Сегодня 55-летний юбилей отмечает Владимир Пономарев, главный художник легендарного Театра имени Наталии Сац. В нем он служит без малого 30 лет.
Все началось и завертелось, когда маленький Володя пошел в детский сад. Забирая сына вечером, родители услышали от воспитателя вопрос: «Что же ваш ребенок даже карандаш в руках держать не умеет?». И Володю стали активно учить «держать карандаш в руках».
- Нет, мои родители не были художниками, они работали в авиации. Единственное – дед хорошо рисовал. Я мог сидеть у окна рисовать улицу, фонари, деревья, а он подходил, что-то подправлял, добавлял пару штрихов и рисунок преображался. И как же мне это сразу понравилось – точки, палочки, крючочки… Потом - рисование, лепка, аппликации. Любимые уроки рисования, кружки ИЗО в Доме культуры и во Дворце пионеров. Конечно, все стенгазеты в школе были на мне, да и в армии тоже. Я довольно рано отчетливо осознал, что хочу быть именно художником. Помню реакцию кого-то из взрослых на вопрос, кем я хочу стать, когда вырасту: «Кем? Ну, ну…»
- К счастью, родители меня всегда поддерживали в моем увлечении, никогда я не слышал от них, что профессия художника не серьезная и тому подобное. Я им очень благодарен за это, как и своим учителям в последующем, и в числе оказались Светлана Насырова, Владимир Ляпунов, Елена Ямщикова, Андрей Таранов, Виктор Кнак, Гюзель Мамединова, Дуйсен Сулеев, Вагиф Рахманов, Март Китаев… А поскольку вся моя профессиональная жизнь связана с театром, я, конечно, не могу не отметить наших мэтров сцены, которые оказали на меня огромное влияние, и это Борис Николаевич Преображенский и Булат Газизович Аюханов.
В формировании профессиональной судьбы особую роль сыграла и бабушка Владимира. Как-то, когда он в очередной раз был у нее на каникулах, она пришла с газетой, где было объявление о наборе в детскую художественную школу. Бабушка объявление обвела красным карандашом, вручила газету внуку и отправила к родителям.
После окончания художественной школы Владимир Пономарев сразу поступил в Алматинский государственный театрально-художественный институт им. Жургенова. Правда, целью был факультет скульптуры, но прием на него уже закончился, и вот на театральный еще шел…
- Конечно, я ходил в театр с классом, с родителями… Но все же был далек от него, - вспоминает Владимир Валерьевич. - А когда поступил, не пожалел ни дня: здесь и рисунок, и скульптура, и куклы, грим, история костюма и много еще чего. Потом была практика, в Театре Наталии Сац тоже. Тогда этот театр находился в здании сегодняшнего Театра имени Мусрепова. Моя первая работа в качестве художника была для дипломного кукольного спектакля однокурсницы «Белоснежка и семь гномов». После института я года два работал в Театре кукол, это вообще особый мир, в котором живут и работают, по сути, настоящие волшебники…
Отношения художника с Театром Наталии Сац начались с предложения другой однокурсницы - Иры Симоновой (сегодня Ирина Анатольевна Симонова является и.о. главного режиссера Театра имени Наталии Сац) поставить спектакль в этом театре. Был 1995 год, и была это «Муха-Цокотуха». С тех пор - десятки тысяч эскизов, километры ткани на костюмы, тонны фурнитуры и, пожалуй, абсолютно все виды материалов для декораций…
- Спектаклей за эти почти 30 лет было огромное количество, если честно даже не помню (но в театре подсчитали - Владимир Валерьевич Пономарев оформил более 200 спектаклей!), но любимые они все, какой-то один или два «самых-самых» не назову, - Владимир Пономарев ненадолго задумывается, словно вспоминая, но – нет. - Также я и не помню, когда у меня был стандартный рабочий день с девяти до шести. От идеи до воплощения процесс создания декораций, костюмов, образов - круглосуточный и многомесячный. Но процесс этот доставляет главное удовольствие. Творческие муки, споры с режиссером, поиски решений вдохновляют невероятно. Для меня именно рабочий процесс важнее. Вообще, работа театрального художника, она коллективная и происходит совместно с режиссером, актерами, композитором, балетмейстером, художником по свету, звукорежиссером, гримерами, мастерами-бутафорами, швеями - все в одной упряжке.
За 30 лет служения театральной художественной мастерской, огромного опыта, авторитета и исключительного профессионализма, Владимир Пономареву приходила мысль о смене деятельности.
- Была такая мысль!! И занялся я бы тогда… кулинарией! Это ведь тоже творчество, эксперименты… Я очень люблю готовить и готовлю дома с удовольствием. И, знаете ли, я до конца не исключаю этой «крамольной» мысли...
При этом размышлении юбиляр загадочно-лукаво улыбнулся, и стало понятно - он не исключает никакое творчество, в любом его проявлении. Как никогда он не сможет исключить из жизни своей мастерской в театре на Алтынсарина-Шаляпина, легендарной сцены и большой театральной семьи… А сцена и театр любят его, как и зритель, который всегда отмечает высокую профессиональную работу настоящего Художника.
Ольга Зорина, Наталья Соколова