Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Защита слабых — это состояние души
ЛюдиЧеловек дела

Защита слабых — это состояние души

В соцсетях постоянно мелькают фотографии брошенных, покалеченных животных. Гораздо более редки кадры счастливых глаз, обретших дом и хозяев. Однако такие истории случаются, и зачастую благодаря людям, жизнь которых наполнена смыслом и усилиями для поиска этого дома для животных, их лечением и максимально эффективными действиями, чтобы изменить жизнь братьев наших меньших к лучшему. Мы поговорили с Дианой Дудатий, врачом алматинской клиники Animal Doctor, и Вероникой Гузенко, волонтером и организатором зооклуба в Талдыкоргане. 

— Диана Михайловна, как вы стали ветеринаром? 

— Будучи человеком из медицинской династии и окончив лечебный факультет мединститута, я не собиралась быть ветеринаром, если, конечно, не считать детские мечты планами на жизнь. Но до того как стать врачом, я училась в Москве в институте управления и жутко скучала по родному Алматы, по семье и по своим собакам! В итоге я просто все бросила, улетела домой, оставив институт и даже не взяв свои вещи. Это были лихие девяностые. Папин пациент был пилотом. Я знала это, и расписание рейсов знала. Просто приехала в аэропорт и со слезами попросила его забрать меня домой. Улетала в багажном отделении самолета, сидя на ящиках с лимонадом. Тогда такое было возможно. Сегодня, наверное, маловероятно. 

Уже в Алматы я поступила в медицинский институт. Собаки у нас в доме были всегда. Во время учебы помогала всем друзьям, соседям и знакомым — лечила собак, надо сказать, как людей. Ведь я училась на лечебном факультете (смеется). По окончании учебы меня ждало блестящее будущее в одной из ведущих алматинских клиник пластической хирургии, которое почему-то не вдохновляло. Я подумывала также о работе на кафедре. А летом, получив диплом, пришла по просьбе друзей в ветеринарную клинику «У Лукоморья». Тогда она была в старом частном доме во дворах на улице Космонавтов. Пришла помочь временно, на лето. Сейчас это кажется таким далеким и случайным решением, но остается моим настоящим — я лечу животных с тех пор каждый день. 

Диана Дудатий.jpg
Диана Дудатий

— Дома у вас есть животные? 

— Ну конечно. Три кота и две собаки. Еще собака у мамы, за которую также отвечаю я. 

— Как вы познакомились с Вероникой Гузенко? 

— Как-то вечером я получила фото маленькой собачки, практически щенка, с еле державшейся головенкой. По-другому не скажешь. На остатках практически перерезанной шеи. Зооволонтер из Талдыкоргана Вероника просила меня хотя бы попытаться помочь собаке. Я ответила: «Хорошо, отправляйте — попробую!». Не буду пугать вас подробностями операции. Шансов не было никаких. Ну, может быть, 0,1 процента из ста. Но это крошечное создание уцепилось за них и осталось на этом свете. Теперь это моя собака Муха, а с Вероникой у нас началось настоящее сотрудничество. Такой неравнодушный человек в Талдыкоргане. И зооклуб, который она создала, дарит шанс на жизнь многим животным!

Недавняя история от Дианы Дудатий: «В клинику принесли уличную кошку в ужасающем состоянии: у нее выпала матка и волочилась по земле, а внутри были уже мертвые котята. Температура у кошки была 32,5. На удачу мы мало надеялись. Невероятно, но она выжила после операции и отходила от нее в клинике. Через пару дней к нам обратился давний клиент — у ее овчарки случились затяжные роды. Собаку мы прооперировали, пятеро щенят выжили. Хозяйка собаки, ожидая операции своего животного, увидела эту несчастную кошку. Пожалела, погладила. Мы предложили забрать ее в дом, так как отдавать было некому. Кошке требовался уход. Через день после операции овчарка умерла дома, а кошка в буквальном смысле заменила мать щенятам. Она грела их и вылизывала. Спустя несколько дней перетащила в другой угол и не отходила от них ни днем, ни ночью! Так и растит своих «котят», которые скоро станут больше нее». 

Вероника Гузенко.jpg
Вероника Гузенко

— Вероника Юрьевна, расскажите, как был создан зооклуб в Талдыкоргане и чем он занимается. 

— В 2015-м мы объединились в группу неравнодушных людей и с помощью соцсетей создали сообщество волонтеров. Постепенно из 80 человек часть отсеялась. Кто — из-за занятости, кто — из-за неготовности детально заниматься животными. Но в итоге остались те, кто готов работать на совесть: 15 человек. В 2019 году был официально оформлен общественный фонд «ЗООКЛУБ», директором которого я являюсь. Но директор — это не только руководитель. Это активный участник во всех делах. 

Самые уязвимые животные — брошенные и бездомные. Именно поэтому мы объединились, чтобы помочь им выжить насколько это возможно. ЗООКЛУБ помогает жителям всей области найти потерянных питомцев. Мы проводим профилактические беседы. По инициативе областного департамента полиции осуществляем совместные рейды работников полиции и зоозащиты по городу в целях просвещения и профилактики нарушений Закона по ответственному отношению к животным. Я имею удостоверение общественного инспектора. Стараемся стерилизовать как можно больше животных, чтобы сократить количество бездомных. С 2015 года мы сотрудничаем с волонтерской группой школы НИШ ФМН. Благодаря нашему проекту «Доброе сердце», в который вовлечены ребята-школьники, обеспечиваем жильем собак бездомных и на передержках. Надо отметить, что НИШ — это школа, которая действительно занимается воспитанием настоящих граждан. В этой группе волонтеров ни много ни мало 125 человек. В субботу, в свой выходной, дети приходят в школу и мастерят будки для бездомных собак. 

IMG-20231120-WA0083.jpg

— Что самое трудное в вашей деятельности? 

— Так как дома или здания для приюта у нас нет, всех больных животных приходится брать к себе домой и лечить. Это тяжело. Иногда не спать ночами, лечить, бояться за них, привязываться, искать новый дом, потому что помощь требуется новым животным. Морально это непросто. Помощь нужна стольким!.. Это просто конвейер. Забрал с улицы, вылечил, пристроил, отдал, и снова так же по кругу. Но это все стоит результата — спасенных жизней. А вот силы, которые уходят, чтобы бороться с государственными структурами и равнодушием чиновников... К сожалению, зачастую это как борьба с ветряными мельницами. 

— Что нужно сделать, чтобы у ЗООКЛУБА появился приют для животных? 

— Приют по Закону о защите животных должно построить государство либо выделить на строительство средства. Однако ни одна городская администрация, которая меняется у нас каждый год, не заинтересована в том, чтобы решить эту проблему Я регулярно хожу на все слушания и заседания по этим вопросам, но ситуация не меняется. 

—Но ведь есть у вас и победы, которыми можно гордиться? 

— Наш клуб добился запрета на организацию собачьих боев в Талдыкоргане. На это ушло полтора года. Удивительно, но 316-ю статью за жестокое обращение с животным порой доказать сложно, если животное не убили у тебя на глазах. Так же долго мы боролись с одним из городских кафе, на территории которого держали собак и затем готовили из них еду для жителей. Но в 2019-м мы добились закрытия этого кафе и наложения штрафа на владельцев, хотя доказать это было невероятно сложно. Само убийство собак мы, разумеется, снять не могли. Но постоянно снимали территорию вокруг кафе, писали бесконечные заявления, и в итоге административный орган СЭС наложил штраф на заведение в размере 520 000 тенге и закрыл кафе. Это первый случай в Казахстане. Наши усилия увенчались официальным решением. 

Вероника Гузенко: «Кошки и собаки должны жить рядом с человеком. Самостоятельно им выжить очень трудно, особенно зимой. Неравнодушный человек не может не замечать чужой беды, особенно если беда у слабых и беззащитных. Наша цель — вовлечь как можно больше жителей Талдыкоргана в активные добрые дела во благо животных. Очень радует, когда дети объединяются для помощи животным. Кормят их, утепляют места для ночлега».

IMG-20231120-WA0072.jpg

— Вероника, расскажите добрую историю с хорошим концом. 

— Таких историй, к сожалению, мало: многие из них начинаются с какого-то горя или несчастья. И чтобы они заканчивались хорошо, нам приходится прикладывать немалые усилия. Недавно, например, мы вытаскивали собак, сброшенных в бассейн для полива. Самостоятельно выбраться оттуда у них не было никаких шансов. 

И с собакой Бэлли мы вместе испытали целые приключения. К счастью, в итоге с хорошим концом. 

Небольшая собачка полгода жила во дворе многоэтажного дома в центре нашего города. Ее очень любили дети, она провожала их в школу и ходила за ними в местный магазин неподалеку. Охраняла двор многоэтажки как свою территорию, а жильцы ее кормили. Она была доброй, ни разу никого не укусила, считала двор своим домом. Но невзлюбила эту собаку одна женщина из КСК и вызвала отлов, который увез Бэлли далеко за город — на промзону. Я нашла ей свободный вольер, оставила еду и начала поиски постоянного дома. Через день раннее утро началось с истеричного звонка от этой женщины из КСК: «Заберите собаку со двора немедленно, иначе я ее отравлю!». За ночь эта небольшого размера собачка взломала сетку вольера, затем — сетку ограждения и... утром вернулась в свой двор к радости всех детей! 

Что ж, Бэлли забрали второй раз и перевезли еще дальше от города — на лесопилку, посадили на цепь. Через неделю она вылезла из ошейника и снова вернулась в «свой» двор к детям: провожать их в школу и ходить вместе в магазинчик. Но, скажите, стоит ли случай человеческой ненависти такой собачей любви и преданности? Из опасений за жизнь собаки нам пришлось увезти ее на хутор, хозяйство с высоким забором. Сейчас Бэлли живет в хорошей семье, где ее любят. А дети до сих пор спрашивают, как она. 

Справка «НП»

За активную жизненную позицию и большой объем проделанной работы Вероника Гузенко удостоена звания «Лучший волонтер года-2019», Международной премии «Волонтер года-2021», диплома «Лучший волонтер Алматинской области-2020». Признана победителем конкурса «Лучшие социальные проекты НПО Алматинской области». Номинирована на премию «Лучший волонтер-2023». 

Анастасия Наумецкая 

Фото предоставлены Д. Дудатий и В. Гузенко 

Читайте в свежем номере: