Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
ЛюдиЧеловек дела

Юрий Якушев: «Театр не дает рецептов, он дарит живую энергию общения»

Если театр успешен, значит, деятельность в нем четко скоординирована, есть свой дух, репертуар и зритель. Национальным русским театром драмы имени М. Лермонтова много лет руководит заслуженный деятель РК Юрий Александрович Якушев. Он верит в своих актеров, постановщиков, коллектив, зрителей и верен им, а с нашим читателем делится тем, чем гордится и за что больше всего болит душа. 

Многие театры мира по традиции закрывают очередной сезон премьерой. То есть перед заслуженным отпуском принимают на себя, как прилив энергии, аплодисменты зрителей. У театра Лермонтова, как его любя называют алматинцы, в завершении этого сезона такой премьерой стала постановка российского режиссера Евгения Зимина по одноименным «Пестрым рассказам» Антона Павловича Чехова. 

Залог успеха — тандем художественного и административного руководства 

Спектакль получился великолепным, умным, интеллигентным, как сам Чехов, с восторгом принятым зрителем. На такой ноте он перейдет в открытие нового театрального сезона. Нельзя было не спросить директора театра Юрия Александровича Якушева, что он думает об этой постановке. 

— Неблагодарная участь для директора театра — рассказывать о художественной составляющей жизни этого театра. Думаю, это прерогатива художественного руководителя Дмитрия Анатольевича Скирты. Однако и со своей стороны я могу посмотреть на завершившийся сезон и отметить, что он был плодотворным, — говорит Юрий Александрович. — Директор театра — это тыл для художественного руководителя, и, если в тандеме работают и художественное руководство, и административное, это залог общего успеха. Что касается «Пестрых рассказов», то идея создания спектакля полностью принадлежит Дмитрию Анатольевичу. Он искал постановщика, отозвался режиссер из России Евгений Зимин. В этом спектакле у нас состоялся и другой своеобразный дебют — мы пригласили в свою труппу художника-постановщика Евгения Лемешонка. Он активно работал в России, интересна была его первая работа на нашей сцене. Она удалась, сценография получилась превосходной. Также Евгений выступил художником по костюмам и поработал над музыкальным сопровождением. На мой взгляд, в этом проекте сошлось все: и режиссура, и сценография, и актерский состав, очень точно действующий в природе чеховских персонажей. Объединить смену мест действий, героев, пространств режиссеру удалось в решении выстроить вокзал. Жизнь так устроена, что кто-то приходит на вокзал встречать, кто-то — провожать, кто-то печален, кто-то рад. А если поезд не придет? Или куда он увезет? Все сложилось по-чеховски глубоко и в то же время близко к пониманию каждым. Мне кажется, все в этом спектакле срослось. И если понимать, что у каждого из нас есть свое восприятие произведений Чехова, то в данном проекте есть и чеховский юмор, и сатира, и сильные драматические мотивы. Потому, думаю, каждый зритель найдет в этой постановке что-то полезное для себя. Мы существуем для зрителя и должны учитывать все стороны его восприятия репертуара нашего театра. 

Мне бы очень хотелось, чтобы «Пестрые рассказы» пользовались большим успехом. Премьера лишь закрывает репетиционный процесс, выстраивая взаимоотношения со зрителем так, чтобы в новом сезоне спектакль получил свежее дыхание и у актеров не было суперволнения. Постановку мы можем поставить себе в плюс. Такого спектакля и в таком качестве у нас не было. 

театр (1).jpg

Чиновничья должность

Русский театр драмы появился в советской АлмаАте в 1933 году. Он является одним их старейших и легендарных в Казахстане, давшим стране и миру множество ярких звездных имен. А имя Михаила Юрьевича Лермонтова театру было присвоено в 1964 году в честь 150-летия величайшего русского поэта и прозаика. Чуть позже на сцене театра был поставлен спектакль «Поручик Лермонтов» по одноименной пьесе Константина Паустовского. 

Театру в 1974 году присвоили статус академического, а в 2020-м — национального. 

Долгое время художественным руководителем театра являлся народный артист РК Рубен Андриасян. С 2020 года на этой должности занят заслуженный артист Казахстана Дмитрий Скирта. 

Юрий Александрович Якушев, руководя театром, говорит о себе так: 

— Должность моя чиновничья, и у меня есть опыт (Ю. Якушев успешно возглавлял одну из коммерческих фирм. — Прим. автора), которым могу делиться. Были разные периоды в жизни, были нулевые, роскошные с точки зрения развития страны и финансирования десятые годы нового века. Но наступили двадцатые, которые не приносят нам удовольствия по разным причинам, начиная от космоса и заканчивая этим кабинетом. Но главное состоит в том, что мы смогли принять несколько решений, продвинувших театр вперед. В конце девяностых повсеместно были разброд и шатания. Как-то я шел по городу и услышал разговор о театре Лермонтова. Остановился и уловил, что кто-то в этом диалоге спрашивает, где находится этот театр. Это меня очень сильно зацепило. Как это — не знать театр Лермонтова! Люди были поглощены проблемами и нестабильностью 90-х, налаживанием жизни и обеспечением себя элементарным питанием, поиском работы. Люди потеряли культурные ориентиры. Словом, эта внезапно подслушанная беседа стала отправной точкой для решения продвигать театр. И тогда мы с главным художником Владимиром Ивановичем Кужелем, к сожалению, ныне ушедшим, стали создавать лицо театра — его логотип, афиши, программки, разработали дизайнерский стиль для узнаваемости театра. До настоящего времени он является базовым. Это был первый шаг, вторым стало продвижение рекламы. А в те годы начинало свою деятельность кабельное телевидение «Алма ТВ», и мы обратились к его руководству за помощью. Мы понимали, что люди, которые приобретают пакет услуг кабельного телевидения, — это и наши зрители, тот сегмент, который будет ходить в театр. Прежнее руководство телекомпании пошло нам навстречу и стало тиражировать в эфире сразу нескольких каналов наши ролики. Сейчас о такой поддержке театра можно только мечтать! А тогда «Алма ТВ» в течение трех лет прокручивало ежедневно наши рекламные, анонсовые, имиджевые ролики, и мы сделали огромный скачок навстречу зрительской аудитории. Наш зрительный зал стал заполняться. С этого момента, примерно с нулевых годов, мы стали вести отчет о том, как работаем с нашим потенциальным зрителем. 

Затем мы ввели аналитику, стали прорабатывать взаимодействие со зрителем, выясняя с точки зрения маркетинга, какой сегмент у нас превалирует по возрастной категории — сколько зрителей от 18 до 35 лет, сколько более взрослой и совсем солидной по возрасту аудитории. В девяностые и начале нулевых наша аудитория была старше, чем сегодня, молодежи было не более 17-18 процентов всего зрительного зала, процентов 60 зрителей было в возрасте 60+. 

Сегодня в театр приходит самая разновозрастная аудитория — от детей, школьников и студентов до людей преклонного возраста. Многие традиционно посещают спектакли в театре Лермонтова семьями и компаниями. 

Юрий Александрович также рассказал, что была выработана стратегия выстраивания репертуарной политики, составления постановочных планов. 

— В этом кроется успех спектаклей, когда попадаешь в нужный эмоциональный настрой зрительских восприятий, а дальше все идет по накатанной, потому что, набрав скорость движения, останавливаться уже нельзя и не хочется, — продолжает разговор Юрий Якушев. — Затем мне показалось, что надо далее получать знания по маркетингу. И только я об этом подумал, как узнал, что при содействии Жании Аубакировой, тогдашнего ректора консерватории, в Международной академии бизнеса была введена специальность «арт-менеджмент». Я с удовольствием окунулся в эту учебу по модульной системе. Причем все преподаватели оказались практиками из числа ведущих советников или экспертов казахстанских и зарубежных компаний. 

Обучение в магистратуре придало еще больше энергии Юрию Александровичу для управления деятельностью театра. Защитив диссертацию, он увидел, каким должен быть отдел продаж и маркетинга. Сегодня в театре взаимосвязанно функционируют и отдел продаж, и отдел развития и продвижения театральной продукции. Помимо этого театр Лермонтова первым из казахстанских театров стал выпускать термобилеты, первым создал свой сайт и аккаунты в социальных сетях. Еще в 2012 году первым на территории страны запустил онлайн-продажу билетов через «Тикетон». За счет этого выросло число молодых зрителей. 

театр (2).JPG

За что болит душа?

— Театр — это такая штука, где очень много зависит буквально от каждого человека. Зритель видит только одну сторону, однако в работе над спектаклем задействовано огромное количество специалистов. Есть редкие специальности. У нас не могут работать просто плотник, швея или художник, который сидит за компьютером. В театре все надо уметь делать руками. У нас практически все производство ручное. Причем, если мебель или костюм надо сделать соответствующими эпохе, то надо знать все об этой эпохе. Потому я всегда отношусь с большим уважением к сотрудникам штучной профессии. А вырастить, так сказать, даже Бабу-ягу мы можем только в собственном коллективе. Так же с обслуживающим персоналом. Свет, звук, машинисты сцены, звуковики — нигде и никто сегодня не готовит звукооператоров. Мы выискиваем уникальные кадры, и нам еще везет, что в России предлагается бесплатное обучение этим профессиям. Сейчас театр «Балтийский дом» из Санкт-Петербурга проводит у нас мастер-классы, на которые мы приглашаем специалистов и из других театров Алматы. Мы за то, чтобы во всех театрах были профессионалы, так как это влияет на общий уровень казахстанской культуры. Я преклоняюсь перед людьми, создавшими частные театры, которые доказали свою состоятельность, наработали собственную историю, репертуар, имя. Чем больше театров, тем лучше. Мы не представляем друг для друга никакой конкуренции. 

Болит душа за артистов, потому, что если один заболел, то спектакль надо отменять, а это ЧП для театра. Для введения второго состава актеров у нас нет возможностей. Для такого статусного театра, как наш, нужна труппа в 80 человек. У нас всего 54, мы небольшим коллективом стараемся выпускать максимально качественный продукт. Поэтому каждый чих артиста для меня — это большие переживания. Артисты же еще и все ранимые. Каждый по-своему дорог. Знаменитый режиссер Марк Захаров написал в своей книге, что Станиславский называл артистов детьми. Захаров добавил, что это сукины дети, и он настолько попал в точку, потому что так и есть. Иногда бывают ситуации, когда артист так разозлит тебя каким-то поступком, поведением, думаешь, что убил бы на месте, прихлопнул как муху. А приходишь на спектакль, где он в своей роли превосходен, и все прощаешь. 

И за здание переживаешь, и за технику, и за все, потому что все это родное. 

Не зря мы говорим, что театр — наш дом, мы заботимся о нем и друг о друге как о семье. И зрителю должно быть комфортно в нашем жилище, приятно находиться в нем всюду — не только в зале, но и в фойе, у гардероба, в буфете. И что-то нас всех должно объединять, быть над всеми и всем. И когда мы приходим в театр, то говорим, чтобы обычную суету все оставляли за порогом. Домой надо возвращаться с улыбкой. У нас два дома. И если баланс доброго отношения к каждому нашему дому присутствует, тогда и атмосфера в них всегда и всюду будет творческой, — утверждает директор театра.

Душа театра 

— Мне бы хотелось, чтобы душа театра была чистой, светлой, открытой. Каждый по-своему определяет, какой он видит душу театра. Для меня театр Лермонтова — это все и вся, потому как я нахожусь в нем с 17-летнего возраста с небольшим перерывом на бизнес и коммерцию, которые тоже помогли мне в театральной карьере. 

Если дух театра совпадает с духом человека, то, даже если он уйдет, театр не оставит его. Через какоето время многие сотрудники театра возвращаются, потому как в другом качестве, в иной атмосфере они уже не могут находиться. Конечно, где-то может быть зарплата намного больше, но, если человек не получает удовольствия от работы, зарплата его настроения не улучшит. 

Хочу сказать, что театр не исчезнет никогда. Гибель ему предрекали еще когда появились синематограф, радио, кинотеатры, телевидение, затем интернет. Но человеку всегда будет необходимо прямое общение, и театр в этой сфере выступает тем самым живым организмом. Его энергетика, его посыл передает через сцену тот уровень культурного общения, который позволяет находить и получать ответы на многие вопросы. Театр не дает рецептов, он дарит живую энергию общения, делится со зрителем настоящими эмоциями и переживаниями в момент действия и после него. И каждый раз каждый спектакль будет звучать и воздействовать на нас по-разному. Душа театра трепещущая, пульсирующая, и замены такому настоящему ее осязанию никогда не будет, — заключил Юрий Якушев. 

Фото предоставлены Национальным русским театром драмы имени М. Лермонтова 

Читайте в свежем номере: