урубко, Максут Жумаев и Василий Пивцов) выполнили эту задачу лично.

А моя книга об Анатолии Букрееве и об армейской команде, в которой он вырос, начинается со слов Ильинского: «Много лет я посвятил альпинизму. Много времени я провел в самых разных горных системах мира, на самых разных высотах.  Сначала — как спортсмен, потом — как тренер и как участник экспедиций.  Тренерскую деятельность считаю главным делом своей жизни. Признаюсь, что бывали поражения и мы отступали, чтобы не стать заложниками гор, но возвращались и побеждали.  Нет, не горные вершины, а свои страхи и слабости. Я всегда считал, что главное — вернуть людей домой живыми».

Так зачем люди ходят в горы и рискуют жизнью? Если бы не было таких смельчаков, кто бы открыл Северный и Южный полюс, кто бы первым исследовал океан и поднялся на высочайшую вершину земного шара? 

Просто у каждого в этом мире — свой путь и свой Эверест. Вот и все.

Ильинский  (5).JPG

Справка НП

Ерванд Тихонович Ильинский — мастер спорта международного класса, заслуженный мастер спорта СССР, заслуженный тренер КазССР, заслуженный тренер СССР по альпинизму, неоднократный чемпион и призер чемпионатов СССР, старший тренер СКА САВО по альпинизму с 1973 года, восходитель на Эверест (1990), первый в Казахстане член клуба «Семь вершин» (2007). Он подготовил более ста мастеров, из них 40 мастеров международного класса и 25 заслуженных мастеров спорта. 

Фото из архива автора

Читайте в свежем номере: