Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
ЛюдиЛичность

Абылхан Кастеев. Материализованный пробег по истории страны

2024 год проходит под знаком 120-летия знаменитого казахстанского художника Абылхана Кастеева

Казалось бы, столько уже о нем сказано, а сколько еще, как оказалось, недосказанного. У нас, в Казахстане, наблюдается нехватка мемориальной литературы. Может быть, пришло время для его персонального биографа. Встречи с родственниками, людьми, так или иначе сопричастными к его памяти, открывают некоторые неизвестные страницы его жизни и творчества. В этом смысле и проведенный поминальный ас (обед) оказался богатым на новую информацию, раскрывающую личность художника с неожиданной стороны. 

Прошло чуть более 50 лет после смерти Абылхана Кастеева, но интерес к нему как к человеку и художнику не угасает. Это всего лишь отдельные эпизоды, но они красноречиво свидетельствуют о популярности художника при его жизни. 

Об Абылхане Кастееве рассказывать несложно, так как он представлял собой на редкость открытую коммуникабельную личность. Его дом, не всегда комфортный, не отличающийся особым изобилием в силу тогдашних социальных условий, всегда славился широким гостеприимством. Количество знавших его людей зашкаливает, и это не всегда только коллеги по творчеству. При этом, по воспоминаниям его дочери Гулдарии, он сочетал в себе и некоторую сдержанность, носил в себе тайны, которыми ни с кем не делился. Это касалось скорее проблем устройства семьи, которыми он не считал нужным кого-либо загружать. Главная точка притяжения к нему — это необычайная простота, щедрость, доступность и соучастие. Но это не та простота, которая хуже воровства, а с житейской мудростью и чувством собственного достоинства. 

Указанное событие собрало круг людей, которым было чем поделиться. Так открываются отдельные эпизоды его биографии, которые важны как существенное дополнение к особенностям личности, влиявшим на его творческую составляющую. Так, писатель Бексултан Нуржекеев поделился воспоминаниями Уке Ажиева, с которым Абылхан ездил на пленер по Волге, посвященный 100-летию В.И. Ленина. И тогда все коллеги отметили особенность его художественного метода, которому он остался верен до конца. Пленерная практика предполагает этюдный характер письма экспромтом, и художники, следуя этому принципу, постоянно меняли место дислокации. Кастеев же до конца дня не тронулся с места. Используя приобретенные пленерные навыки, он все же предпочитал завершать начатую картину до конца. 

Его популярность изначально была чрезвычайно велика среди его современников. Его встречи не ограничивались только художниками. Он, как и его ровесники, был весьма близок к народному творчеству в широком смысле этого слова. Казахский фольклор, эпос, айтысы, народная музыка, современная литература составляли естественную основу его живописного формирования. Эта цельность его эстетического мировосприятия расширяла рамки его непосредственной деятельности. Неслучайно Габит Мусрепов советовал своим читателям смотреть на картины Кастеева как на живой учебник жизни. 

Невзирая на многочисленные житейские трудности, которые он испытывал со своей многодетной семьей, уже получив общественное признание и как депутат Верховного Совета Казахской ССР, и как народный художник Казахской ССР, он больше заботился о нуждах избирателей, чем о собственных проблемах. Зато его творчество уже производило большой резонанс не только в Казахстане, оно было отмечено и в дальнем зарубежье. Так, известен факт, что по ходатайству представителей Третьяковской галереи в ее фонды была передана работа А. Кастеева. Известный скульптор Вагиф Рахманов рассказывал искусствоведу Ермеку Джангильдину о том, что во время своей поездки в Париж в составе делегации видел там картины Абылхана Кастеева. 

Озбекали Джанибеков, видный общественный деятель, внесший, без преувеличения, кардинальный вклад в реформацию культуры Казахстана, человек-легенда, со свойственной ему прозорливостью успел в год смерти художника нанести ему визит. В результате этой встречи Абылханом были переданы эскизы его работ, посвященные событиям Национально-освободительного движения 1916 года, связанным с именем народного героя Амангельды Иманова, в фонды Торгайского областного историко-краеведческого музея. Именно в эти дни на YouTube каждый день демонстрируется грандиозный проект «Озбекали Джанибеков и культурный фронт», охвативший все регионы страны. 

Многие известные люди ходатайствовали при жизни и посмертно за достойное увековечение памяти первого художника страны. Так, видный общественный деятель страны Куаныш Султанов вспоминает, что это превратилось в ритуал, когда абитуриенты художественного училища имени Гоголя приходили домой к живописцу за благословением-бата. Ему, в свою очередь, удалось попасть с визитом к Д.А. Кунаеву с просьбой от многих желающих в 1984 году о присвоении имени А. Кастеева Государственному музею искусств в Алма-Ате и получить положительный ответ. 

Поэт и художник Ерсаин Жапак также не прошел мимо знаменательной даты, подготовив свое большое поэтическое посвящение «Аулие суретшi» («Святой мастер»), в котором проследил весь творческий путь художника. 

В 1972 году нашему Правительству было представлено ходатайство от имени народа о присвоении А. Кастееву звания Героя Социалистического труда. Пока вопрос рассматривался, художника не стало, а такая награда, как оказалось, не присуждается посмертно. Аким Панфиловского района Марат Сагынбеков с большой радостью отчитался о проделанной работе в знак юбилея знаменитого земляка. 

В ауле Шижин, где, собственно, и родился Кастеев, открыли новую двухэтажную школу по самым последним современным требованиям. В маленьком ауле Алты уй производится ремонт школы, где хранятся ценные артефакты — подлинные вещи художника: чапан, тюбетейка, кисти и др. Кстати, Кастеевым написан портрет деда акима Кесикбаева. Так причудливым образом пересекаются времена. Решается вопрос о присвоении его имени главной улице в Жаркенте. Для земляков история жизни Абылхана Кастеева — предмет особой гордости. О нем знают и стар и млад. 

Абылхан Кастеев — родоначальник большой творческой династии. Его талантливые внуки Даурен и Сауран продолжают стезю знаменитого деда. Абильтай Кастеев, старший сын, прославился в качестве известного кинооператора. В истории советской фильмотеки осталась картина «Мадам Вонг», снятая на знаменитой даче Николая Бенуа, с участием популярных актеров Армена Джигарханяна, Ирины Мирошниченко под его непосредственным руководством. 

И таких эпизодов насчитывается великое множество, они с годами все более высвечивают многогранную личность художника. 

Тунгыш — первенец изобразительного искусства Казахстана 

Абылхан Кастеев — уникальный феномен в отечественной культуре. Именно с него начинаются страницы истории изобразительного искусства Казахстана. Роль тунгыш — первенца — сакральна и ответственна. Остается только удивляться, как сын бедного пастуха, рано оставшийся сиротой, родившийся на далекой окраине Российской империи — на самой границе с Китаем в местности с джунгарским названием Шижин стал родоначальником огромного, длиной более ста лет, художественного процесса, о котором доселе в его стране не ведали. Далеко не случайность предопределила его судьбу. 

Откуда истоки творчества Абылхана Кастеева?! На этот вопрос известного акына Оразакына Аскара сам художник складно ответил в поэтической форме. На казахском языке это звучит насколько образно, настолько и точно! Отсюда становятся понятными нескончаемые флюиды его вдохновения. Это родная природа и та духовная предметная осязаемая атмосфера, которые окружали его с детства. Сам художник обладал даром красноречия, который оказался несколько в забвении, ибо он всю свою страсть отдал визуальному искусству. Но здесь существует незримая связь. Олжас Сулейменов этимологию слов рассматривает в контексте с образным письменным знаком. Еще в детстве Абылхан в степи сталкивался с загадочными начертаниями на камнях, поразившими его воображение. Предметы прикладного искусства нами воспринимаются больше как музейные артефакты, а для него это была естественная эстетическая среда, составляющая изначально прикладную, а позже и декоративную ценность. Все это запечатлелось в его генетической памяти как мир архетипов, впоследствии проявившийся в его творчестве в новом изобразительном качестве. 

Самые ранние из них датированы 1940 годом. Хотя в этой сфере он практиковался и раньше, работы не сохранились. Можно предположить, что это вспомогательный материал, поскольку представлен больше в виде набросков, зарисовок на тетрадных, альбомных листах, календарях депутата Верховного совета, на кальке... Но все это не от небрежности. Кастеева можно назвать ударником художественного производства, трудоголиком. У него не было ни одной праздной минуты. Ему повезло с супругой: она полностью доверила мужа его творческому пристрастию. Главной заботой Абылхана была живопись. Он неутомимо осваивал новые пространства, темы, технологии. Обращение к орнаменту — это сакральная часть его души. Такая понятная, воспринятая на естественном эмпирическом уровне. Полагаю, что его орнаментальное творчество имеет и определенную прикладную ценность. 

Учитывая то обстоятельство, что нынче освоение казахского орнамента в современных дизайне, архитектуре, предметах быта, промыслах, моде, сувенирном производстве находится пока либо в зачаточном, либо начальном состоянии, полагаю, что художественный орнамент Кастеева может быть эффективно использован в этих целях. Совершенно не стесняясь, могу заявить, что это эксклюзив, требующий серьезного изучения. Невозможно представить восточное застолье без великолепных подносов. Славились в свое время русские жостовские подносы. На смену им пришли новые разные варианты. Абылхан Кастеев предложил свой вариант, где видно его мастерство в понимании декоративного искусства вкупе с живописностью. Это довольно интересные эксперименты с включением советских символов, к примеру, красной звезды, которая в его исполнении приобретала казахское звучание. Композиции его орнаментов очень разнообразны — от минимализма, что весьма ценится сегодня, до сложнейших вариаций. Он вполне мог поспорить с современными дизайнерами. Насколько ловко вмещал свои неповторимые знаки, символы в любую форму — квадрат, прямоугольник, многоугольник, трапецию, круг, овал. Интересны его решения в архитектурном варианте. Они могут быть использованы в современном градостроительстве! 

На юбилейной выставке художника в музее его имени впервые в экспозиции были выставлены ковры, выполненные по эскизам художника. Ничуть не нарушая общепринятые правила ковровой композиции, ясно обозначенное центральное поле, обрамленное бордюром, мастер внес свои коррективы в декоративное решение. Использованный орнамент по конфигурации напоминает общеизвестный казахский орнамент и все же — с привнесением его собственных нюансов. И самое примечательное, что крайний бордюр заполняется цветными геометрическими квадратиками. Такая трактовка вполне перекликается с элементами современного дизайна. К примеру, с европейским пэчворком. Это такая неповторимая, чисто кастеевская танба! 

Как известно, орнамент имеет определенные систему, структуру. Сегодня казахский орнамент достаточно изучен. Абылхан Кастеев создал свой собственный авторский орнамент с соблюдением определенных законов построения. По его словам, истоками его орнамента являлись ушки барана, рога архара, войлок из материнских рук, цветовое оперение бабочек, паутинки, девичье вязание, конфигурации камней. 

К этому занятию художник относился достаточно серьезно. Его орнаменты имеют четкую классификацию для их применения. И все они, соответственно, имеют конкретное предназначение: посудный, костюмный, ковровый, архитектурный, для интерьера — занавески, шторы, полог... Они полностью — предметы его воображения. Можно увидеть отдаленное сходство с архитектурными орнаментами надгробных сооружений на Мангышлаке, которых он никогда не видел. Некоторые из них повторяют абрис... мировых брендов. 

(Продолжение следует

Мария Жумагулова, искусствовед 

Читайте в свежем номере: